Найти тему

Часть первая. Глава четвертая. Призыв в армию Савелия.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

  • ПРИЗЫВ В АРМИЮ САВЕЛИЯ

Крепли в деревне крестьянские дворы. Жизненный уклад по прежнему оставался вятский с натуральным ведением хозяйства, что производили, то и потребляли.

Люди жили в деревне дружно, без зависти, делились между собой «хлебом и солью», помогали друг другу в беде. Интересы людей дальше своей деревни не выходили. Газет не получали, изредка доставляли их из волости, но мало кто читал. Из деревни выезжали по необходимости, в больницу, церковь по престольным праздникам. Один раз в году выезжали в город на ярмарку. Это были самые важные выезды, снаряжали обычно из семьи двоих из опытных людей. Нужно было умело продать свой товар, взамен купить необходимое для семьи и хозяйства. Везли с собой на продажу кедровый орех, пушнину, мясо, лук. Покупали: соль, скрянки, керосин, сладости к столу, мануфактуру, подарки для семьи. Эта привольная жизнь скоро нарушилась. В народе все чаще и чаще говорили о надвигающейся войне, слухи доходили и до деревни. В Абакумовке мало кто к ним прислушивался, все были заняты своими крестьянскими заботами.

По весне 1913 года из Аманашенской волости приехал в деревню нарочный. Вместе со старостой переписали по дворам всех здоровых парней и мужиков. У людей возникла настороженность, доносившиеся до этого слухи о войне стали явными, подтверждаться. Летом 1914 года в деревню пришло известие – германец пошел войной на Россию. По всему уезду призывались на службу в царскую армию здоровые мужики. Из Абакумовки призвали: из семьи Аверьяна Ронжина старшего сына Савелия; Семена Немчанинова сына Федора; Юферовых – Ивана, Хомяковых – Алексея и многих других.

С призывом Савелия в солдаты у Аверьяна рушились многие планы по ведению хозяйства. Меньше всего его беспокоила семья Савелия. В душе сильно переживал за самого сына, ведь предстояло проводить его не в тайгу на промысел, а на войну, где убивают солдат.

Однажды возвратился Аверьян с поля, в доме увидел в слезах невестку, Савелия державшего на руках младшую дочь Дашу, прижавшихся к отцу Маню и Улю. Словно шилом кольнуло в сердце Аверьяна – значит забирают Савелия в солдаты. Анна увидев свекра, как-то виновато, быстрым движением смахнула с глаз слезу, подошла к нему, склонив голову на грудь его, горькими слезами разрыдалась, чуть слышно проговорила:

- Савелия забирают батюшка в солдаты.

После ужина долго говорили между собой отец с сыном. Савелий просил отца доглядывать за дочерями, не давать в обиду Аннушку.

- Мог бы ты сын и не просить меня, ты знаешь мои заботы о семье. И прошу тебя не беспокоиться, пока я буду жить – детей твоих никто не тронет пальцем и не обидит Анну. Теперь есть у меня помощники Никита с Мавринкой.

Всю ночь проговорил Савелий с женой, он бережно прижал к себе, приласкал свою Аннушку. И казалось, что в целом мире они остались одни. Анна говорила мужу:

- Я боюсь Савелий за тебя, война ведь.

- На войне не всех убивают, - проговорил муж.

- Я буду ждать тебя, другого кроме тебя мне никого не надо, - проговорила Анна. Савелий кротко взглянул в глаза жены.

- Я буду ждать, говорю, как перед Богом, Савелий, родной мой, - прошептала Анна.

Савелий не раз слышал теплый слова от жены, теперь от сказанного любимым человеком голова закружилась. Обнимая, лаская жену, говорил:

- Ты навеки моя, моя Аннушка. Я постараюсь вернуться домой, к тебе, моей любимой семье!

- Храни тебя Бог, - прошептала жена…

обоянский-район.рф