Твердые и мягкие согласные звуки

6,1K прочитали

Поход в 1 класс – важное событие для каждого ребенка. Но многие дети сталкиваются с трудностями, в связи с большим потоком новой информации. Не все темы даются первоклассникам с лёгкостью, трудность часто представляет изучение твердых и мягких согласных звуков. На данный раздел в учебной программе выделено немного времени, поэтому учащемуся должны помочь родители. Если у них нет педагогического образования, помощь в объяснении различий между твёрдыми и мягкими согласными звуками ученику 1 класса окажут таблицы.

Твердые и мягкие согласные звуки: как образуются и обозначаются на письме

Сравнивая согласные звуки в разных словах, можно заметить, что они по-разному звучат. Если при прочтении буквы передняя часть языка поднимается к небу, ротовая полость сужается, воздуха выходит меньше, звучание называют мягким. Противоположный звук, при котором губы округляются, называется твердым. За мягкость отвечают:

1. Мягкий знак, который следует за согласным.

2. Рядом стоящая гласная буква.

Твердость определяет гласная, идущая за согласным, а также положение буквы в слове, звук будет твердым:

· перед знаком «ъ»;

· впереди стоящий согласный;

· конец слова.

Важно! Исключением являются всегда мягкие согласные, они не меняются независимо от расположения в слове.

в зависимости от слова, в котором употреблен согласный звук, мы слышим его по-разному. В некоторых случаях он становится мягким, в других – твердым.

Также, чтоб дальнейшее изучение было верным, нужно запомнить главные правила:

· мягким может быть только звук;

· определить твердости-мягкости можно по гласной;

· не все буквы имеют пару.

В письменном виде такая характеристика обозначается только при написании транскрипций. Поэтому нужно выделить время изучению какими буквами обозначается на письме твердость и мягкость согласных звуков. Указывать мягкость нужно апострофом. Твердые звуки в транскрипции никакими знаками не обозначаются. Ниже приведена таблица, в которой видно, как звуки меняются, в зависимости от того, какая буква за ними следует на письме.

в зависимости от слова, в котором употреблен согласный звук, мы слышим его по-разному. В некоторых случаях он становится мягким, в других – твердым.-2

Какими бывают твердые и мягкие согласные звуки?

При изучении данного раздела в русском языке хорошо помогают дополнительные материалы. Ребенку легче запомнить через таблицы, что твердые и мягкие согласные могут быть парными. На письме они обозначены одной буквой, но их произношение отличается. С помощью наглядных материалов легче понимать определение твердости-мягкости. Также проще запомнить, что «ь» всегда смягчает звук. А «ъ» отвечает за твердость.

в зависимости от слова, в котором употреблен согласный звук, мы слышим его по-разному. В некоторых случаях он становится мягким, в других – твердым.-3

По мягкости-твердости согласные создают пары. Их отличие отмечено в транскрипции знаком «'»

Примечание! Как видно в таблице выше, некоторые звуки не образуют пар. На их характеристики не влияет позиция в слове.

Как определить твердый и мягкий согласный звук?

При воспроизведении каждой буквы органы речи работают по-разному, поэтому мы слышим разные звуки. Ребенку можно помочь запомнить, как легче определить твердый и мягкий согласный звуки в слове. Если при воспроизведении слога уголки рта расходятся в стороны, значит произношение – мягкое. Можно сказать, что при воспроизведении на лице появляется улыбка.

Определить твердый согласный звук в слове расположение языка, если в первом варианте он смещается вперёд, то на твердость указывает отсутствие смещения. Также при этом уголки рта не расплываются в улыбке. Таким образом выучить этот раздел русского языка намного проще.

Полезные таблицы мягких и твердых согласных звуков в русском языке

Кроме правили примеров закрепить понятия и систематизировать знания помогут специальные таблицы. Простые примеры для изучения твердых и мягких согласных звуков для 1 класса.

в зависимости от слова, в котором употреблен согласный звук, мы слышим его по-разному. В некоторых случаях он становится мягким, в других – твердым.-4
в зависимости от слова, в котором употреблен согласный звук, мы слышим его по-разному. В некоторых случаях он становится мягким, в других – твердым.-5

Всегда мягкие и всегда твердые согласные звуки

Необходимо обратить внимание на правила исключения: твёрдыми и мягкими могут быть не все согласные, некоторые имеют только одну характеристику. Их звучание не зависит от того, какой звук идёт после них. Можно закрепить таблицу с этими буквами в тетради, для напоминания ученику. Наглядный пример с яркими рисунками поможет заинтересовать первоклассника.

Если с помощью таблички запомнить эти буквы ребенку трудно, можно воспользоваться другими методами. Например, на 3 кусочках поролона написать мягкие согласные, на 3 отрезках картона – твердые. Лучше разместить их на видном месте, таким образом у первоклассника сложится ассоциация, отвечающая за твердость и мягкость.

В тетрадь можно вклеивать вырезки для напоминания. В которых будет указано как пишутся гласные и согласные. Такие наглядные правила легче запоминать, чем обычный текст. При этом нужно не забывать о словах – исключениях, их лучше выписать в отдельную табличку. Таблицы над рабочей зоной дома – тоже хороший инструмент для тренировки памяти. Также можно вместе с ребенком нарисовать табличку в тетради самостоятельно. Первое время можно разрешать при выполнении заданий держать ее перед глазами. Затем память учащегося натренируется, и она будет не нужна.

в зависимости от слова, в котором употреблен согласный звук, мы слышим его по-разному. В некоторых случаях он становится мягким, в других – твердым.-6

в зависимости от слова, в котором употреблен согласный звук, мы слышим его по-разному. В некоторых случаях он становится мягким, в других – твердым.-7