Великого древнегреческого драматурга Эсхила еще в античные времена по праву называли «отцом трагедии». В его творчестве за две с половиной тысячи лет до нашего времени, в условиях афинской рабовладельческой демократии, сформировался жанр трагедии, занявший затем столь прочное место в истории европейской культуры. Несмотря на то что до нас дошло менее одной десятой части всего поэтического наследия Эсхила, отчетливо видна колоссальная интенсивность творческого акта, каким была вся жизнь драматурга, завершившаяся победой огромного художественного значения: последние его произведения отличаются такой силой трагического пафоса, которой достигали после Эсхила только немногие драматурги нового времени.
До наших дней почти не сохранилось никаких сведений о жизни Эсхила в современной ему литературе. Ближайшей по времени к Эсхилу попыткой воспроизвести творческий облик древнего трагика является его литературный портрет, созданный Аристофаном в комедии «Лягушки» (405 г. до н. э.) и представляющий интереснейший материал для характеристики стилевых установок и драматической техники Эсхила.
Возможно, что именно трагедия «Персы», прославлявшая победу греков при Саламине, сделала имя Эсхила широко известным и на западной окраине греческого мира — в Сицилии, где как раз в то же время происходила напряженная и победоносная для греков борьба с карфагенянами. Не удивительно, что в конце семидесятых годов Эсхил получил приглашение от Гиерона, тирана Сиракуз, приехать в Сицилию и написать специальную трагедию по поводу основания города Этны у подножия одноименной огнедышащей горы. Также естественно, что в Сицилии были повторно поставлены «Персы» — сходство военно-политической ситуации в Сицилии и Афинах еще больше содействовало успеху Эсхила среди сицилийских греков, у которых он с тех пор пользовался исключительным почетом. В восьмидесятые — шестидесятые годы V века, после своей первой победы, Эсхил являлся, по-видимому, вообще наиболее популярным в Афинах трагическим поэтом. Античные источники сообщают как о знаменательном событии о победе, которую одержал в 468 году над стареющим драматургом юный Софокл, — из этого можно сделать вывод, что до тех пор редко кому удавалось победить Эсхила на драматической сцене. Впрочем, и в последнее десятилетие своей жизни Эсхил не раз выходил победителем из сценических соревнований: достоверно известно, что в 467 году он занял первое место со своей фиванской тетралогией, а в 458 году—с «Орестеей». Всего, согласно «Жизнеописанию», Эсхил одержал при жизни тринадцать побед, а вскоре после смерти поэта его сын Эвфорион еще четырежды завоевал первый приз оставшимися пьесами отца. Трагедии Эсхила продолжали ставить на правах новых произведений и присуждать им призы в течение всего пятого века, чем и очбъясняется, что зрители аристофановских «Лягушек», поставленных в 405 году, хорошо понимали многочисленные шутки, основанные на стихотворных цитатах из творений давно умершего трагика. О популярности Эсхила в начале IV века свидетельствуют многочисленные рисунки на краснофигурных южно-италийских вазах того времени, изображающие сцены из его трилогии «Орестея». Последние годы жизни Эсхила окутаны легендами и домыслами, в основе которых лежит один факт его биографии, в действительности едва ли столь таинственный. Вскоре после успешной постановки в 458 году тетралогии «Орестея» Эсхил снова уехал в Сицилию, где он и умер в 456 году.
Эсхил являлся очень плодовитым драматургом. Судя по античным источникам, он написал не менее восьмидесяти пьес, включая сюда трагедии и сатировские драмы. С богатейшим творческим наследием Эсхила были хорошо знакомы не только такие ученые IV— III веков, как Гераклид Понтийский, Хамелеон или Аристофан Византийский, издавший, вероятно, первое собрание его трагедий, но и любители литературы, жившие пять — семь веков спустя после смерти великого трагика. Так, в настоящее время найдены папирусные фрагменты не менее чем двадцати пьес Эсхила, принадлежащие к рукописям II— начала III века нашей эры; это показывает, что образованный читатель того времени располагал еще довольно полным собранием произведений Эсхила.
Второй великий трагический поэт Афин V в.—Софокл (родился около 496 г., умер в 406 г.). Срединное место, которое Софокл занимал в трехзвездии аттических трагиков, отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трех поэтов путем соотнесения их биографий с Саламинской битвой (480 г.): сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в решительном бою с персами, утвердившем морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Эврипид в этом году родился. Возрастное соотношение отражает соотношение эпох. Если Эсхил — поэт времени зарождения афинской демократии, то Эврипид — поэт ее кризиса, а Софокл, хотя и пережил своего младшего современника Эврипида и творил до последних дней своей долгой жизни, все же по идеологической и литературной направленности продолжал оставаться поэтом расцвета Афин, «века Перикла».
Родиной Софокла был Колон, предместье Афин, прославленное поэтом в его предсмертной трагедии «Эдип в Колоне». По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам (отец его был владельцем оружейной мастерской); он получил традиционное гимнастическое и музыкальное образование и, по античным сообщениям, не раз одерживал победы на состязаниях в обоих этих искусствах.
Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека и его умственные и нравственные силы — основные черты мировоззрения Софокла; он является в этом отношении одним из наилучших выразителей афинской демократии эпохи расцвета. Поэт был любимцем современников; после смерти он был причислен к лику героев, и на его могиле ежегодно приносились жертвы.
Первая победа Софокла на трагических состязаниях относится к 468 г., последняя трагедия — «Эдип в Колоне» — была написана уже незадолго перед смертью и поставлена посмертно. За шестьдесят лет творчества Софокл написал, согласно античному сообщению, 123 пьесы, выступая с тетралогией (три трагедии и драма сатиров) в среднем раз в два года. Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. До нас дошло лишь семь полных трагедий: в 1912 г. к ним присоединился большой отрывок драмы сатиров «Следопыты» на сюжет гомеровского гимна к Гермесу.
Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. В то время как Эсхил старался обнаружить в человеческом поведении действие высших сил и человек у него зачастую являлся лишь ареной столкновения богов (например, Орест в «Эвменидах»), герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила. Действие высших сил проявляется в естественном ходе вещей, который и содержит в себе осуждение или оправдание выбранной человеком линии поведения.
Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику.
Другое значительное драматическое новшество Софокла — допущение третьего актера. Сцены с одновременным участием трех актеров позволяли разнообразить действие введением второстепенных лиц и не только противопоставлять непосредственных противников, но и показывать различные линии поведения в одном и том же конфликте. В своем дальнейшем развитии аттическая трагедия уже не выходила за рамки трех актеров, так что форма, приданная ей Софоклом, явилась в этом отношении окончательной.
Характерным образцом драматургии Софокла может служить его трагедия «Антигона» (около 442 г.). Сюжет «Антигоны» относится к фиванскому циклу и является непосредственным продолжением сказания о войне «Семерых против Фив» и о поединке Этеокла и Полиника. После гибели обоих братьев новый правитель Фив Креонт похоронил Этеокла с надлежащими почестями, а тело Полиника, пошедшего войной на Фивы, запретил предавать земле, угрожая ослушнику смертью. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и похоронила Полиника. Софокл разработал этот сюжет под углом зрения конфликта между человеческими законами и «неписаными законами» религии и морали. Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. Консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».
Еврипид (485 или 480-406 гг. до н. э.) — сын мелкого торговца Мнесарха. Об его происхождении враги распускали многие вымыслы. Достоверно из рассказов о нем лишь то, что, в отличие от Софокла, Еврипид не занимал никаких должностей, всецело посвятив себя искусству. Известны были картины, написанные им, и в свои драмы он обильно вводил такие сцены, построение которых доступно лишь человеку, хорошо знакомому с живописью. Гораздо больше, чем на других драматургов, оказала на него влияние философия того времени: учение Анаксагора, Сократа и софистов. Возможно, что отпор, какой встречало это движение со стороны многих влиятельных афинян, создал и для Еврипида неблагоприятную обстановку в Афинах; покинув Афины незадолго до своей смерти, он нашел почетный прием у царя Архелая в Македонии, где ставил свои последние пьесы.
Далеко не всеми ценимый при жизни, Еврипид в потомстве получил полное признание. Аристотель назвал его «наиболее трагическим поэтом».
Часть его трагедий написана на те же сюжеты, что и трагедии его великих предшественников: «Электра» и «Орест» воспроизводят частично содержание «Орестейи» Эсхила, причем «Электра» настолько близка к одноименной трагедии Софокла, что долго спорили насчет того, что трагедия написана раньше.
«Финикиянки» Еврипида очень близки к двум последним трагедиям Софокла об Эдипе. Но при всей близости по содержанию к своим предшественникам Еврипид очень далеко отошел от них в построении трагедий и в обработке образов. Прежде всего он сохранил за хором лишь очень слабую связь с развитием действия, и даже состав хора в «Медее» и «Финикиянках» носит чисто случайный характер: у него хор либо излагает события, не вошедшие в самое действие трагедии, либо предается размышлениям по вопросам, зачастую очень далеким от хода действия. Ярче разработаны арии отдельных актеров, «монодии», на которых отразилось развитие лирики V века, но, во-первых, они распределены далеко не равномерно по всем трагедиям Еврипида, а во-вторых, далеко не всегда связаны содержанием с ходом действия пьесы.
Но самой слабой стороной творчества Еврипида является искусственность в завязке и развязке большинства трагедий. Все, что нужно значь зрителю для того, чтобы разобраться во взаимоотношении действующих лиц, т.е. экспозицию, Еврипид обычно дает в виде вступительного монолога, часто вложенного в уста лиц, не участвующих в пьесе, по преимуществу бога.
Источники:
В.Ярхо “Эсхил” 1958г страницы 3,61, 64-65,67
Тронский И. М. “история античной литературы” 1988г страницы 126-127
Варнеке Б.В. “История античного театра” 1940г страницы 37-38