740 подписчиков

Перезапись (часть II: обзор аниме)

202 прочитали
Да начнётся обзор! Источник: zerochan.net. ©Visual Art's, ©Key.
Да начнётся обзор! Источник: zerochan.net. ©Visual Art's, ©Key.

Время пришло, дорогой читатель...

Аниме-адаптация одной из лучших новелл Кея, а именно «Перезаписи», вышла двумя сезонами в 2016–2017 годах. Сложно сделать адаптацию, угодную всем: что первый «Fate» от Deen, заспойлеривший чужие арки, что второй от Ufotable, где лор в новелле остался. Но в них обоих были внутренний смысл и логика: в теории их можно понять без новеллы. Что же вышло у «8bit» – сумели ли они во всех красках рассказать сложную и нелинейную историю, вершившуюся в Кадзамацури, на Луне и Земле? Правда ли, что Кагари-тян была раскрыта лучше, чем в новелле? Об этом, и не только, во второй части обзора (первая часть тут).

Итак, финальный аккорд...

1. Первый сезон: сюжет.
Студия: 8bit. Год выхода: 2016. Средневзвешенная оценка I-го сезона: 7,4 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 20810); личная оценка: 4,8 из 10.

Постер к первому сезону аниме. Персонажей вы помните по первой части обзора. Источник: там же. ©8bit.
Постер к первому сезону аниме. Персонажей вы помните по первой части обзора. Источник: там же. ©8bit.

Стартует действо с прогулки Котаро по таинственной полянке, где Кагари ему рубит голову (рейтинг 13+). Прожжённые читатели ВН понимают, что дальше будет флешбек и лучше это выключить (если б я в своё время так сделал...). Далее затянутое введение (как в «UBW», только вместо раскрытия мира и персонажей тут Кагари, банка кофе и неинтересный бой с монстрами), за которым идёт пересказ общего рута новеллы. Вновь Котаро Тэннодзи осаждаем призраком, но теперь он его с первой серии видит, да и Кагари наглее сделали: отныне она прямо при всех в классе у него сосёт кровь. Дабы избавиться от наваждения, он идёт к местной ведьме Сэнри Акане, спорит с ней и организует оккультный клуб, в который тащит новенькую рыжую Тихайю Отори, подругу детства Котори, старосту-цундере Лючию и лолю Сидзуру (Ёсино, как хулиган, отказался, но в моментах лютого кринжа также засветился). Клуб вновь ищет сверхъестественное, с перебивками на куски историй Сидзуру и Лючии (надо же чем-то аниме набить!), вновь идёт за Иноуэ и вступает в уже свой бой с отвратными 3D-моделями. Затем разделение девушек. К Котаро цепляется Кагари (потому что), и они принимают участие в том самом легендарном противоборстве между Геей и Стражами с совершенно непредсказуемым исходом...

Казалось бы, первоисточник отличный. Казалось бы, адаптация Кея. Казалось бы, можно раскрыть по-новому историю.
Да что вообще могло пойти не так?

2. Невнятная и омерзительная каша.
Это даже претензиями не назовёшь. Вкратце, первый сезон «Рерайта» самое плохое аниме, что я видел. Теперь по пунктам:

Подобную чушь авторы выдают за милоту. Флаг им в руки. Сама Кагари тут обычная моэ-болванка,  и с оригиналом имеет мало общего. Источник: скриншот из аниме «Перезапись». ©8bit.
Подобную чушь авторы выдают за милоту. Флаг им в руки. Сама Кагари тут обычная моэ-болванка, и с оригиналом имеет мало общего. Источник: скриншот из аниме «Перезапись». ©8bit.

1. Пустой и никчёмный главный герой, который не меняется. В начале аниме Котаро предстаёт пред нами как ленивый дурачок с пошлыми мыслишками и без особых целей в жизни. Таким и остаётся до конца (в отличие от ВН, где обстоятельства и любовь меняли его к лучшему). Он переживает за клуб, но кроме пары диалогов, ничего для восстановления оного не делает: даже не ищет никого! Обладая способностью перезаписи, пользуется ей раза 3 от силы. Тренируется, но сам не побеждает ни одного сильного монстра. И даже имея возможность в концовке сделать действительно геройский поступок, Котаро плюёт вообще на все... ибо любовь. «Любовь» мы разберём ниже, но уже сейчас ГГ жалок.

2. Сказочно тупой и дёрганый сюжет. 1-3 серии, 6-я и 7-я просто копирка игры, 4 и 5 серии – отрывки арок Сидзуру и Лючии (особо ни с чем не связанные рудименты). Дальше аниме превращается в кашу, полученную совокуплением арок Котори и Тихайи с примесью авторской шизы, концовки Сидзуру и искреннего желания впихнуть Кагари во все дыры сюжета. А их устанешь перечислять. Так, Гея закрывает глаза на убитого в самом начале фамилиара, на то, что наследница святой встречается с Котаро и Ключом (м-да!); при живой (!) Кашиме Сакуре отдаёт Мидо, с коим враждовала в новелле, сильнейшего Гао-Гао фамилиара. Впрочем, Стражи ещё тупее: поставив на учёт Котаро и Котори, они не заметили, ни как тот сбежал к Камбе в убежище, ни как вырвался оттуда на встречу с той же Акане. Хлоп-хлоп-хлоп!

И это не считая горы более мелких тупостей и идиотизма.

Отсылки к новелле (MAppie и гэг с Эсакой) хорошие, но если остальное аниме лучше ничего предложить не может, значит, у него проблемы. Источник: там же.
Отсылки к новелле (MAppie и гэг с Эсакой) хорошие, но если остальное аниме лучше ничего предложить не может, значит, у него проблемы. Источник: там же.

3. Пустые персонажи, нулевая атмосфера. Забудем кривой сюжет. Почему из главных героинь раскрыты только трое (с Кагари минус 2)? Насильно выдернутые куски историй, впрочем, остаются лучшей частью аниме: мотивация Сидзуру и Котори более-менее ясна. Лучше же всего удалось «нашинковать» начало арки Лючии: там я один раз за всё аниме увидел химию персонажей! Авторы, походу, тоже это заметили, а посему уже в следующей серии сделали максимально кривой переход Коноханы к прежней неприязни. Даже ГГ удивился! Вы, блин, тоже 4-ю стену поломать решили!? Хотите выстраивать линию с Кагари, выстраивайте внятно! Итак, Котаро пустой, Акане то больная, то здоровая: то за друзей, то против, Тихайя... где она вообще и каким боком нужна сюжету? В итоге парадокс: лишь зная новеллу, можно понять часть поступков героев (как те же припадки Акане), но зная её же, нельзя не словить возгорание ниже пояса.

Пример хорошей прорисовки, пусть тут Акане на парня смахивает. Источник: там же.
Пример хорошей прорисовки, пусть тут Акане на парня смахивает. Источник: там же.

Атмосфера... Без мата: окей, вы не ВН и вместо того, чтобы до первой арки держать зрителя в неведении, в 1-й серии показали Кагари и монстров. Но зачем тогда потом копипастить игру, где герой ничего не знал о мистике наверняка? Ну и бои. Я понимаю, вы не Ufotable (и никогда не будете) и денег на бои у вас нет. Но на кой, прости Господи, ляд, вы тогда вообще пихаете свой ужасный 3D, окончательно рушащий и так хромую атмосферу? Раскрытие не только персонажей, но и организаций (коих заспойлерили в описании на Шикимори, хотя в ВН даже их названия до середины не известны) убого: Стражи просто сказочно тупые (помимо п.2, у них Сидзуру с Лючией, уходя в самоволку, воруют мотоциклы с военной базы), но вроде как «добрые», а Гея – невнятная злая жижа без всякой мотивации (не считая сблёва в начале 11-й серии). Забыли про новеллу, у нас аниме в вакууме: за кого тут болеть?

Да, проскальзывали хорошие моменты: конец 10-й серии, когда Лючия ценой своей жизни отбрасывает назад Мидо и падает в пропасть с именем Котаро на устах. Но только подумаешь, что в этом днище есть лучик Key, уже в следующей серии её спокойно перебинтовывают, она со всеми купается (лор умер), а потом и Мидо заявляется, в одиночку контролируя толпу фамилиаров, для коих по банальной логике (к чёрту уже новеллу!) минимум двадцать призывателей надо! И приходит осознание: да хоть вы все сдохнете, никого, никого, НИКОГО (кроме Лючии) из этого паскудного водевиля не будет жаль (и не будет)!

4. Банка кофе как главный герой. И это не шутка. Посудите сами: в первой серии Кагари в погоне за банкой попала в мнимое пространство (что тоже тупо) и за неё убила монстров. Потом она привязывается к этой банке, только такое кофе пьёт, хотя есть и «послаще». Ясно, откуда сие лизоблюдство, но блин: арка банки проработанее, чем у «главных» героинь Тихайи и Акане! Да что уж там, эта банка больше повлияла на сюжет чем Котаро: именно с этого кофе Кагари начала интересоваться людьми, эта банка их и сблизила... Ладно бы эту клоунаду подавали как аниме-версию «Зелёного слоника», не относящуюся к Key и оригинальной ВН. Нет, это драма на полном серьёзе.

Ну а что, для подростков же. Можно показывать вообще любую херню: схавают и 10-ки ставить будут! Источник: там же.
Ну а что, для подростков же. Можно показывать вообще любую херню: схавают и 10-ки ставить будут! Источник: там же.

5. Давно не было столь наглого навязывания главной героини. Авторы обещали рассказать о Кагари-тян – они это сделали. Слили всех прописанных персонажей, так что по аниме я оттуда только Лючию (хоть какое-то раскрытие) и Тихайю (рыжая) запомнил бы. Что дали на замену, окромя кривой истории? С нифига очеловечившееся бревно, за кудере выдаваемое. Но кудере другие: Май Кавасуми (и она на деле защищала дорогих людей), Рей Аянами (сближение с ней очень тяжёлое, но и она тыл прикроет), Канаде Тачибана (её выбор осознан, и она всё делала, дабы все «выпустились»; озвучена той же Каной Ханазавой). Здесь же Кагари безвольная моэ-марионетка, любящая кофе, против воли начавшая Освобождение (прям как Аой Муко, которая по злому умыслу «разрабов» творила содомию!). Естественно, ни в какую любовь тут не верится.

6. Много пошлости, слабое этти. Авторы, посчитав линию похоти в оригинальной ВН недоработанной, накинули ещё шуток про оппаи и штаны Ёсино (Ринпалм!). Но и этого мало: в 10-й серии, когда Котаро уже знал о противостоянии между Геей и Стражами, он решил напомнить Акане про должок. Я понимаю, либидо, все дела, НО МОЖЕТ ТЫ ХОТЬ ДО ВЕЧЕРА ПОТЕРПИШЬ!? Этти же, (кроме Акане), выглядит жалко в сравнении с тем же «Франксом», а сценой у озера авторы на свой же лор плюнули (браво!). Кончается аниме тоже с пошлостью.

Что-то на уровне «Покажи сиськи», а может даже и выше. Источник: там же.
Что-то на уровне «Покажи сиськи», а может даже и выше. Источник: там же.

7. Мерзотный посыл. И вот ты думаешь, дорогой читатель, ради чего все эти тонны тупости, кривизна, скомканные события и литры кофе? Может, ради посыла? Да. Последним гвоздем в крышку гроба этого днища является его концовка: мало того, что вместо экранизации действительно жестокого и атмосферного финала арки Акане, нам пихнули не то Конец Евангелиона, не то Сидзуру, так ещё и тут авторы вляпались! Ведь ГГ мог решиться и сделать один поступок, зато какой: спасти себя, подруг, по которым он типа скучал, свой, и не только, вид, в конце концов, и сделать хотя бы концовку нормальной. Но вместо этого он полапал Кагари и отправился к праотцам, где ему, гниде, самое место.

Ясно, что авторы хотели показать Котаро эдаким Андрием, ради паночки Украйну предавшим. Но тут-то он в любом случае не был с бы Кагари: она и так, и так не жилец. Но герой не захотел марать руки ради спасения всех и решил пустить всё на самотёк, смотря, как его «дорогие подруги» исчезают. Даже жаль, что после титров показали сцену, обнуляющую сие дно: мол, просто тупичок. Как бы я хотел никогда не видеть подобное...

Так и кончается грёбаное паскудство Великое аниме о великой Земле.

3. Второй сезон: неужто смогли?
Студия: как ни странно, та же. Год выхода: 2017. Средневзвешенная оценка II-го сезона: 7,86 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yu оmmy Anime; всего голосов 14763); личная оценка: 6,75.

«Перезапись», которую мы потеряли... Блин, я бы лучше посмотрел 50 серий экранизации всех арок. Источник: скриншот из аниме «Перезапись». ©8bit, ©Visual Art's, ©Key.
«Перезапись», которую мы потеряли... Блин, я бы лучше посмотрел 50 серий экранизации всех арок. Источник: скриншот из аниме «Перезапись». ©8bit, ©Visual Art's, ©Key.

Начало второго сезона встречает максимально успокаивающе: музыка из меню ВН, написанная Маэдой, вместо опенинга первых трёх серий, умиротворяет и уже за одно это второй сезон лучше первого. Перед началом Луны, кстати, за серию показали те самые миры, где Котаро и девушку завёл, и мир спас (почти везде). И знаете, это лучшее, что сделала студия 1байт. Ибо дальше аниме начинает копипастить оригинал: те же поиски смыслов и теории жизни на Луне, та же история взросления и ЧВК Вагнера в жизни Котаро (только подача порой скачет), та же борьба за любовь Кагари и спасение Земли. И полёт на Луну тот же. Поцелуй в оконцовке не тот же, но мне он нафиг не сдался.

Начну с плюсов: разумеется, по сравнению с первым сезоном, второй куда лучше (правда, в сравнении с ним даже «Франкс» не так плох) в плане подачи, стройности сюжета и раскрытия хотя бы некоторых персонажей. Предположу, что после первого сезона из офиса Key позвонили и обматерили авторов адаптации, после чего заставили выучить и пересказать последние две арки ВН. Так или иначе, теперь появилось хоть какое-то сопереживание (Эсака-сан опять на слезу прошиб), а за счёт визуала в аниме смогли добавить свою линию безответной любви Жасмин к Котаро (довольно мило) и показать милую Нагай.

Но за сим всё. Ведь третья часть, столь подробно (вплоть до тех же расстрелов детей-призывателей, дедовщины и иных нелециприятных моментов) пересказывает арку Терра из новеллы. И проблема не в том, что пересказ. Смысл-то передан верно: что задумали, то и показали. Вопрос в том, что показали-то самый странный из возможных вариантов. Как верно подметила моя коллега, если чтобы сделать велосипед, надо нанести вред ОС, то не лучше ли пешком ходить? Но это ж бред, так не будет. И, соответственно, надо другие варианты думать, а не бросать всё на полпути, раз не сработало однажды. Что радует, так тут хотя бы уже чувствуется Key и пусть второй сезон не дал внятных ответов, верно выражена изначальная задумка.

4. Рисовка, убогий 3D. Саундтрек.

Дизайн-то неплох, но вот эти выражения лиц, коих диарея в метро застала... 
Источник: там же.
Дизайн-то неплох, но вот эти выражения лиц, коих диарея в метро застала... Источник: там же.

Сделали минималистичный дизайн, который выглядит так, будто родом из 2007-го. Я не против, он по-своему мил, но я правда не понимаю, почему не взяли оригинальный дизайн Хитару Иноуэ: она ведь старалась! Кроме фона оккультного клуба, который больше на особняк Тихайи смахивает и находится не в школе, а где-то в лесной чаще, вопросов к BG также нет: картинка неплоха.

Пока не появляются они... монстры, превращая всё в фарс. До стрима Котонохи в декабре 2020-го, худшим графеном для меня оставался «рерайтовский». Я понимаю, не было бюджетов и дизайн сменили, но могли бы как в том же «Дневнике» сделать схватки во тьме, а монстров невидимыми: напряжение, а следовательно, и сопереживание в разы бы повысили! Но нет, это не про нас: давайте напихаем ещё этих уродцев, в сравнении с которыми даже статичные картинки из игры будут ужас внушать. В общем, за убожество 3D-анимаций, которое нарочито подчёркивали сами авторы, жирнющий минус. Что радует, во втором сезоне 3D поубавилось, и схватки смотрелись поинтереснее.

Опенинг... Да, кавер на «Philocophyz» неплох (с запихнутой в виодеряд Кагари) и даже хорош, даже отличен, но эндинг, всех девушек воедино сливший... ужасен (песня хороша, но лучше бы она на чёрном фоне играла). А потом, как обычно, пустили на замену нечто невнятное (уже в первом сезоне, будто у них денег много), сделав во втором эндинге «великую» метафору с Кагари, в чьих руках буквально судьба планеты. Ко второму сезону претензий нет: Маэда и на одной песне вытащить могёт. Правда, остальное уже позабылось. И разумеется, саундтрек, целиком взятый из игры, является лучшей частью обоих аниме.

5. По итогу (аниме).

Первый сезон аниме-адаптации «Rewrite» позиционировался авторами как фентезийная драма с упором на историю и раскрытие Кагари. На самом же деле он представляет собой пародийное треш-фентези с моэ, элементами пошлости, резкими и необоснованными сюжетными ходами, нетипичными даже для Key, плохо прописанными арками почти всех персонажей и нераскрытой вселенной. Про логику и отношение к своим же правилам и говорить нечего.

Зная же новеллу, первый сезон «Перезаписи» представляется как крайне неудачная попытка связать вместе отдельные несвязанные части разных историй, происходивших при разных обстоятельствах и разном же развитии героев. По итогу, вышло глумление как над первоисточником, так и, что больнее, над отличными героинями. Банка с логотипом фирмы не делает первый сезон «Рерайта» даже отдалённо похожим на Key, а итоговый посыл «предай друзей и свой вид ради бревна» заставил меня лучше относиться к аниме «Милый во Франксе». Про «рут Кагари» вообще несмешно: оный есть в игре как «Терра» (там она раскрыта куда лучше), да и к слову: тот же первый «Канон» от Toei куда лучше раскрыл персонажей всё с тем же рутом Аю.

Второй сезон, судя по следованию первоисточнику, разрабатывался при большем внимании авторов (Key), а посему походит на тот самый Кей, которого ждали ещё от первого сезона. И отсюда истекает главная беда: второй сезон больше привязан к новелле и её аркам (за счёт стыковочной 1-й серии), превращая первый в «тупик», повествующий о том, как не надо делать аниме. Безусловно, плохие концовки тоже имеют место быть, но в них также должен быть серьёзный посыл, а не «бугага» в драматичные, по идее, моменты. Либо же делать трешовыми обе части адаптации.

Я большой фанат «Перезаписи», а посему смотреть и делать обзор на подобное было очень больно. Не «Эпилог Томоё» теперь самый тяжёлый обзор... Как оказалось, намного хуже, когда твоих любимых персонажей превращают в пустышек ради идиотской и мерзкой истории о брошенных друзьях (LB горько плачут) ради никакого персонажа.
Посему первый сезон этого аниме я искренне ненавижу. И смотреть подобное категорически НЕ рекомендую. В том числе и второй сезон: да, он неплох по сравнению с первым, но его посыл также весьма спорен, а связан он куда больше с оригинальной новеллой, чем с собственным предшественником.
В своё время по «Перезаписи» вышли фан-диск, мини-игра и даже RPG (кажется). Если бы аниме оказалось успешным, то можно было развить вселенную; не как у «Фейта», но все ещё интересно. Но эти надежды похоронены с аниме. А нам остаётся играть в «Перезапись» на ПК, ждать перевода «Фесты» и надеяться, что больше никогда Key так не оступятся в вопросах смыслов и подобных адаптаций. За свои душевные творения они заслуживают лучшего!
Всё равно я люблю вселенную «Перезаписи» и её персонажей! Источник: gelbooru.com.
Всё равно я люблю вселенную «Перезаписи» и её персонажей! Источник: gelbooru.com.

Большое спасибо, что прочли этот крик души до конца. Смотрите только хорошее аниме и не разочаровывайтесь в том, что любите. До свидания.

#аниме обзор #кино #фентези