Совсем недалеко от тихого исторического Тихвина расположено село Красава. Помимо самобытного названия, здесь также сохранилась узкоколейная железная дорога, а точнее её остатки. Пока мы ждём машиниста, который специально для нас выгонит тепловоз из депо (по рабочим делам он здесь выезжает крайне редко), предлагаю вам небольшое лирическое отступление.
После принятия решения о ликвидации линии узкоколейной железной дороги Тихвин — Перегрузочная в 2002 году и её полной разборки в 2004, протяжённость узкоколейки сократилась до минимума. В нулевые рабочий поезд курсировал на торфоразработки регулярно, протяжённость главного хода составляла 6 километров, общая же протяжённость ужд была не менее 8 километров. Но чем, дальше, тем хуже шли дела у узкоколейки. Последним гвоздём в крышку гроба стал переход котельной на пеллеты (топливные гранулы). Добыча торфа была свернута окончательно. Удивительно, что это не послужило толчком к полному уничтожению дороги, и хотя часть техники была распродана (что тоже удивительно, во многих местах не парились и сдавали на чермет), но пару локомотивов, десяток вагонов и даже путеукладчик спасли.
Теперь же небольшой фото отчёт из нашей поездки. Вот, к примеру, заброшенное второе депо. пути к нему разобраны, для чего сейчас используется - неизвестно. Первое депо, собственно, выглядит также.
Техника с торфяных полей аккуратно составлена у первого депо. Ходят слухи, что её хотели продавать, но передумали. Как оказалось, это связано с возможностью перехода котельной обратно на торф, поскольку пеллеты оказались очень дорогими, плюс дорогой была и их доставка сюда - везли их даже из Липецкой области. Возможно именно это и спасло узкоколейку от полного уничтожения.
А вот и наш красавец ТУ6А готовится выехать из депо.
Позади него стоит второй локомотив, ЭСУ2А. К сожалению, сейчас он на ремонте, поэтому поездить на нём не удалось.
Доезжаем до станции, это всего лишь не более 350 метров от депо. Дальше поезд не идёт - пути сильно заросли травой, а местные жители ещё и растащили все металлические подкладки в чермет. Вот и получается, что начальная станция дороги теперь является и конечной.
А на этой фотографии тепловоз позирует с торфовозными вагонами. "Сфоткай типа работаю".
В кабине машиниста по-деревенски душевно: играет радио из китайского приёмника, есть чайник. Даже новогодняя гирлянда висит. А вид из окна какой завораживающий!
Час поездки, немного съёмок и вот поезду уже пора домой в депо. Когда его следующий выезд не знает даже сам машинист.
Что ждёт эту узкоколейку? Как мне кажется, перспективы ужд в Красаве очень туманны. Да, есть вероятность, что котельная перейдёт вновь на торф, но надо ли сохранять ужд только ради этого? Чтобы у дороги были перспективы, нужно развивать и другое производство, как это сделали в посёлке Гладкое, который также находится в Ленинградской области. Сейчас же, к сожалению, узкоколейка в Красаве напоминает пациента в коме, врачи которого ещё не определились надо ли сохранять в нём жизнь.