Почему в Москве было так много пыли, и как с ней боролись коммунальщики? Правда ли, что дореволюционные поливальщики улиц специально брызгали на прохожих? Почему зимой на Красной площади частенько воняло? И правда ли, что есть одна вещь в облике города, которая за более, чем сто лет практически совсем не изменилась? Об этом и не только расскажу сегодня.
Польём не пыль мы, а прохожих
Многие в наше время недовольны тем, как работают столичные коммунальные службы. Но давайте же посмотрим на уборку улиц в дореволюционное время. В современности всё ещё очень не плохо. #Москва второй половины 19 - начала 20 века была городом довольно грязным. В те времена технологии уборки улиц отработаны практически не были. К тому же, сильно мешало то, что как таковых качественных дорог с асфальтом можно было пересчитать по пальцам. В лучшем случае, центральные улицы были замощены. Но в основном, большинство напоминало просёлочные дороги.
Поэтому чистота города сильно зависела от погоды. В тёплое время года главной проблемой Москвы становилась пыль. Она поднималась в воздух от каждого проходившего экипажа и частенько заставляла кашлять случайных прохожих. Для борьбы с природным явлением в 1887 году создали "поливную команду". Правда воплотили идею, мягко говоря, не до конца.
По сути, это были повозки, запряжённые не самими молодыми и здоровыми лошадьми. Кобылы тащили на себе грязную бочку, которая вмещала 40 вёдер воды, и самих поливальщиков. Толку от них было немного. Во-первых, телега передвигалась очень медленно и мешала движению транспорта. Во-вторых, эффекта почти не было. К тому же, совсем не считались с тем, что рядом ходят люди. Часто поливальщики специально неожиданно включали краны, чтобы окатить горожан. Правда всегда делали вид, будто произошло всё случайно.
Непобедимая пыль
В 1893 попробовали избавиться от пыли с помощью пожарных рукавов. Они присоединялись к пожарным кранам. В центре Москвы их было довольно много. Однако технологию снова не доработали. Рукава занимали всю улицу, мешая проезду транспорта и проходу пассажиров. К тому же, напор воды часто был таким сильным, что удержать рукав не представлялось возможным.
К 1906 году технологию несколько усовершенствовали. На Тверской улице между Бульварным и Садовым кольцом разместили 24 поливочных крана. Но массового распространения новинка не получила. Оказалось, что всё это слишком дорого. К тому же, возникли проблемы с водопроводом. Он в Москве тех лет был далеко не везде.
Закончилась #история борьбы с пылью ничем. В 1912 году городские власти хотели закупить за границей несколько поливочных машин (вроде современных). Но помешала Первая Мировая война. Одно время улицы решили подметать. Но никак не могли определиться: делать это до поливки улицы или после. Хорошо хоть договорились убирать навоз с улиц по мере его поступления.
Снег и вонь на Красной площади
Зимой коммунальщикам тоже отдохнуть было некогда: начиналась снежная пора. Стоит сказать, что не каждый год московские зимы были суровыми. Мягкие называли обычно "сиротскими", потому что бездомные могли легко их пережить, особо не утепляясь. Так вот снег во второй половине 19 века и в начале 20 почти с улиц почти не убирали.
Всё потому, что его требовалось лопатами загрузить на сани, которые уже увозили всё за город. Иногда так далеко не ездили. Например, какое-то время в конце 19 века снег свозили на Красную площадь, а потом там же растапливали. Вонь стояла жуткая, потому что в те годы снег был с примесями навоза и нечистот.
Конечно, долго всё это продолжаться не могло. Поэтому городские власти обязали домовладельцев убирать снег самостоятельно. Но москвичи не спешили это делать. Они хотели вывозить снег тогда, когда им хочется. Чиновники не могли согласиться на это. Ведь тогда оживлённые улицы превратились бы в сплошной сугроб. Надо сказать, что где-то так и случалось. Остатки снега и льда можно было лицезреть чуть ли не до поздней весны.
После дождя тогда было, как и сейчас
Между тем, не только сухая и снежная погода доставляла Москве неудобства. Проблемы начинались и после дождя. Многие улицы превращались в мини-болота. Там, где не было мощения, часто вязли лошади. Их приходилось вытаскивать. Сейчас это трудно представить, но тогда именно так выглядели многие улицы Садового кольца после осадков.
Частенько после сильных ливней Москва чем-то напоминала Венецию. Хотя, честно говоря, в наше время эта проблема сохраняется. Как хорошо, что есть какое-то постоянство. Каждый сильный дождь превращает столичные улицы в реки до сих пор. Наводнением это всё назвать, конечно, нельзя. Однако иногда и правда не помешала бы лодка.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!