Найти тему
Рабочие будни

Как фотографу-новичку с нуля выйти на достойный заработок. Часть 2

Как найти первых клиентов

Изначально попытался привлечь покупателей из соцсетей Инстаграм и Вконтакте. Выкладывал то, что успел наснимать в процессе самообучения, писал объявления, делал всевозможные акции. Но результат был нулевым. Более того, и сами мои аккаунты особой популярностью не пользовались. Великое множество фотографов пытаются начать свой бизнес с соцсетей. Убеждён, при такой конкуренции получается это у единиц. У начинающих и вовсе без рекомендаций и интересного портфолио продвинуться в интернете катастрофически мало шансов. Чем быстрее вы это поймёте – тем лучше для вас.

Прошла неделя, а клиентов всё не было. Я стал судорожно искать шанс заработать. Дошло до того, что начал выходить в людные места, фотографировать прохожих и показывать им полученный результат…

Как-то раз на набережной проходили соревнования между городскими фитнес-клубами: приседания, отжимания, весёлые эстафеты. Я, оказавшись там, сделал около трёхсот фото мероприятия. Затем нашёл в соцсетях аккаунты выступавших клубов и запостил им самые интересные фотографии. Очень скоро посыпались лайки и комментарии. Это придало мне смелости, и я предложил свои услуги владельцам этих аккаунтов.

И через несколько дней у меня появился первый покупатель. Один из фитнес-клубов собирался отметить свой десятилетний юбилей. Должно было состояться представление в виде вручения премии «Оскар». Меня пригласили туда в качестве фотографа. Гонораром служил абонемент на бесплатное посещение тренажёрного зала. Я с удовольствием согласился.

На этом мероприятии я познакомился с главным редактором местного семейного журнала. Клуб периодически заказывал там рекламу. Мы разговорились, и оказалось, что их издательство проводит детский конкурс среди своих читателей. Призом в нём было размещение фотографии ребёнка на обложке этого журнала. Конкурс проходил довольно бойко, но вот незадача: качество большинства присылаемых изображений оставляло желать лучшего, на обложку глянцевого издания формата А4 такие не поставишь. Их штатный фотограф был загружен, и не мог отвлекаться на проходящий конкурс.

Так родилась идея помочь изданию в фотографировании читателей. Список из нескольких десятков телефонов мне предоставили на следующий день, ближайшая фотостудия находилась в пяти минутах ходьбы от моего дома. Я звонил по списку, представлялся фотографом журнала, предлагал свои услуги. Изначальная цена – 1000 рублей за фотосессию. Фотосессия занимала час времени. Расценки студии – 400 рублей в час. Некоторые фотосессии проводились вне студии, и вообще не требовали затрат. За две недели, в течение которых проходил конкурс, я «отснимал» 17 фотосессий с детьми и заработал 13400 рублей чистыми. Но самое главное, на глянцевых страницах красовались мои контакты! И что не менее важно, редакция решила ежемесячно продавать место на обложке любому желающему. Цена вопроса – 20000 рублей, мой гонорар – 50% от этой суммы, так как идея изначально принадлежала мне.

Так я стал детским фотографом.

Особенности профессии

Надо сказать, что процесс съёмки детей, особенно малышей – та ещё процедура! Зачастую, ребёнок хочет заниматься только своими делами: баловаться, смеяться, спать, плакать… Родители далеко не всегда могут образумить своё чадо. Вам подчас приходится лезть вон из кожи, чтобы сделать хоть какую-то приличную картинку. Здесь нужны титаническое терпение и находчивость. Помимо технических аксессуаров, теперь я постоянно брал несколько погремушек, чтобы привлечь детское внимание и поймать ищущий звуки взгляд. Очень сильно помогали первое время ассистентки – работницы журнала, задающие тематику сессии.

Перед началом работы с детьми архи важно продумать план самой съёмки, её тематику и договориться с родителями о действиях, которые они будут предпринимать в тех или иных случаях. Заплакал – делаем это, начал баловаться – поступаем так-то. В студии очень важно ставить декорации и освещение так, чтобы ребёнок ненароком их не задел, ничего не повредил и не поранил себя. Вообще при взаимодействии с детьми важен постоянный контроль. Так как дети быстро устают, сессия не должна длиться более часа.

К вопросу о качестве получаемых изображений. Как вы можете убедиться, просматривая мои фото, выдающимся качеством они не блещут. Это средненький результат, вполне приемлемый для работ низкого ценового сегмента. В этом сегменте люди платят не за абсолютное качество. Здесь важнее другое: живые эмоции, мимолётные умильные выражения, интересные сценки. Всё то, на что клиенты будут смотреть через десять лет и улыбаться.

Сколько можно заработать

По окончании конкурса клиентский список давал мне стабильно 2-4 клиента в неделю. Цену я поднял до 1500 рублей за час фотосессии.

Параллельно выполнял и другие заказы издательства. Чаще всего – это была рекламная съёмка товаров для детей. У меня сформировался список семей, которые постоянно и с удовольствием приводили сынков и дочек с целью «засветить» своих чад в новом бренде. Они без проблем платили 1000 рублей за час съёмок, плюс оплата студии. В месяц выходило до десяти подобных фотосессий, то есть, до 10 тысяч рублей «чистыми».

Не забывал я и о самостоятельном поиске клиентов, основную массу которых находил на различных мероприятиях.

К концу третьего месяца работы я вышел на доход в 40 тысяч рублей в месяц. Максимальный доход за всё время работы составил 76 тысяч в месяц.

Основные источники клиентов

Мероприятия – это огромный кладезь клиентов! Фотограф должен находиться в гуще событий, происходящих в родном городе. Естественно, везде бывать, фотографировать, общаться, брать и оставлять контакты. Также необходимо регулярно просматривать сайты ведущих местных компаний, торговых и детских центров, увеселительных заведений. Читать новости своего региона. Надо подписаться на наиболее посещаемые группы в соцсетях своего населённого пункта. Всё это ценнейшие источники информации о событиях в вашем городе.

Один крупный торговый центр проводил праздник ко Дню защиты детей. Я там присутствовал и фотографировал. Просто так. Сразу показывал фото счастливых детишек их родителям, оставлял визитки или записывал контакты родителей. Оттуда у меня появилось около десятка клиентов.

Известная нефтяная компания организовала детский праздничный концерт – я побывал и там. Состоятельные родители охотно покупают фотосессии для своих деток.

Ещё два фитнес-центра приглашали меня на свои праздники. Несколько человек оттуда купили своим малышам фотосессии.

Постепенно, после упорной деятельности «в полях», и ваши профили в соцсетях начнут посещать всё чаще, пользователи станут лайкать фотографии всё охотнее. Придет черёд интернета работать на вас.

Так, после очередных съёмок в фитнес-центре, мне пришло сообщение в ВК от тренера по танцам. Девушка заказала фотосессию в стиле «Ню». Задорого. Но это уже другая история…


Выводы:
Начиная фотобизнес, не обязательно иметь дорогостоящее профессиональное оборудование. Достаточно полупрофессиональной камеры, можно даже б/у, пары качественных объективов и вспышки.  «Зеркалка» у вас будет или «беззеркалка» - не важно. «Навороченность» техники будет расти одновременно вашим профессионализмом.
Не гонитесь на первых порах за идеальным качеством. Новичок должен помнить поговорку: «лучшее – это враг хорошему». Естественно, нужно стремиться выполнить своё дело как можно лучше, но сидеть днями над одной фотографией, добиваясь идеала, бессмысленно. Особенно, если стоимость всей фотосессии ниже среднерыночной.

Начав продвигать свои услуги, не надейтесь на соцсети и интернет в целом. Если у вас нет суперского портфолио и реальных рекомендаций довольных клиентов, – интереса у интернет-сообщества вы не вызовите. Доверие в этой сфере нужно заработать. Аккаунты в соцсетях, конечно же, необходимо завести. Выкладывать плоды своего труда, общаться, предлагать свои услуги. Постепенно, с течением времени, ваши аккаунты «созреют» и начнут приносить вам прибыль.
Продвижение своих услуг начинайте с посещения как можно большего количества мероприятий, проходящих в вашем населённом пункте. Там много фотографируйте, общайтесь, знакомьтесь. Не бойтесь предлагать какие-то работы бесплатно, главное, сохраняйте контакты, имена, телефоны. На этапе становления (да и на остальных этапах тоже) – это ваш капитал.
Попытайтесь запартнёриться с каким-нибудь местным периодическим изданием: газетой, журналом. Можно также сотрудничать с местными интернет-порталами, новостными сайтами в качестве внештатного фотографа. Значительных гонораров, конечно, там не заработать, однако, это не главное. Самое основное – это знакомства, связи и клиентская база, которые вы наберёте в процессе сотрудничества. К тому же, на любых мероприятиях с представителем СМИ будут общаться гораздо более уважительно.
Неустанно учитесь и совершенствуйтесь. Постоянно просматривайте и анализируйте фотоработы признанных мастеров. Подпишитесь на их группы в соцсетях, найдите их на фотосайтах. Подражайте им, копируйте их приёмы, пока у вас не появится свой стиль.
Если вы любите дело, которым занимаетесь, то вскоре у вас всё получится! Успехов!