Первая экранизация «Доктора Айболита»

594 прочитали

Доктор Айболит - один из самых известных персонажей детской литературы. Корней Чуковский написал о нем целый ряд стихотворных и прозаических сказок, взяв за основу истории английского писателя Хью Лофтинга о докторе Дулиттле и существенно их переработав. Изначально Чуковский собирался просто перевести книги о Дулиттле на русский язык, но в процессе работы появилась идея адаптировать текст для советских читателей. В 1924 году в Ленинградском отделении Детгиза вышла книга «Доктор Айболит», где значится, что это пересказ истории Лофтинга. А в 1925 году выходит стихотворная сказка Чуковского «Бармалей», где Айболит освобождает Танечку и Ванечку от коварного разбойника Бармалея. Через несколько лет появилась оригинальная сказка «Айболит», где добрый доктор стал центральным персонажем. А еще через несколько лет – в 1936 году – свет увидела расширенная редакция повести «Доктор Айболит» (в двух частях – «Путешествие в страну обезьян» и «Пента и морские пираты») по мотивам Лофтинга. В дальнейшем, до появления новой дополненной версии 1954 года, во всех изданиях публиковался именно этот вариант произведения.

Персонаж стал настолько популярен у советских детей, что почти сразу же после выхода повести в 1936 году встал вопрос о ее экранизации. Детское кино в СССР в это время только зарождалось, и фильм «Доктор Айболит» (1938) должен был стать одной из первых советских картин для детей. Следует отметить, что сказка в 1930-е годы была негласно запрещенным жанром, ведь она отвлекала детей от учебы и уводила в мир фантазий, где советскому ребенку находиться было непозволительно. Впервые создать «советский» фильм-сказку удалось Александру Роу: в 1938 году он снял ленту «По щучьему велению». И в этом же году появился «Доктор Айболит».

Постер фильма Владимира Немоляева "Доктор Айболит"
Постер фильма Владимира Немоляева "Доктор Айболит"

Сценарий к «Айболиту» написал Евгений Шварц, а снимать картину «доверили» Владимиру Немоляеву, который меньше всего предполагал, что ему придется снимать фильм-сказку. Немоляев окончил актерско-режиссерское отделение ГТК (мастерская В. Пудовкина) и видел себя серьезным режиссером. Он был ассистентом Бориса Барнета на культовой картине «Дом на Трубной», планировал экранизировать произведения Мопассана. Но на студии «Межрабпомфильм» организовывались экспериментальные отделения, в частности был заказ на детские фильмы. Так как профессионалов в области детского кино на тот момент не было, любой режиссер мог в секунду стать «специалистом по сказкам». Как это и произошло с Немоляевым. На размышления ему дали три дня.

Сценарий режиссеру очень понравился: в нем были четко прописаны характеры, много юмористических сцен, остроумных диалогов. Но вместе с тем сценарий был настолько необычным, что становилось ясно: для съемок нужно искать новые формы. Снимать в старых традициях столь гротескную картину невозможно. Да и вообще: как снимать пиратские сцены, каким должен быть корабль Робинзона, как должны существовать в одном кадре вполне реалистичный доктор и гротескные разбойники. У Немоляева вопросов было больше, чем ответов, и он решил отказаться от съемок «Айболита». Придя через три дня к директору студии, режиссер честно сказал, что не знает, как снимать эту картину. Как позднее вспоминал Немоляев, на его заявление директор студии ответил: «Я тоже не знаю, но вы режиссер! Вы ведь любите студию? Очень хорошую студию, у которой тяжелые времена перестройки? Это очень сейчас важно – запустить в производство детскую картину. И есть такое слово – надо! Надо, Володя!». Нельзя сказать, что Немоляев так уж был рад этой неожиданно свалившейся на него работе. Но впоследствии он не раз вспоминал этот разговор и благодарил мудрого директора, который буквально заставил его приступить к съемкам. Ведь именно «Доктор Айболит» стал самым любимым фильмом Владимира Немоляева и его своеобразной визитной карточкой.

Сначала Немоляев не представлял, как должен выглядеть доктор Айболит, и, соответственно, не мог представить, кого пригласить на эту роль. Помог в этой ситуации Евгений Шварц, к которому режиссер пришел за советом. «Как, по-вашему, выглядит доктор Айболит? Наверное, добродушный, толстенький, все время улыбается? У нас на студии, между прочим, есть тип, который все время улыбается и одновременно делает людям гадости...», - спросил Шварца Немоляев. На что драматург ответил: «…зачем же ему все время улыбаться, доброму доктору? Он же все время озабочен, у него много больных! Он – озабоченный!». «Боже мой, я готов был броситься на шею Евгению Львовичу и расцеловать его: я мучаюсь уже несколько дней, не в силах найти черточку характера у доктора Айболита, за которую можно было бы зацепиться. Озабоченный... Но ведь это и походка, и жесты, и выражение лица!..», - вспоминал позднее Немоляев.

Евгений Львович Шварц (1896-1958)
Евгений Львович Шварц (1896-1958)

Бюджет картины был небольшой, от многих вещей приходилось отказываться по ходу съемок. Например, сначала предполагалось снимать некоторые сцены на фоне искусственных цветов в павильоне, но бутафоры озвучили цену, сопоставимую со всем бюджетом картины, и картину решили снимать в Крыму. Ежедневные съемки проходили вблизи многочисленных Домов отдыха, где строго соблюдался режим дня. Можете себе представить, как начальство ненавидело кинематографистов! Ведь отдыхающие целыми днями наблюдали за съемочным процессом, позабыв о всяком режиме. Их не могли разогнать даже при помощи милиции: курортники безудержно хохотали и были в полном восторге от происходящего.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Да и было от чего прийти в восторг! В первый съемочный день снимали сцену, когда Айболит и его звери едут в шарабанчике, запряженном осликом. Здесь следует отметить, что Немоляев решил снимать настоящих животных, не заменяя их куклами. Можете представить, что творилось на площадке! Звери хрюкали, визжали, не хотели выполнять команды. Ослик ни с того ни с сего останавливался, не желая идти дальше, поросенок вываливался из шарабана и т. д. А в другой раз снимали эпизод, когда обезьянка Чичи открывала огромный замок, висящий на входе в пещеру. Обезьяна никак не хотела выполнять поставленную задачу: ее уговаривали два дня, но она даже внимания не обращала на замок. Тогда кто-то придумал в скважину замка бросить маленький мячик: обезьянка заинтересовалась и стала пытаться вытащить мяч наружу. На экране же создавалось полное ощущение, что она отпирает замок.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На роль Айболита утвердили актера Театра имени В. Э. Мейерхольда (с 1932 года театр стал называться Московским театром Революции, с 1943 года – Московским театром имени В. Маяковского) Максима Штрауха. Позднее Штраух признавался, что согласился на роль Айболита, услышав от режиссера, что в перерывах между лечением зверей доктор с удовольствием занимается вязанием. Эта привычка доктора так понравилась актеру, что он согласился сниматься, отбросив все сомнения. Однако вскоре ему пришлось прервать работу. Когда было отснято примерно две трети фильма, пришла телеграмма, в которой говорилось, что Штраух утвержден на роль В. И. Ленина и должен немедленно явиться на съемки. Снимал фильм о Ленине Сергей Юткевич – тогдашний директор студии, соответственно, спорить было бессмысленно. Штраух собрался и уехал, оставив съемочную группу в потерянном состоянии. Дирекция сообщила Немоляеву, что Штраух не будет сниматься в «Айболите» и что нужно найти другого актера. Но легко сказать! Где его найти? Еще и в Ялте! Учитывая, сколько сил затратили на поиск образа, как еле-еле нашли и утвердили Штрауха! Так еще ведь и большая часть картины готова! Что же ее теперь, переснимать? Группа была в отчаянии.

Максим Максимович Штраух (1900-1974)
Максим Максимович Штраух (1900-1974)

И тогда ассистент режиссера Анатолий Урванцев неожиданно сказал Владимиру Немоляеву: «Ты сам должен играть Айболита!». Все рассмеялись, расхохотался и сам Немоляев. Но потом подумали и решили, что так и нужно поступить. Все дело в том, что Немоляев любил шутки и розыгрыши и часто копировал манеры актеров, в том числе и Штрауха. Об этом и вспомнил Урванцев, предложив ему самому играть Айболита. Впервые выходя на площадку, Немоляев безумно волновался. По его словам, он вообще не помнил, как прошли в этот день съемки. Но коллеги подбадривали его, а оператор Петров и вовсе сказал, что он играет «лучше Штрауха»! В общем, картина была спасена, и съемки удалось довести до конца.

На просмотре Штраух сидел в первом ряду, а когда фильм кончился, обернулся к Немоляеву и, улыбаясь, сказал: «А вы молодец, я, признаться, не заметил, где вы, а где я! Могли бы и сами сыграть…» Актер и режиссер рассмеялись; Немоляев был счастлив: мнение Штрауха много для него значило.

Ну а когда фильм показали детям, и в зале царило веселье, слышался заливистый ребячий смех, Немоляев понял, что фильм получился! И потом часто холодел от мысли, что мог отказаться от этой своей самой любимой работы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

О Владимире Немоляеве хочется сказать еще, что он стал родоначальником известной творческой династии: его дочь, актриса Светлана Немоляева – одна из самых известных актрис советского кино, а сын Николай Немоляев – успешный оператор. Их дети – Александр Лазарев (младший) и Анастасия Немоляева («Курьер», «Интердевочка») тоже стали актерами. Скончался Владимир Немоляев в 1987 году.

Владимир Викторович Немоляев (1902-1987) с детьми Светой и Колей
Владимир Викторович Немоляев (1902-1987) с детьми Светой и Колей

Роль Варвары, злой сестры Айболита, исполнила Анна Вильямс, послужной список которой, кроме Варвары, состоит еще всего из одной роли во фронтовом киносборнике. Анна Вильямс очень боялась быть на экране некрасивой и все время просила укоротить Варваре нос. Гримеры шли ей навстречу. Сначала режиссер не замечал, что нос Варвары становится все короче, но однажды все-таки заметил. Между ним и Анной состоялся разговор, и Немоляев поставил жесткое условие: или сниматься с «утвержденным» носом, или отказываться от роли. Больше Анна Вильямс не капризничала.

Ну и хочется сказать пару слов о музыке в фильме. Фильм, конечно, не назовешь музыкальным, но веселая песенка, которая в нем звучит, очень понравилась зрителям и стала украшением картины. Композитор Александр Варламов, один из лучших джазовых композиторов того времени, придумал ее буквально за несколько минут. В том же 1938 году Варламов создал джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. А уже через несколько лет, в январе 1943 года, по ложному обвинению был осужден на восемь лет лишения свободы. Освободился в 1951 году, в Москву вернулся в 1956, продолжал писать музыку для фильмов и мультфильмов. Его музыка звучит в мультфильмах «Первая скрипка», «Капризная принцесса», «Кот в сапогах» и многих других.

Композитор Александр Варламов
Композитор Александр Варламов

«Доктор Айболит» оказался самым известным фильмом Владимира Немоляева. Позднее он снял картины «Счастливый рейс» (1949), «Морской охотник» (1954), но сегодня эти фильмы почти забыты. Тогда как «Айболит», наоборот, в наше время обрел «вторую жизнь». В 1980-е годы его показывали в передаче «Спокойной ночи, малыши!», разделив на несколько выпусков. И сегодня, судя по запросам в Сети, фильм не утратил популярности. И нет-нет, а кто-нибудь вспоминает чудесную веселую песенку:

Шита рита, тита дрита!
Шивандаза, шиванда!
Мы родного Айболита
Не покинем никогда!

В нашем издательстве недавно вышел сборник «Все про Айболита», в который вошли все сказки Корнея Чуковского, где появляется этот персонаж. Украшают текст иллюстрации художника-классика Анатолия Елисеева. Книга станет отличным подарком для дошкольников и младших школьников.

Художник А. Елисеев. Серия "Волшебная книга"
Художник А. Елисеев. Серия "Волшебная книга"

Посмотреть книгу "Все про Айболита" с иллюстрациями Анатолия Елисеева на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.