Время пришло, дорогой читатель...
Аниме-адаптация одной из лучших новелл Кея, а именно «Перезаписи», вышла двумя сезонами в 2016–2017 годах. Сложно сделать адаптацию, угодную всем: что первый «Fate» от Deen, заспойлеривший чужие арки, что второй от Ufotable, где лор в новелле остался. Но в них обоих были внутренний смысл и логика: в теории их можно понять без новеллы. Что же вышло у «8bit» – сумели ли они во всех красках рассказать сложную и нелинейную историю, вершившуюся в Кадзамацури, на Луне и Земле? Правда ли, что Кагари-тян была раскрыта лучше, чем в новелле? Об этом, и не только, во второй части обзора (первая часть тут).
Итак, финальный аккорд...
1. Первый сезон: сюжет.
Студия: 8bit. Год выхода: 2016. Средневзвешенная оценка I-го сезона: 7,4 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 20810); личная оценка: 4,8 из 10.
Стартует действо с прогулки Котаро по таинственной полянке, где Кагари ему рубит голову (рейтинг 13+). Прожжённые читатели ВН понимают, что дальше будет флешбек и лучше это выключить (если б я в своё время так сделал...). Далее затянутое введение (как в «UBW», только вместо раскрытия мира и персонажей тут Кагари, банка кофе и неинтересный бой с монстрами), за которым идёт пересказ общего рута новеллы. Вновь Котаро Тэннодзи осаждаем призраком, но теперь он его с первой серии видит, да и Кагари наглее сделали: отныне она прямо при всех в классе у него сосёт кровь. Дабы избавиться от наваждения, он идёт к местной ведьме Сэнри Акане, спорит с ней и организует оккультный клуб, в который тащит новенькую рыжую Тихайю Отори, подругу детства Котори, старосту-цундере Лючию и лолю Сидзуру (Ёсино, как хулиган, отказался, но в моментах лютого кринжа также засветился). Клуб вновь ищет сверхъестественное, с перебивками на куски историй Сидзуру и Лючии (надо же чем-то аниме набить!), вновь идёт за Иноуэ и вступает в уже свой бой с отвратными 3D-моделями. Затем разделение девушек. К Котаро цепляется Кагари (потому что), и они принимают участие в том самом легендарном противоборстве между Геей и Стражами с совершенно непредсказуемым исходом...
Казалось бы, первоисточник отличный. Казалось бы, адаптация Кея. Казалось бы, можно раскрыть по-новому историю.
Да что вообще могло пойти не так?
2. Невнятная и омерзительная каша.
Это даже претензиями не назовёшь. Вкратце, первый сезон «Рерайта» самое плохое аниме, что я видел. Теперь по пунктам:
1. Пустой и никчёмный главный герой, который не меняется. В начале аниме Котаро предстаёт пред нами как ленивый дурачок с пошлыми мыслишками и без особых целей в жизни. Таким и остаётся до конца (в отличие от ВН, где обстоятельства и любовь меняли его к лучшему). Он переживает за клуб, но кроме пары диалогов, ничего для восстановления оного не делает: даже не ищет никого! Обладая способностью перезаписи, пользуется ей раза 3 от силы. Тренируется, но сам не побеждает ни одного сильного монстра. И даже имея возможность в концовке сделать действительно геройский поступок, Котаро плюёт вообще на все... ибо любовь. «Любовь» мы разберём ниже, но уже сейчас ГГ жалок.
2. Сказочно тупой и дёрганый сюжет. 1-3 серии, 6-я и 7-я просто копирка игры, 4 и 5 серии – отрывки арок Сидзуру и Лючии (особо ни с чем не связанные рудименты). Дальше аниме превращается в кашу, полученную совокуплением арок Котори и Тихайи с примесью авторской шизы, концовки Сидзуру и искреннего желания впихнуть Кагари во все дыры сюжета. А их устанешь перечислять. Так, Гея закрывает глаза на убитого в самом начале фамилиара, на то, что наследница святой встречается с Котаро и Ключом (м-да!); при живой (!) Кашиме Сакуре отдаёт Мидо, с коим враждовала в новелле, сильнейшего Гао-Гао фамилиара. Впрочем, Стражи ещё тупее: поставив на учёт Котаро и Котори, они не заметили, ни как тот сбежал к Камбе в убежище, ни как вырвался оттуда на встречу с той же Акане. Хлоп-хлоп-хлоп!
И это не считая горы более мелких тупостей и идиотизма.
3. Пустые персонажи, нулевая атмосфера. Забудем кривой сюжет. Почему из главных героинь раскрыты только трое (с Кагари минус 2)? Насильно выдернутые куски историй, впрочем, остаются лучшей частью аниме: мотивация Сидзуру и Котори более-менее ясна. Лучше же всего удалось «нашинковать» начало арки Лючии: там я один раз за всё аниме увидел химию персонажей! Авторы, походу, тоже это заметили, а посему уже в следующей серии сделали максимально кривой переход Коноханы к прежней неприязни. Даже ГГ удивился! Вы, блин, тоже 4-ю стену поломать решили!? Хотите выстраивать линию с Кагари, выстраивайте внятно! Итак, Котаро пустой, Акане то больная, то здоровая: то за друзей, то против, Тихайя... где она вообще и каким боком нужна сюжету? В итоге парадокс: лишь зная новеллу, можно понять часть поступков героев (как те же припадки Акане), но зная её же, нельзя не словить возгорание ниже пояса.
Атмосфера... Без мата: окей, вы не ВН и вместо того, чтобы до первой арки держать зрителя в неведении, в 1-й серии показали Кагари и монстров. Но зачем тогда потом копипастить игру, где герой ничего не знал о мистике наверняка? Ну и бои. Я понимаю, вы не Ufotable (и никогда не будете) и денег на бои у вас нет. Но на кой, прости Господи, ляд, вы тогда вообще пихаете свой ужасный 3D, окончательно рушащий и так хромую атмосферу? Раскрытие не только персонажей, но и организаций (коих заспойлерили в описании на Шикимори, хотя в ВН даже их названия до середины не известны) убого: Стражи просто сказочно тупые (помимо п.2, у них Сидзуру с Лючией, уходя в самоволку, воруют мотоциклы с военной базы), но вроде как «добрые», а Гея – невнятная злая жижа без всякой мотивации (не считая сблёва в начале 11-й серии). Забыли про новеллу, у нас аниме в вакууме: за кого тут болеть?
Да, проскальзывали хорошие моменты: конец 10-й серии, когда Лючия ценой своей жизни отбрасывает назад Мидо и падает в пропасть с именем Котаро на устах. Но только подумаешь, что в этом днище есть лучик Key, уже в следующей серии её спокойно перебинтовывают, она со всеми купается (лор умер), а потом и Мидо заявляется, в одиночку контролируя толпу фамилиаров, для коих по банальной логике (к чёрту уже новеллу!) минимум двадцать призывателей надо! И приходит осознание: да хоть вы все сдохнете, никого, никого, НИКОГО (кроме Лючии) из этого паскудного водевиля не будет жаль (и не будет)!
4. Банка кофе как главный герой. И это не шутка. Посудите сами: в первой серии Кагари в погоне за банкой попала в мнимое пространство (что тоже тупо) и за неё убила монстров. Потом она привязывается к этой банке, только такое кофе пьёт, хотя есть и «послаще». Ясно, откуда сие лизоблюдство, но блин: арка банки проработанее, чем у «главных» героинь Тихайи и Акане! Да что уж там, эта банка больше повлияла на сюжет чем Котаро: именно с этого кофе Кагари начала интересоваться людьми, эта банка их и сблизила... Ладно бы эту клоунаду подавали как аниме-версию «Зелёного слоника», не относящуюся к Key и оригинальной ВН. Нет, это драма на полном серьёзе.
5. Давно не было столь наглого навязывания главной героини. Авторы обещали рассказать о Кагари-тян – они это сделали. Слили всех прописанных персонажей, так что по аниме я оттуда только Лючию (хоть какое-то раскрытие) и Тихайю (рыжая) запомнил бы. Что дали на замену, окромя кривой истории? С нифига очеловечившееся бревно, за кудере выдаваемое. Но кудере другие: Май Кавасуми (и она на деле защищала дорогих людей), Рей Аянами (сближение с ней очень тяжёлое, но и она тыл прикроет), Канаде Тачибана (её выбор осознан, и она всё делала, дабы все «выпустились»; озвучена той же Каной Ханазавой). Здесь же Кагари безвольная моэ-марионетка, любящая кофе, против воли начавшая Освобождение (прям как Аой Муко, которая по злому умыслу «разрабов» творила содомию!). Естественно, ни в какую любовь тут не верится.
6. Много пошлости, слабое этти. Авторы, посчитав линию похоти в оригинальной ВН недоработанной, накинули ещё шуток про оппаи и штаны Ёсино (Ринпалм!). Но и этого мало: в 10-й серии, когда Котаро уже знал о противостоянии между Геей и Стражами, он решил напомнить Акане про должок. Я понимаю, либидо, все дела, НО МОЖЕТ ТЫ ХОТЬ ДО ВЕЧЕРА ПОТЕРПИШЬ!? Этти же, (кроме Акане), выглядит жалко в сравнении с тем же «Франксом», а сценой у озера авторы на свой же лор плюнули (браво!). Кончается аниме тоже с пошлостью.
7. Мерзотный посыл. И вот ты думаешь, дорогой читатель, ради чего все эти тонны тупости, кривизна, скомканные события и литры кофе? Может, ради посыла? Да. Последним гвоздем в крышку гроба этого днища является его концовка: мало того, что вместо экранизации действительно жестокого и атмосферного финала арки Акане, нам пихнули не то Конец Евангелиона, не то Сидзуру, так ещё и тут авторы вляпались! Ведь ГГ мог решиться и сделать один поступок, зато какой: спасти себя, подруг, по которым он типа скучал, свой, и не только, вид, в конце концов, и сделать хотя бы концовку нормальной. Но вместо этого он полапал Кагари и отправился к праотцам, где ему, гниде, самое место.
Ясно, что авторы хотели показать Котаро эдаким Андрием, ради паночки Украйну предавшим. Но тут-то он в любом случае не был с бы Кагари: она и так, и так не жилец. Но герой не захотел марать руки ради спасения всех и решил пустить всё на самотёк, смотря, как его «дорогие подруги» исчезают. Даже жаль, что после титров показали сцену, обнуляющую сие дно: мол, просто тупичок. Как бы я хотел никогда не видеть подобное...
Так и кончается грёбаное паскудство Великое аниме о великой Земле.
3. Второй сезон: неужто смогли?
Студия: как ни странно, та же. Год выхода: 2017. Средневзвешенная оценка II-го сезона: 7,86 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yu оmmy Anime; всего голосов 14763); личная оценка: 6,75.
Начало второго сезона встречает максимально успокаивающе: музыка из меню ВН, написанная Маэдой, вместо опенинга первых трёх серий, умиротворяет и уже за одно это второй сезон лучше первого. Перед началом Луны, кстати, за серию показали те самые миры, где Котаро и девушку завёл, и мир спас (почти везде). И знаете, это лучшее, что сделала студия 1байт. Ибо дальше аниме начинает копипастить оригинал: те же поиски смыслов и теории жизни на Луне, та же история взросления и ЧВК Вагнера в жизни Котаро (только подача порой скачет), та же борьба за любовь Кагари и спасение Земли. И полёт на Луну тот же. Поцелуй в оконцовке не тот же, но мне он нафиг не сдался.
Начну с плюсов: разумеется, по сравнению с первым сезоном, второй куда лучше (правда, в сравнении с ним даже «Франкс» не так плох) в плане подачи, стройности сюжета и раскрытия хотя бы некоторых персонажей. Предположу, что после первого сезона из офиса Key позвонили и обматерили авторов адаптации, после чего заставили выучить и пересказать последние две арки ВН. Так или иначе, теперь появилось хоть какое-то сопереживание (Эсака-сан опять на слезу прошиб), а за счёт визуала в аниме смогли добавить свою линию безответной любви Жасмин к Котаро (довольно мило) и показать милую Нагай.
Но за сим всё. Ведь третья часть, столь подробно (вплоть до тех же расстрелов детей-призывателей, дедовщины и иных нелециприятных моментов) пересказывает арку Терра из новеллы. И проблема не в том, что пересказ. Смысл-то передан верно: что задумали, то и показали. Вопрос в том, что показали-то самый странный из возможных вариантов. Как верно подметила моя коллега, если чтобы сделать велосипед, надо нанести вред ОС, то не лучше ли пешком ходить? Но это ж бред, так не будет. И, соответственно, надо другие варианты думать, а не бросать всё на полпути, раз не сработало однажды. Что радует, так тут хотя бы уже чувствуется Key и пусть второй сезон не дал внятных ответов, верно выражена изначальная задумка.
4. Рисовка, убогий 3D. Саундтрек.
Сделали минималистичный дизайн, который выглядит так, будто родом из 2007-го. Я не против, он по-своему мил, но я правда не понимаю, почему не взяли оригинальный дизайн Хитару Иноуэ: она ведь старалась! Кроме фона оккультного клуба, который больше на особняк Тихайи смахивает и находится не в школе, а где-то в лесной чаще, вопросов к BG также нет: картинка неплоха.
Пока не появляются они... монстры, превращая всё в фарс. До стрима Котонохи в декабре 2020-го, худшим графеном для меня оставался «рерайтовский». Я понимаю, не было бюджетов и дизайн сменили, но могли бы как в том же «Дневнике» сделать схватки во тьме, а монстров невидимыми: напряжение, а следовательно, и сопереживание в разы бы повысили! Но нет, это не про нас: давайте напихаем ещё этих уродцев, в сравнении с которыми даже статичные картинки из игры будут ужас внушать. В общем, за убожество 3D-анимаций, которое нарочито подчёркивали сами авторы, жирнющий минус. Что радует, во втором сезоне 3D поубавилось, и схватки смотрелись поинтереснее.
Опенинг... Да, кавер на «Philocophyz» неплох (с запихнутой в виодеряд Кагари) и даже хорош, даже отличен, но эндинг, всех девушек воедино сливший... ужасен (песня хороша, но лучше бы она на чёрном фоне играла). А потом, как обычно, пустили на замену нечто невнятное (уже в первом сезоне, будто у них денег много), сделав во втором эндинге «великую» метафору с Кагари, в чьих руках буквально судьба планеты. Ко второму сезону претензий нет: Маэда и на одной песне вытащить могёт. Правда, остальное уже позабылось. И разумеется, саундтрек, целиком взятый из игры, является лучшей частью обоих аниме.
5. По итогу (аниме).
Первый сезон аниме-адаптации «Rewrite» позиционировался авторами как фентезийная драма с упором на историю и раскрытие Кагари. На самом же деле он представляет собой пародийное треш-фентези с моэ, элементами пошлости, резкими и необоснованными сюжетными ходами, нетипичными даже для Key, плохо прописанными арками почти всех персонажей и нераскрытой вселенной. Про логику и отношение к своим же правилам и говорить нечего.
Зная же новеллу, первый сезон «Перезаписи» представляется как крайне неудачная попытка связать вместе отдельные несвязанные части разных историй, происходивших при разных обстоятельствах и разном же развитии героев. По итогу, вышло глумление как над первоисточником, так и, что больнее, над отличными героинями. Банка с логотипом фирмы не делает первый сезон «Рерайта» даже отдалённо похожим на Key, а итоговый посыл «предай друзей и свой вид ради бревна» заставил меня лучше относиться к аниме «Милый во Франксе». Про «рут Кагари» вообще несмешно: оный есть в игре как «Терра» (там она раскрыта куда лучше), да и к слову: тот же первый «Канон» от Toei куда лучше раскрыл персонажей всё с тем же рутом Аю.
Второй сезон, судя по следованию первоисточнику, разрабатывался при большем внимании авторов (Key), а посему походит на тот самый Кей, которого ждали ещё от первого сезона. И отсюда истекает главная беда: второй сезон больше привязан к новелле и её аркам (за счёт стыковочной 1-й серии), превращая первый в «тупик», повествующий о том, как не надо делать аниме. Безусловно, плохие концовки тоже имеют место быть, но в них также должен быть серьёзный посыл, а не «бугага» в драматичные, по идее, моменты. Либо же делать трешовыми обе части адаптации.
Я большой фанат «Перезаписи», а посему смотреть и делать обзор на подобное было очень больно. Не «Эпилог Томоё» теперь самый тяжёлый обзор... Как оказалось, намного хуже, когда твоих любимых персонажей превращают в пустышек ради идиотской и мерзкой истории о брошенных друзьях (LB горько плачут) ради никакого персонажа.
Посему первый сезон этого аниме я искренне ненавижу. И смотреть подобное категорически НЕ рекомендую. В том числе и второй сезон: да, он неплох по сравнению с первым, но его посыл также весьма спорен, а связан он куда больше с оригинальной новеллой, чем с собственным предшественником.
В своё время по «Перезаписи» вышли фан-диск, мини-игра и даже RPG (кажется). Если бы аниме оказалось успешным, то можно было развить вселенную; не как у «Фейта», но все ещё интересно. Но эти надежды похоронены с аниме. А нам остаётся играть в «Перезапись» на ПК, ждать перевода «Фесты» и надеяться, что больше никогда Key так не оступятся в вопросах смыслов и подобных адаптаций. За свои душевные творения они заслуживают лучшего!
Большое спасибо, что прочли этот крик души до конца. Смотрите только хорошее аниме и не разочаровывайтесь в том, что любите. До свидания.
#аниме обзор #кино #фентези