76 подписчиков

Тенденции в индустрии масел. Эволюция масел.

Всем привет.

В данной статье хочу рассказать о том, как меняется рынок смазочных материалов. Изменения касаются как базовых масел, так и готовых продуктов: в основном, конечно, моторных масел.

фото предоставлено ExxonMobil.
фото предоставлено ExxonMobil.

Переход на более чистые базовые масла

Этому способствуют более жесткие требования к экологичности и энергоэффективности, а также изменения в конструкции двигателей, которые устанавливают более строгие требования в отношении смазочных материалов.

Все эти факторы смещают спрос производителей смазочных материалов на минеральное базовые масло II группы взамен I группы. А также увеличивается вовлечение синтетических базовых масел. Подробнее о группах базовых масел по международной классификации API читайте в предыдущей статье здесь.

По оценкам специалистов ExxonMobil в 2019 году рынок базового масла оценивается в 100 000 баррелей в день (б/с) по всем сортам и вязкостям.
В данной статье хочу рассказать о том, как меняется рынок смазочных материалов. Изменения касаются как базовых масел, так и готовых продуктов: в основном, конечно, моторных масел.-2

Но есть и факторы, снижающие объемы потребления базовых масел:

  1. Глобальная электрификация. При эксплуатации электромобилей отпадает потребность в моторном масле, а для некоторых моделей и трансмиссионных.
  2. Тенденция увеличения сроков замены масел. Очищенные и синтетические масла выдерживают большие нагрузки и обладают большей окислительной стабильностью по сравнению с минеральными базовыми маслами I группы.

Современные спецификации моторных масел требуют масла с пониженной вязкостью.

Эволюция спецификаций для коммерческого транспорта выглядит так:

В данной статье хочу рассказать о том, как меняется рынок смазочных материалов. Изменения касаются как базовых масел, так и готовых продуктов: в основном, конечно, моторных масел.-3

Эволюция спецификаций для легкового транспорта ниже:

В данной статье хочу рассказать о том, как меняется рынок смазочных материалов. Изменения касаются как базовых масел, так и готовых продуктов: в основном, конечно, моторных масел.-4

Производители легковых автомобилей стремятся к маслам с вязкостью SAE 0W-16 и ниже. В настоящее время уже разрабатываются масла 0w-4, но есть и ограничивающие факторы - это пределы по испаряемости и вязкость моторного масла при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS).

Зависимость этих параметров от базового масла показана ниже.

В данной статье хочу рассказать о том, как меняется рынок смазочных материалов. Изменения касаются как базовых масел, так и готовых продуктов: в основном, конечно, моторных масел.-5

Повышение качества смазочных материалов на российском рынке.

Российский рынок смазочных материалов также претерпевает изменения: ведущие производители совершенствуют производство, строятся установки дополнительной очистки минеральных базовых масел (гидроочистка, гидрокрекинг, гидроизомеризация и др.), а также строят реактора для производства синтетических углеводородов. .

Например на заводе Славнефть-ЯНОС , принадлежащем Газпромнефти и Роснефти по 50%, с 2017 года производятся базовые масла III группы. На Волгоградском НПЗ (Лукойл) с 2019 года производятся базовые масла II группы и III+ группы.

Базовые масла II и III группы, а следовательно и продукты на их основе, обладают улучшенными противоокислительными, низкотемпературными и другими характеристиками.

В данной статье хочу рассказать о том, как меняется рынок смазочных материалов. Изменения касаются как базовых масел, так и готовых продуктов: в основном, конечно, моторных масел.-6

На графике ниже представлен общий объем спроса на различные типы базовых масел. Как мы видим мировая тенденция совпадает с российской: происходит не только общий рост смазочных материалов, но и увеличение производства более современных масел за счет доочистки I группы.

В данной статье хочу рассказать о том, как меняется рынок смазочных материалов. Изменения касаются как базовых масел, так и готовых продуктов: в основном, конечно, моторных масел.-7

Всем удачи!

Автор статьи: Гнутов Виталий.