За Идею, которая меня захватывает, я могу простить многие огрехи. Ведь если рассматривать текст с точки зрения логики, достоверности, стилистики изложения, он выходит весьма слабым. Но у Шустермана уже второй раз меня покоряет именно идея. Я читала книгу с названием "Беглецы" и впечатления, описанные ниже, идут от нее. Но другой перевод, где книгу назвали "Разобранные" (что по смыслу куда ближе) считается более соответствующим оригиналу.
Мир, в котором победил билль о Жизни, избавился таким способом от убийства нерожденных младенцев, взамен принеся в жертву подростков с тринадцати до восемнадцати лет. В жертву не смерти, а спасению других органами и частями тела. Детей отдают в лагеря для того, чтобы их разобрали. Как машину на запчасти. Почему это действо не считается смертью - автор не объясняет, опираясь на теорию о том, что разобранный будет продолжать свое существование и таким странным образом жить. Ладно, в угоду сюжету принять можно. Ровно как и тот факт, что смерть эмбриона заменили смертью практически сформировавшегося в плане личности (я уже не говорю о теле) подростка. Но помним про жертву Богу-Сюжету.
Стоит отметить, что я изначально рассматривала описываемый мир не в ключе текущего нашего, понесшего изменения, а как нечто схожее, но чужеродное. Ибо принять следующие аспекты для нашего бы общества я не смогла.
Дети на разборку попадают по разным причинам. Риса - сирота, с точки зрения материального обеспечения - обуза на шее государства, не несущая прибыли. Отдать ее на органы - бюрократическое сухое решение, в котором прослеживается логика наживы. Лев - жертва религии. Кроткий агнец в белых одеждах, ждущий своего мнимого вознесения, взлелеянный окружающими ангел на заклание, чьи крылья обрубят мясницким топором. В религии найдется место любому трешу во славу того, перед кем преклоняют колени. Коннор - трудный подросток со вспышками агрессии. Он ввязывается в драки в школе, плохо учится, может выскочить из-за стола в приступа гнева и швырнуть тарелку в стену. И вот из-за этого его родители решают избавиться от сына. И тут моя логика сыпется, ибо я не могу себе представить подобную ситуацию. Столь мелочные поступки ребёнка ведут к его убийству, пусть и называют его более высокопарным словом. С момента принятия закона прошло не так много времени, точно меньше пятидесяти и даже тридцати по моим подсчётам лет, и так быстро из памяти людей не могло исчезнуть столь многое (в том числе и мозг, хотя и его можно пересадить теперь, хоть полностью, хоть частями от многих доноров). Пожалуй, вот это стало самым большим минусом - укорени эту систему автор в своём мире хотя бы лет на двести, и можно поверить - и читателю в ситуацию, и населяющим книгу людям в то, что разобрать на части не есть убить.
О сюжете - да в общем-то, ничего нового в сути бегства автор не открыл. Невольно столкнувшись, троица вынуждена провести некоторое время вместе. Коннор и Риса не хотят умирать, цепляясь за попытки спастись. Лев же, напротив, хочется вернуться к роли жертвы и быть разобранным на части. Их пути расходятся и пересекаются вновь, ломая нанесенную корку поверх их суть - самое интересное перевоплощение у Льва, его смена убеждений, мировоззрения самая полярная и колоссальная из всех персонажей.
Не смотря на то, что я читала нечто подобное у Исигуро в книге "Не отпускай меня", для меня это довольно-таки разные идеи. У Исигуро размышления читателя больше направлены на существование души у искусственно созданных людей, тогда как Шустерман в принципе не делает акцента ни на чем, лишь разговорами среди персонажей наводя на легкие размышления о той же душе, о фантомной памяти внутри пересаженных органов (как бы жутко это не звучало, но идея того, что вместе с органом от донора остаётся и кусочек памяти, личности, кажется мне весьма интересной с точки зрения теории о том, что человек жив, пока живет память о нем - пусть и в таком усеченном виде), о смерти и несмерти.
Повторюсь, но потрясающая идея, подкидывающая много аспектов для размышления и точек для обзора. А это всегда ценно. У Шустермана я читала немного - цикл "Жнец": рецензии на первую и вторую части и "Разобранных", но тема смерти удушливым облаком окутывает всё. Отчего у автора такой интерес, мне не известно, но он точно не прогадал, выбирая ее в качестве главной.