А когда тренер кричит так, что слышно на другом конце города? Это помогает принимать решение?... Речь не о методических указаниях, а о крике, который сопровождается даже с оскорблениями! И это не единичный случай, так поступают большинство тренеров".
Да, это очень частая проблема в детском футболе.
Для начало, нужно понять, что есть разница между тренером, «кричащим» игроку, и тренером, «кричащим» на игрока.
Есть тренера, которые криками привлекают внимания детей, проявляют сильный энтузиазм, слишком «горячительны» ( как выразился один ребенок), слишком громки, чтобы компенсировать шум зрителей. Футбол-очень эмоциональный вид спорта.
НО:
• НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ ПРОСТО НЕ ВЫНОСЯТ КРИКОВ. И у тех детей, которые не привыкли к «громким» взрослым в своей жизни, может сложится впечатление с таким тренером, что на него всегда кричат. Такие дети любое повышение голоса воспринимают как ор. Хотя тренер криками,возможно, может мотивировать одних детей, другие будут отключены полностью. Крики их парализуют. Они теряются и играют еще хуже.
Также дети склонны блокировать непрерывный шум, и тренер, который постоянно кричит, рискует потерять внимание игроков. А когда происходит что-то серьезное, к чему нужно драматически подойти, повышение голоса тренера кажется детям нормальным, и смысл теряется.
• КРИК ОТВЛЕКАЕТ. Спортсменам обычно нужно сосредоточиться на том, что они делают. Когда на них кричит тренер, они могут отвлечься от того, что им нужно сделать, чтобы сыграть правильно, что приводит к увеличению ошибок.
• КРИК УСЛОЖНЯЕТ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Есть тренеры, которые предлагают конструктивную критику и направление слишком суровым и строгим голосом, но их слова никогда не бывают обидными или унизительными. И делают это они в приватной обстановке, чтобы не стыдить ребенка. Вроде, ничего страшного. Но не надо забывать, что детям и подросткам трудно продуктивно воспринимать любую критику со стороны тренеров, так как мозг ребенка особенно чувствителен к эмоциональному возбуждению. А если сообщение будет передано слишком эмоционально, дети будут уделять больше внимания способу передачи, а не содержанию сообщения. Поэтому, когда тренеры критикуют и исправляют молодых спортсменов чрезмерно громко, дети могут сосредоточиться только на негативной части сообщения или полностью пропустить, игнорировать его ( крик автоматически закрывает им уши, и они не хотят слышать то, чему мы хотим их научить). Поэтому тон голоса, с которое дано исправление, очень важен.
Но есть те "тренеры", которые не просто кричат на детей, а криками унижают, ставят в неловкое положение, их критика затрагивает личность ребенка. Те тренеры, которые не могут справится с во своими негативными эмоциями и "выплескивает" их на своих игроков. Это недопустимо!!! Никогда. Из последних «мотивирующих» посланий от тренера, о которых поделились дети на консультациях: «Какой из тебя будет отец, если ты мяч не можешь удержать!!!» (вратарю,12 лет), «Что у тебя с головой!!!» ( ребенку 8 лет), "Скажи родителям, чтоб тебя записали в танцы, а не футбол!!! "( 7 лет). При этом эти высказывания были даны при всей команде. Такие мотиваторы не работает, независимо от того, насколько «толстокожий» игрок. На самом деле, они демотивирует игрока , ранят его и убивают уверенность. На детей глубоко влияют негативные комментарии взрослых, на которых они смотрят и уважают. Один такой комментарий может навсегда оттолкнуть ребенка от занятий спортом.
Возможно, с игроками старшего возраста могут быть моменты, когда громкое слово может быть тем, что нужно, чтобы «вырваться» из отрицательного момента в игре. Но даже в этом случае это должно быть сделано с уважением. Никогда нельзя их оскорблять лично и при всех.
И в заключении приведу размышления одного испанского тренера про крики на поле: «Для игроков каждая ошибка - это небольшой сердечный приступ (иногда массивная коронарная недостаточность!). Что нас учат делать, если мы обнаруживаем на улице человека с сердечным приступом? Мы не начинаем на него кричать: «Да ладно, мужик, это все твоя вина; ты не должен был есть этот двойной бургер; тебе следовало больше заниматься спортом и бросить курить ».
Нет, мы этого не делаем. Ему нужна первая помощь, поэтому мы делаем искусственное дыхание. И это именно то, что нам нужно делать, когда наши игроки делают ошибку и впадают в душераздирающее дисфункциональное настроение.
Тренеры призваны помогать игрокам, поэтому в своих действиях следует руководствоваться простым вопросом: «Что я могу сделать сейчас, чтобы помочь этому игроку? О крике не может быть и речи. Всегда».