Найти тему
Алексей Ратушный

Приказ номер 45. И ничего прекраснее и больнее

Среди приказов по Всесоюзной экспериментальной площадке в городе Урае особое место занимает приказ №45.

Уместно напомнить, что в этом году у города Урая юбилей, ему, как и городу Сургуту – 55 лет!

В год 55-летнего юбилея Приказ №45, касающийся учебной группы, в названии которой ровно 5 букв звучит особенно мистически.

Таких Приказов в Эксперименте – во Всесоюзном, заметим – Эксперименте больше не издавалось НИ – КО- ГДА.

Любопытно, но в тексте приказа перечислены 25 (ни больше ни меньше!!) девушки.

А почему любопытно?

А потому что в названной учебной группе девочек училось ровно 24!!

Создатель этой группы спустя 12 лет подробно опишет все 24 квадрата 2х2, которые и создают всё множество совершенных магических квадратов четвёртого порядка.

И это тоже – мистика.

Двадцать пятой была девушка, которая автора группы начисто, на корню отрицала, и потому училась «удаленно».

Да! За 32 года до коронавируса девушка уже исследовала полную самоизоляцию и удалёнку!

Но в Приказ попала заслуженно.

Ведь весь историко-филологический выпускной курс командировали на посещение императорской библиотеки России, созданной еще Екатериной Великой. Той самой, которую Екатерина Вторая приобретала у Дени Дидро, во время его посещения Санкт-Петербурга в 1772 году!

Разумеется для девочек из города Урая это был подлинный подарок судьбы – побродить накануне Нового года по великому городу Российской империи, городу Революций, городу Блока и Пушкина.

Для девочек из российской глубинки это был самый важный момент в их историко-филологическом образовании.

- Даруй мне тишь твоих библиотек! Твоих концертов строгие мотивы!

Белла Ахмадулина проникала в них самим путешествием!

И не только она!

Этот Приказ остаётся моим самым больным воспоминанием.

Потому что руководство выполнило моё требование, но меня с девочками в Петербург не отправило! Необоснованно. Незаслуженно. Преступно. Никто в мире не мог показать им этот город и его сокровища лучше меня. Это был мой урок, мой поурочный план, мой метод.

Это было бы самое перипатетическое занятие в мире.

Может быть – будь я там, - Катюша сегодня была бы жива.

Она погибнет на Чёрной речке в Урае через несколько лет.

И я виню себя, что не отказался тогда к чёрту и от всего эксперимента, и от города Урая, но предупредил бы её гибель.

Нам не дано предугадать…

Они поехали без меня.

На встречу с Екатериной Великой!

И это была вершина моего педагогического искусства, и это было величайшее поражение в моей жизни.

Я не водил их по Невскому!

Я не стоял с ними напротив Спаса-на-Крови.

Не вводил их по трёхсотметровому коридору в Храм древнейших книг мира.

Я не знакомил их со Сфинксами на Неве.

Не рассказывал историю Александра Блока!

Не прочел им ни одной строчки на Дворцовом мосту!

Не подвёл к Александрийскому столпу.

Не поднял по винтовой лестнице Исаакиевского Собора.

Не ввёл в Казанский портик.

Не смог познакомить со всеми фаворитами Екатерины у её ног.

Не сводил в Мариинский.

Не познакомил со всеми четырьмя фантазиями Клодта!

Не дал подышать воздухом в колоннадах моей альма-матер.

Всё что я смог – это вырвал для них из пространства времени последнего года в школе вот это проникновение в подлинное, в настоящее, в нетленное, в великое.

И потом многие годы всё вспоминал и вспоминал эту их неизвестную мне поездку, для которой я приготовил такие волшебные комментарии и песни!

И не было в моей личной педагогической жизни ничего прекраснее и больнее.

Санкт-Петербург за один день