21,8K подписчиков

Андийцы — народ Дагестана

9,6K прочитали

Численность — от 25 до 40 тысяч. Андийцы (самоназвание – «гъваннал», «анди», «андал», авар. ГӀандисел/ГӀандал) — проживают в Ботлихском районе в селах Кванхидатли, Анди, Риквани, Зило, Ашали, Чанко, Муни, Гагатли, Гунха.

Численность — от 25 до 40 тысяч. Андийцы (самоназвание – «гъваннал», «анди», «андал»,  авар.

С конца 30-х годов андийцев отнесли к андийской ветви одного из субэтносов аварцев, К андийским народам относят:

Андийцы (25-40 тыс.), Ахвахцы (10 тыс.), Каратинцы (8 тыс.), Тиндинцы (10 тыс.), Багулалы (10 тыс.), Годоберинцы (8 тыс.), Ботлихцы (6 тыс.), Чамалалы (7 тыс. чел.), Арчинцы (1200 чел.).

Многие из представителей этих народов не считают себя аварцами. Строго говоря, это разные народы, порой очень древние, у которых совершенно различные языки и традиции. Численность народов по официальной переписи не отражает реального положения дел, поэтому цифры носят несколько условный характер и требуют уточнения.

В андийском языке имеется 7 говоров, которые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский.

Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона. В результате раскопок, проведенных Горным археологическим отрядом в 1968-1970 гг., было выявлено поселение Галгалатли, относящееся к эпохе ранней бронзы (III т. до н.э.). Поселение типа Галгалатли были найдены и в Андийском котловане в окрестностях селений Ашали и Анди, которые тоже относятся к эпохе ранней бронзы.

В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:

  1. Обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами.
  2. Занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племен, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.

В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. Вероятно, вторжение Тамерлана и борьба андийцев с его войсками оказало влияние на генофонд и внешность андийцев. В поселениях встречается тип внешности как с кавкасионскому типу, так и монголоидные черты.

После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, которое представляло собой федерацию самоуправляющихся сельских обществ. В XIV-XV веках существовало Андийское шамхальство.

Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин, народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или судебникам, в зависимости от джамаата законы могли различаться.
В годы кавказской войны, Анди входило в иммамат, а андийцы встали под флагами идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов.

Женский костюм состоял из туникообразного длинного платья на кокетке – квано, шаровар – ошхъоги, различной обуви, включая кожаные сапожки. Отличительная особенность андийского женского наряда — головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». В этнографических материалах указано, что среднюю часть корпуса обшивали красным шелком, а боковые - лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Исследователи находят сходство андийской, ботлихской чухты с отдельными головными утрами («кичкой» и «сороками») русских, украинских, белорусских женщин. О головных уборах с рогами читайте тут >

Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю — лиловым, Головной убор имел важное значение в традициях. Говорят, в былые времена если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.

Андийская бурка

Андийская бурка — символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов, символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в национальный андийский костюм.

Бурка — наплечная одежда, свалянная их шерсти уникальных андийских коз черного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застежек, широким подолом, способными укрывать не только хозяина, но и лошадь. Особенность андийской бурки заключалась в особом способе валяния, состоявшем из 15 последовательных этапов. Непревзойденные свойства придавало использование для создания материала шерсти особой породы овец.
Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, ее невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в черных одеждах упоминали еще античные источники, знали об исключительных свойствах наряда по всему миру.

Жизненный уклад

Жизнь в Андийском котловане, окруженном горной цепью, определила традиционные занятия народа. Жители горных районов занимались отгонным скотоводством, пытались обрабатывать каменистую землю террас. Нижние андийцы отдавали предпочтение земледелию, садоводству, огородничеству. Разводили коней, использовавшихся в качестве транспорта. Важную роль в жизни андийцев играла торговля: основными источниками доходов была продажа бурок и соли.

Андийцы предприимчивы и находчивы. По утверждению жителей соседнего Ботлиха, в других селах также производили бурки из шерсти андийцев, но именно андийцы вели торговлю бурками и поэтому название закрепилось именно за ними.

В памяти народа сохранились традиционные верования, связанные с духами-хранителями гор, рек, лесов, покровителями промыслов, злыми духами-вредителями. Верховное божество именовали ЦIоб, главный культовый центр располагался на горе Бахарган. До сих пор практикуется обряд прошения дождя, проводимый во время сильной засухи. Для этого андийцы вместе с религиозным служителем поднимаются на вершину горы, где с молитвами и обрядовым танцем просят милости в виде дождя.

По старинным верованию андийцев Унтул эбел - существо в тряпках — полуплоть, полудух, женщина огромного роста, лица которой со впалыми щеками и длинным носом не видно из-за рыжих волос. Обычно она появляется в селении неслышно, ночью. Приход ее предвещает болезни, эпидемии. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать выкуп, жертвоприношение, еду, старую одежду.

Традиции и обычаи

У андийцев существовал интересный обычай «цIцIер – джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определенный ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил ее назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества.

Численность — от 25 до 40 тысяч. Андийцы (самоназвание – «гъваннал», «анди», «андал»,  авар.-10

Один из древнейших праздников андийцев является праздник первой борозды, который называется куомболь гъIаблол игьир или унсо булIолъир («ввести быка») андийцы готовили фигурные хлеба-баранки гимура для того, чтобы одеть их на рога быков во время первой вспашке, а также зооморфные и антропоморфные хлебцы – кIоту («лошадь») и йешикIу («кукла»).

В подготовке материала выражаю признательность Хайбулаевой Ирине, заведующей экспозиционно-выставочным отделом ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул », Чамсадиновой Амине, консультанту отдела Минкультуры РД и Гамзуеву Гамзу Абдулатиповичу, директору С.Ц.К.Д (сельского центра культуры и досуга) в селе Анди.

Читайте также: