Найти тему
PALADIN

«Дьявол всегда здесь»: безнадёга, море крови, яркие герои и символы / рецензия на фильм «Дьявол всегда здесь»

«Некоторые люди рождаются только для того, чтобы быть похороненными» — таков слоган фильма «Дьявол всегда здесь», и, действительно, многие герои этой картины не успев появиться в повествовании — умирают. Уже с первых кадров фильма мы видим, как Уиллард (Билл Скарсгард), участник второй мировой войны, сталкивается с насилием и смертью, обнаруживая распятого японцами морпеха. Тут же возникает и символ креста, который будет появляться на протяжении всего фильма. Возвращаясь после войны в родной Коул-Крик, Уиллард знакомиться в баре с официанткой Шарлоттой, в которую влюбляется с первого взгляда. В этом же баре встречаются фотограф-любитель Карл и официантка Сэнди. Не менее важным символом является 9-миллиметровый «Люгер», который по дороге домой Уиллард дарит своему дяде. Через несколько дней после своего прибытия в Коул-крик мать Уилларда знакомит его с местной сиротой Хэлен, в надежде на то, что герои составят брак, но героиня влюбляется в харизматичного священника Роя и выходит за него замуж, а Уиллард жениться на очаровавшей его официантке из Мида. Таким образом, уже в первые 15 минут хронометража мы знакомимся с огромным количеством героев. Способ, каким создатели фильма решают выводить старых героев и вводить новых, вызывает некоторые вопросы, многим зрителям он может показаться слишком жестоким и топорными, ведь не один из главных героев фильма, кроме Арвина (Том Холланд), не покинет сценарий живым. Однако данный ход идёт на пользу основной идеи фильма: «некоторые люди рождаются только для того, чтобы быть похороненными».


Последующее действие фильма разворачивается уже через девять лет после брака Уилларда и рождения его сына Арвина. Герой Скарсгарда строит в лесу на месте поваленного дерева крест и каждые утро и вечер молится там вместе со своим сыном. Но вера в Бога и молитвы не помогут Уилларду, когда рак настигнет его жену, и даже жертва любимой собаки, которую герой распял на самодельном молитвеннике, не принесёт результата, Шарлотта умрёт. Схожий мотив мы можем наблюдать и в сюжетной линии помешенного священника Роя, убивающего свою жену, с целью после воскресить её с божьей помощью. Бог оказывается безразличен к просьбам героев, в мире, где царит хаос и насилие нет места Богу, но зато «дьявол всегда здесь». Повзрослевшая дочь покойных Роя и Хэлен Ленора очень набожна и каждый день после школы посещает могилу матери. Героиня влюбляется во вновь прибывшего священника Престона Тигардена (Роберт Паттинсон), который совращает её и советует сделать аборт. Ленора хочет повеситься, но уже находясь в петле передумывает, однако слишком поздно — ведро, на котором она стоит, соскальзывает и девушка безжизненно повисает на верёвке.

Уиллард (Билл Скарсгард) и Шарлотта (Хейли Беннетт)
Уиллард (Билл Скарсгард) и Шарлотта (Хейли Беннетт)


Орудием возмездия всего фильма выступает повзрослевший Арвин, испытав на себе всю несправедливость Бога и жизни, герой с большим скепсисом относиться к религиозному рвению сводной сестры и своей бабушки. Он верит только в свои силы и в то, что говорил ему его отец: «Вокруг много дрянных ублюдков». «Ублюдки» — это парни из местной школы, которые достают его сводную сестру, недавно приехавший лицемер священник, фотограф-маньяк Карл и его жена-«приманка» Сэнди, коррумпированный полицейский Ли и сотни других людей рожденных только для того, чтобы быть похороненными. Арвин становится неким неприкасаемым орудием правосудия в руках высших сил. Узнав, о том, что в самоубийстве его сестры виноват пастор, он приходит в церковь и как заправский киллер, толкая блестящий монолог, убивает священника. Затем он отправляется на попутках в Нокемстифф, место в котором прошло его детство. По невероятному стечению обстоятельств его попутчиками оказываются Карл и Сэнди, действующие по своей классической схеме, они останавливаются под благовидным предлогом в близлежащем лесу. Здесь зрителю может показаться, что Арвину пришёл конец, вряд ли молодой парень сможет что-то противопоставить опытным убийцам, но по воле случая или божественному промыслу, он опережает нападающего Карла и смертельно ранит его, а у Сэнди оказываются заряжены холостые патроны. Для объяснения этой случайности отводиться отдельная сцена, в которой показывается, как Карл, подозревая свою жену, заряжает ей в револьвер холостые патроны. Но на этом совпадения не заканчиваются, приезжая в Нокемстифф и посещая место самоубийства своего отца, Арвин сталкивается с шерифом Ли, который почувствовал и время и место, чтобы нанести визит юнцу, так ловко убившему его сестру и её мужа. В этой схватке, не трудно догадаться, снова побеждает Арвин. Шериф не попадает в него из дробовика с расстояния не больше трёх метров. Ближе к концу фильма мы можем наблюдать всё больше и больше случайностей и недочётов сценария. Почему Арвин так виртуозно владеет оружием, почему он попадает в машину к парочке убийц, и как так получается, что он везде выходит победителем. Слишком много странных и безумных совпадений, делающих фильм немного предсказуемым.

Карл (Джейсон Кларк) и Сэнди (Райли Кио)
Карл (Джейсон Кларк) и Сэнди (Райли Кио)


Однако стоит похвалить авторов за их внимательный подход к образам и символам. Как я говорил в начале, символ креста и люгера играют очень важную роль в фильме. Это как чеховское ружье, которое в буквальном смысле должно выстрелить в конце пьесы. Застрелив шерифа, Арвин закапывает на месте под старым отцовским крестом вместе с костями своей собаки злосчастный люгер. Он совершает некий обряд, закапывая «топор войны» и завершая бесконечную череду убийств и смертей.

Арвин ( Том Холланд)
Арвин ( Том Холланд)


В целом фильм смотрится довольно плотно и связано, герои при всём их обилии вводятся в картину плавно и вписываются в атмосферу довольно гармонично. Стоит отметить цикличность некоторых элементов композиции фильма: первые кадры (магазин Нокемстиффа, местные улочки, дом Уилларда и Шарлотты) возникают снова, когда показывается жизнь раннее упомянутых героев в новом месте, рядом с этими кадрам вмонтирована аналогичная повторяющаяся сцена, предшествующая убийству Хэлен. То есть логика построения такой композиции заключается в том, что дублирующийся кадры знаменуют начало ключевых событий. В первом случае — это смерть Уилларда и Шарлотт, во втором — убийство Хэлен и Роя.

Шериф Ли (Себастиан Стэн)
Шериф Ли (Себастиан Стэн)


Касательно актёрской игры — все герои воплощены очень убедительно и тонко. Наверное, это одна из самых сильных работ Тома Холланда, неожиданно видеть его в таком амплуа после марвеловских боевиков. Паттинсон продолжает удивлять, думал, что после «Маяка» это будет непросто, но здесь получился совершенно иной и очень любопытный и яркий образ.

Престон Тигарден (Роберт Паттинсон)
Престон Тигарден (Роберт Паттинсон)


В фильме «Дьявол всегда здесь» поднимается множества проблем, каждый выберет для себя свою, будь это проблемы веры и справедливости, насилия и беспомощности, но равнодушным эта картина Вас не оставит точно.