Найти тему
Болдер Спецтехника

Все про ПСМ: зачем нужен, что будет если не делать и как мошенники сбивают цены

Время от времени, мы получаем звонки от Леночек и Олечек, которым начальство поручило узнать цену на фронтальный погрузчик или экскаватор, с вопросом "А что такое ПСМ? А если не делать, будет дешевле? А это законно?". Для милых дам и всех остальных, раздумывающих о нужности ПСМ, подробно рассказываем в этой статье все о "трех заветных буквах".

Что такое ПСМ и с чем его едят

ПСМ - это паспорт самоходной машины, в которой отражена вся ключевая информация по машине, а так же отметка о ее регистрации. При сборке машины в России его делают на производстве, при закупке за бугром - провозят в страну и оформляют в специальном круге ада - Гостехнадзоре. Паспорт самоходной машины - это своеобразный крест-оберег от государства, который демонстрирует всякой чиновничьей нечисти, что машина право имеет, а ее владелец уже все всем уплатил и взять с него больше нечего, так что пусть проезжает с богом.

"О, великий ПСМ, упаси от штрафов и произвола!"
"О, великий ПСМ, упаси от штрафов и произвола!"

Что будет, если его сделать

Все будет! Перед машиной с этим бесценным документом открываются все ангарные двери, расстилаются ковровые дорожки, ангелы трубят на фанфарах и Царь лично, сойдя с трона, целует в серийный номер любимчика Гостехнадзора.

Все законно, одобряю
Все законно, одобряю

На практике это значит, что машина официально зарегистрирована, и все ее данные, включая страну-производителя, модель, технические характеристики и прочие интимные подробности отражены в одном документе. Она полноценный гражданин машинного царства, который может перемещаться по дорогам общего пользования, если позволяет тоннаж и габариты, может официально работать, может браться в лизинг или кредит, может не бояться рыцарей дорог с полосатыми палочками и еще много чего может. Хотя дороги и "рыцари" - это все же основное и главное, так как от этого зависит цена владения машиной и штрафы.

Держим лишние штрафы на расстоянии
Держим лишние штрафы на расстоянии

(То есть, перегнать колесную машину своими силами, а не на специальном трале, будет дешевле, чем платить за доставку на объект и вывоз с него. Что до штрафов, то тут все просто - машины без отметки о регистрации в паспорте, и, собственно, самого паспорта, регулярно будут разоряться на неприятные суммы.)

Что будет, если НЕ сделать

Зависит от того, где вы своим приобретением планируете пользоваться - если кататься по дорогам, рассекая бескрайние российские просторы , то без ПСМ никак - первый же дорожный инспектор возьмет вас под белы шины и ласково уведет в светлое будущее, набитое штрафами.

"Чую, без ПСМ едет! Берем его!"
"Чую, без ПСМ едет! Берем его!"

Совсем другая история с малогабаритной, "домашней" техникой. Дело в том, что небольшим машинам, например, мини-экскаваторам, работающим на участке, к примеру, в дачном товариществе "Большие Поганки" на окраине Муходрищенска, летать по дорогам общественного пользования не нужно. Они перемещаются от двора ко двору, копая септики и погреба, и на глаза инспекторам не попадаются... следовательно, и проверять их ПСМ некому и незачем. За такое пользование без ПСМ - ничего не будет!

Красавчик, что сказать
Красавчик, что сказать

Однако, есть и минусы, и жирные, как дальние родственники на деревенской свадьбе: продать такую машину официально не получится, только "из рук в руки". Из-за этого цена на технику без ПСМ ощутимо ниже - в сущности, это одноразовая покупка, "для себя". В ООО или ИП с такой "безымянной" техникой не поработаешь. А в сервисах по гарантии ее тоже "не увидят" - ведь и гарантии-то нет! По бумагам такой машины вообще не существует, так что механики на пороге сервиса вручат, в случае чего, человеку в руки ключ на 14 и отправят крутить гайки самостоятельно.

Не-не, никакого сервиса!
Не-не, никакого сервиса!

Тем не менее, задачи у всех разные - если миниэкскаватор или минипогрузчик нужен только для того, чтобы перекидывать ботву в полях да компост в коровнике, а владелец сможет сам легко сменить прокладку или найти течь в насосе, имеет смысл на ПСМ не разоряться.

Откуда берутся погрузчики без ПСМ?

Все очень просто - это сборные "франкенштейны". Как правило, все запчасти для брендового погрузчика можно достать в разобранном виде, заказав напрямую со склада, и машину собрать из них, минуя таможню, уже в России - экономия тысяч в 200-300, а то и больше. Запчасти - это ведь не спецтехника, утильсбор на них платить не надо, оформление тоже побоку, налоги - все мимо. Чем это чревато, сказано выше.

Успешно спрятался от налогов
Успешно спрятался от налогов

Бонус

В качестве вишенки на торте: у всей нашей техники есть российский ПСМ. Она подходит для закупки по тендерам, ее можно брать в любую муниципальную сферу (так как государство защищает отечественный рынок как может, настаивая на том, чтобы государственные предприятия пользовались исключительно "родным, народным"), и не имеет никаких проблем с перемещением по дорогам общественного пользования, кроме ограничения по тоннажу и габаритам для некоторых моделей (например, карьерный гигант WL56 для дефилирования по городским улицам слабо подходит.

Модель WL-56, фото из галереи нашего сайта болдер.рф
Модель WL-56, фото из галереи нашего сайта болдер.рф

Интересно узнать больше о спецтехнике? Читайте другие интересные публикации на нашем канале, посвященные фронтальным погрузчикам, экскаваторам и другой спецтехнике. А если еще и подписаться, то можно очистить карму себе и внукам до пятого поколения...)