Среди приказов по Всесоюзной экспериментальной площадке в городе Урае особое место занимает приказ №45.
Уместно напомнить, что в этом году у города Урая юбилей, ему, как и городу Сургуту – 55 лет!
В год 55-летнего юбилея Приказ №45, касающийся учебной группы, в названии которой ровно 5 букв звучит особенно мистически.
Таких Приказов в Эксперименте – во Всесоюзном, заметим – Эксперименте больше не издавалось НИ – КО- ГДА.
Любопытно, но в тексте приказа перечислены 25 (ни больше ни меньше!!) девушки.
А почему любопытно?
А потому что в названной учебной группе девочек училось ровно 24!!
Создатель этой группы спустя 12 лет подробно опишет все 24 квадрата 2х2, которые и создают всё множество совершенных магических квадратов четвёртого порядка.
И это тоже – мистика.
Двадцать пятой была девушка, которая автора группы начисто, на корню отрицала, и потому училась «удаленно».
Да! За 32 года до коронавируса девушка уже исследовала полную самоизоляцию и удалёнку!
Но в Приказ попала заслуженно.
Ведь весь историко-филологический выпускной курс командировали на посещение императорской библиотеки России, созданной еще Екатериной Великой. Той самой, которую Екатерина Вторая приобретала у Дени Дидро, во время его посещения Санкт-Петербурга в 1772 году!
Разумеется для девочек из города Урая это был подлинный подарок судьбы – побродить накануне Нового года по великому городу Российской империи, городу Революций, городу Блока и Пушкина.
Для девочек из российской глубинки это был самый важный момент в их историко-филологическом образовании.
- Даруй мне тишь твоих библиотек! Твоих концертов строгие мотивы!
Белла Ахмадулина проникала в них самим путешествием!
И не только она!
Этот Приказ остаётся моим самым больным воспоминанием.
Потому что руководство выполнило моё требование, но меня с девочками в Петербург не отправило! Необоснованно. Незаслуженно. Преступно. Никто в мире не мог показать им этот город и его сокровища лучше меня. Это был мой урок, мой поурочный план, мой метод.
Это было бы самое перипатетическое занятие в мире.
Может быть – будь я там, - Катюша сегодня была бы жива.
Она погибнет на Чёрной речке в Урае через несколько лет.
И я виню себя, что не отказался тогда к чёрту и от всего эксперимента, и от города Урая, но предупредил бы её гибель.
Нам не дано предугадать…
Они поехали без меня.
На встречу с Екатериной Великой!
И это была вершина моего педагогического искусства, и это было величайшее поражение в моей жизни.
Я не водил их по Невскому!
Я не стоял с ними напротив Спаса-на-Крови.
Не вводил их по трёхсотметровому коридору в Храм древнейших книг мира.
Я не знакомил их со Сфинксами на Неве.
Не рассказывал историю Александра Блока!
Не прочел им ни одной строчки на Дворцовом мосту!
Не подвёл к Александрийскому столпу.
Не поднял по винтовой лестнице Исаакиевского Собора.
Не ввёл в Казанский портик.
Не смог познакомить со всеми фаворитами Екатерины у её ног.
Не сводил в Мариинский.
Не познакомил со всеми четырьмя фантазиями Клодта!
Не дал подышать воздухом в колоннадах моей альма-матер.
Всё что я смог – это вырвал для них из пространства времени последнего года в школе вот это проникновение в подлинное, в настоящее, в нетленное, в великое.
И потом многие годы всё вспоминал и вспоминал эту их неизвестную мне поездку, для которой я приготовил такие волшебные комментарии и песни!
И не было в моей личной педагогической жизни ничего прекраснее и больнее.