Найти тему

Что делать, если ребёнок не хочет делать дома уроки?

Взрослым, которые воспитывают школьников, особенно в начальных классах знакома проблема своевременного усаживания детей за уроки, а также их быстрого, красивого и качественного выполнения. Как правило ученики воспринимают уроки как пытку и наказание, а взрослые как экзамен на хороших законных представителей, воспитателей и учителей для своих сыновей и дочерей. В результате это приводит к ежевечерним скандалам и испорченному настроению на весь остаток вечера у обеих сторон. В статье будет говориться о том, как же ребёнку сесть дома за уроки вовремя и выполнить их быстро, красиво и качественно.

Конечно, это идиллия, когда ребёнок, особенно младшеклассник, вовремя садится дома за уроки после возвращения из школы и перерыва, а иногда даже приступает к домашнему заданию с порога, и, не переодевшись. В реальности же дети, в большинстве своём, учащиеся начальной школы, откладывают усаживание за уроки и их выполнение на последний день и час, ища тысячи причин, от банального «поиграть» до «необходимости помочь» кому-либо. В итоге учебники и тетради открываются у таких школьников в девять-десять часов вечера, когда дети, особенно в период учебного года, уже должны спать. Эффективность таких поздних уроков снижается, голова и мозг работают хуже, чем до шести часов вечера, а то и не работают вовсе, задания выполняются медленнее, сбор портфеля либо происходит второпях, либо вообще откладывается на утро, ученики, поздно севшие за уроки, не высыпаются и с трудом встают в школу утром вовремя. Как же детям вовремя разделаться с уроками дома, обеспечивая своевременный отбой, а также время на игры и свободную деятельность?

Правила грамотного усаживания детей за уроки и их выполнения

1. Для начала поищите причину нежелания или неспособности школьника, особенно младшеклассника, вовремя приниматься за уроки дома.

2. Обсудите или пересмотрите и составьте со школьником оптимальный для него режим дня. Обязательно выделите в этом режиме время перерыва между школьными и домашними уроками. Однако не забывайте, что рекомендуемое время выполнения домашнего задания школьниками – это с четырёх часов дня и до шести часов вечера.

3. Установите чёткое правило: никаких посторонних мыслей и дел, пока не выполнено домашнее задание и не собран портфель.

4. Заведите часы с будильником и таймером в детской комнате школьника. Они помогут ему вовремя просыпаться и вставать утром в школу и вечером после тихого часа, начинать и заканчивать выполнение домашнего задания, а также ложиться спать днём и ночью. На выполнение домашнего задания по каждому предмету в начальной школе не должно уходить больше получаса, в основной не больше сорока пяти минут, как на каждый урок в школе, а в старшей школе не более одного астрономического часа (шестидесяти минут). Перерыв между домашними заданиями по каждому предмету для младшеклассников должен быть не менее пятнадцати минут, для подростков не менее получаса и не менее сорокапятиминутного школьного урока для старшеклассников.

5. Показывайте школьникам на личном примере, что их учёба равносильна работе взрослых людей, и что от неё нельзя увиливать, выполнять некачественно и частично.

6. Старайтесь немножечко угасать школьника, который в силу своего темперамента делает дома уроки и собирает портфель со скоростью света, а в итоге у него помарки, ошибки, грязь, неопрятность, расхлябанность, плохие оценки и замечания в дневнике от учителя. Такому ребёнку можно напомнить, что даже если он сделает всё домашнее задание быстро и качественно, и за считанные секунды соберёт в портфель, не забыв ни одной принадлежности, то больше времени на просмотр фильмов и компьютерные игры он всё равно не получит, а это означает, что спешить некуда.

7. Не допускайте перфекционизма у школьника во время выполнения им домашнего задания. Пресловутые часы с будильником и таймером, и режим дня помогут избежать школьнику этого явления.

8. Для обогащения мозга кислородом обеспечивайте ребёнку своевременную дневную прогулку и правильный, здоровый ночной сон.

Ошибки взрослых, воспитывающих школьников, во время усаживания детей дома за уроки и их выполнение

· Заставляют все три часа на домашнее задание сидеть за столом, не отрываясь, даже старшеклассников. Тем самым, ученики начинают испытывать отвращение к школе и учёбе вместо удовольствия;

· Вынесение «вердикта» - «патологический лентяй», не задумываясь о том, что у школьников могут быть и другие причины нежелания или неспособности вовремя делать дома уроки. Конечно, патологические лентяи существуют в природе, но их процесс крайне ничтожен. В основном за этим скрываются более серьёзные причины;

· Постоянное одёргивание медлительных по темпераменту детей во время выполнения ими домашнего задания. Взрослые, которые работают в режиме многозадачности со скоростью света, нередко считают, что дети элементарно медлят и ленятся. На самом деле это заблуждение, потому что спокойные и рассудительные дети добиваются в жизни и учёбе больших успехов, чем те, кто делает домашние задания со скоростью света и «тяп-ляп», лишь бы поиграть, «повисеть» за компьютером и на телефоне, посмотреть телевизор и погулять.

Причины нежелания и неспособности школьников вовремя приниматься дома за уроки

Боязнь ошибиться и потерпеть очередную неудачу. Например, если школьникам не даётся математика, русский язык, иностранный язык, рисование, музыка или физкультура, то таким ученикам очень сложно вовремя приняться за эти предметы дома, потому что им уже в принципе становится понятно, что ничего толкового от их изучения не выйдет. Также, например, дети начинают отлынивать от своевременного выполнения уроков и даже усаживания за них, если учителя в школе к ним слишком строги, а взрослые дома только их критикуют и постоянно «тыкают» на ошибки, за какое бы дело отпрыски не взялись.

Избалованность и вседозволенность. Когда школьник воспитывается в попустительском или чересчур демократическом стиле, то он нередко может становиться хитрецом, когда дело доходит до усаживания за уроки и их выполнения. Например, такой ребёнок может сымитировать усталость или болезнь, чтобы избежать выполнения домашней работы по нелюбимому или трудному для него предмету.

Банальная лень. Чаще всего лень – это всего лишь «маска», несмотря на то, что и она тоже имеет место. Как правило, школьникам лень только делать уроки, а всё остальное, даже помощь по дому им в радость.

Непонимание школьных предметов. Трудности в усвоении детьми школьной программы являются наиболее из частых причин нежелания или неспособности вовремя приниматься дома за уроки и честно их выполнять. С каждой ступенью школьного обучения программа усложняется, количество школьных предметов увеличивается, фокусы в учебной деятельности и у детей, и у взрослых смещаются, помимо общеобразовательной школы также добавляются кружки, курсы, секции и факультативы по интересам, также начинает меняться ведущая деятельность детей. Дополнительные занятия с учителями-предметниками и кураторами в школе, репетиторами и тьюторами дома, а также в кружках, секциях, курсах и факультативах по интересам и самостоятельные занятия учеников с помощью взрослых вполне способны устранить эту проблему.

Смена ведущей деятельности ребёнка. В каждом возрасте у ребёнка определённый ведущий вид деятельности. У дошкольника, например, это игра, а у младшего школьника это учёба. Поэтому если вы видите, что подросток или старшеклассник предпочитает домашним заданиям и подготовке к экзаменам походы в кино и на концерты с одноклассниками, не торопитесь вводить для такого школьника домашний арест до наступления выходных и каникул. Скорее всего, ведущая деятельность такого ребёнка претерпевает изменения в силу возраста, что вполне характерно для детей с нормальным умственным, физическим и душевным развитием.

Нежелание или неспособность детей делать уроки дома самостоятельно. Нередко дети, особенно в начальных и старших классах, отказываются делать домашнее задание сами. Взрослые, которые воспитывают учеников младшего и старшего школьного возраста, нередко грешат тем, что позволяют детям отдохнуть лишний вечер, выходной день, законный день школьных каникул, беря выполнение уроков на себя. Тем самым они воспитывают корыстного человека, который будет впоследствии использовать окружающих людей исключительно в своих интересах и целях. Таким родителям следует внести «поправки» в домашнее воспитание детей, пока цена текущего подхода не слишком высока.

Привлечение внимания взрослых и стремление отделиться от них. Если по отношению к детям проявляется гиперопека или полное отсутствие какой-либо заботы, то в школьном возрасте одним из способов привлечения внимания или самоутверждения у таких детей может стать нежелание или неспособность вовремя приниматься дома за уроки и делать их.

Избыточный вес портфеля и непродуманная рабочая зона в детской комнате школьника дома. Как бы парадоксально и абсурдно это ни звучало, но слишком тяжёлый портфель и непродуманная рабочая зона в комнате ребёнка-школьника тоже могут являться причинами нежелания или неспособности ученика делать дома уроки. Если, например, в домашней рабочей зоне детей слишком тусклый свет, то они не захотят вовремя садиться за уроки даже при всём своём внутреннем желании, потому что элементарно боятся испортить себе зрение и осанку.

Помните, что дом должен быть домом, а семья семьёй, а не полем брани на почве домашнего задания и оценок ребёнка в школе. Школа является важной частью жизни семьи с детьми, но никак не всей семейной жизнью. Поэтому не нужно винить школьников в лени, медлительности и избалованности, даже если учителя-предметники и кураторы в школе, классное и школьное руководство всячески пытаются доказать вам и вашим детям обратное. Потому что, помимо медлительности и торопливости, избалованности и банальной лени, существуют более веские и объективные причины нежелания или неспособности школьников вовремя садиться дома за уроки и честно, быстро, красиво и качественно их выполнять.