Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК И СТАЦИОНАРА. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

1K прочитали

Задача охраны здоровья детей начинается от рождения и продолжается на протяжении всего периода детства. Медицинское обслуживание детей имеет профилактическую направленность, осуществляется на основе преемственности между всеми учреждениями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь детям. Врачи всех специальностей должны знать систему организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи детям, задачи и функции педиатрической службы и применять свои знания на практике.

Источник изображения: www.e-hospital.co.uk
Источник изображения: www.e-hospital.co.uk

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

  • Нормативные документы

Амбулаторно-поликлинической службе принадлежит ведущая роль в формировании и охране здоровья детей.

Детская поликлиника — это основное медицинское учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям в возрасте до 18 лет.

Детская поликлиника, являясь ведущим лечебно-профилактическим учреждением первичного звена медико-санитарной помощи, отвечает за качество медицинского обеспечения детей и подростков, и может быть структурным подразделением детской городской больницы, городской поликлиники для взрослых или самостоятельным учреждением по вопросам охраны здоровья детей и подростков, координирует работу всех других медицинских учреждений. Собирает, обобщает и анализирует информацию о состоянии и проблемах соматического, репродуктивного, психического здоровья, на основе которой определяет приоритетные направления профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы, формирует задачи по охране здоровья подростков на соответствующей территории.

Возглавляет работу детской поликлиники главный врач поликлиники, деятельность которого регламентируется необходимостью выполнения следующих задач:

1. Обеспечение оказания лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах в соответствии с современными требованиями и уровнем науки и практики.

2. Внедрение в работу поликлиники новых средств и методов профилактики, диагностики и лечения, новых форм организации медицинской помощи.

3. Своевременное и полное укомплектование штатных должностей, составление графиков работы персонала отделений, кабинетов.

4. Повышение квалификации медицинского персонала.

5. Своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб трудящихся и принятие по каждому из них конкретных мер.

Должность главного врача предусматривается при наличии в детской поликлинике не менее 20 штатных единиц, ведущих амбулаторный прием. Главный врач руководит деятельностью поликлиники на основе единоначалия и несет полную ответственность за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность поликлиники.

Средние типовые детские поликлиники в настоящее время строятся в расчете на 15 педиатрических участков для обслуживания 12-15 тысяч детского населения.

Задачами детской городской поликлиники являются:

1. Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, включающих динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, диспансеризацию, профилактические прививки, лекции, беседы, конференции для родителей и пр.

2. Лечебно-консультативная помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированная медицинская помощь, направление детей на лечение в стационары и на восстановительное лечение в реабилитационные центры, санатории и т.д.,отбор детей в учебно-воспитательные учреждения (ясли-сады, школы).

3. Лечебно-профилактическая работа в дошкольных и образовательных учреждениях.

4. Проведение противоэпидемических мероприятий.

5. Правовая защита детей и их родителей.

Этапы организации работы детской поликлиники

Первым этапом в организации работы детской поликлиники является проведение переписи детского населения, проживающего в районе ее функционирования.

Перепись осуществляют участковые медицинские сестры. В условиях крупного города при проведении переписи, списки контингентов составляются по каждому дому раздельно, что позволяет при формировании педиатрических участков учитывать не только количество детей, подлежащих обслуживанию, но и отдаленность того или иного участка от поликлиники, наличие общежитий, этажность домов, оборудование лифтами.

Список детей педиатрического участка вносится в журнал - «паспорт участка».

На каждого ребенка заполняется история развития (учетная форма № 112/у), которая хранится в регистратуре по педиатрическим участкам.

Соответственно участкам и картотеке историй развития создаются централизованные картотеки учетных форм № 63 (карта профилактических прививок) и № 30 (карта диспансерного учета), о чем на историях развития ставятся специальные отметки (маркировка, штампы, цветные рейтеры).

Изменение состава детей в течение года между проводимыми переписями детского населения отражается в журналах «выбывших» и «прибывших», хранящихся в регистратурах всех детских поликлиник.

Вторым этапом является организация работы подразделений поликлиники: регистратуры, кабинета учета и медицинской статистики, фильтров (или боксов), столов справок и доврачебного приема, кабинетов лабораторной и функциональной диагностики, лечебной гимнастики, физиотерапевтического кабинета, а также молочной кухни, пунктов сбора грудного молока и раздачи детского питания, организация работы бригад детской неотложной помощи, а также работы специалистов узкого профиля по оказанию медицинской помощи детям на дому и в поликлинике.

Объем специализированной медицинской помощи в условиях детской поликлиники определяется ее мощностью, т.е. численностью обслуживаемого детского населения.

Максимально приближенной к детскому населению должна быть оториноларингологическая, офтальмологическая и психоневрологическая помощь.

При недостаточном контингенте детей возможна централизация указанных специалистов на базе одной из поликлиник. Врачи-специалисты организуют специализированные лечебные и консультативные приемы больных по направлению участковых педиатров, участвуют в диспансеризации здоровых и больных детей, при необходимости выполняют функции районных специалистов, проводят работу по повышению квалификации участковых педиатров.

В крупных городах или районах с большим детским населением организуются консультативно-диагностические центры со специализированным приемом (могут создаваться на базе одной из детских поликлиник), задачами которых являются обследование больных детей, направленных из территориальных поликлиник, консультативная помощь, диспансерное наблюдение больных, нуждающихся в специализированной помощи, организационно-методическая работа в районе деятельности.

В ряде поликлиник, являющихся базовыми для консультативно-диагностических центров, имеются дневные стационары (стационары одного дня). Они представляют собой две-три оборудованные палаты на 6-10 коек.

Отделение укомплектовано врачом-ординатором, 1-2 медицинскими сестрами и санитаркой. Штаты определяются в зависимости от потребности и регулируются главным врачом поликлиники.

Задачей стационара одного дня является комплексное обследование ребенка (набор лабораторных методов исследования, инфраскопия, консультации специалистов в сочетании с длительными физиотерапевтическими и другими процедурами) согласно плану, предложенному участковым врачом и согласованному с врачом стационара, в течение 1-2 дней.

В отделении ребенок находится под наблюдением медицинской сестры, которая проводит ему все необходимые клинические и лабораторные исследования, организует консультации специалистов. Ребенок обеспечивается питанием, уходом, возможностью дневного сна, при необходимости — медикаментозным и другими методами лечения.

Результаты исследований обобщаются врачом, ответственным за работу стационара одного дня, устанавливается диагноз или группа риска заболевания, даются рекомендации по лечению и реабилитации ребёнка участковому врачу.

Обследование в дневном стационаре поликлиники в значительной мере сокращает госпитализацию в стационаре больниц, ускоряет сроки обследования, позволяет с большей эффективностью вовлечь в лечебно-диагностический процесс семью, щадит психику ребенка, что очень важно, а также является экономически целесообразным.

Третий этап - определение и уточнение функциональных обязанностей всех групп медицинских работников детской поликлиники с учетом общих положений, определенных медицинским законодательством и местными условиями, составление планов работы, расписания приемов педиатров и специалистов узкого профиля, работающих по скользящему графику, развертывание работы по единой системе диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми.

Четвертый этап - включение детской поликлиники в систему организации медицинской помощи детям города и области через связь с родильными домами, женскими консультациями и поликлиниками для взрослых, расположенными на территории ее функционирования, с главными специалистами района и города по различным видам специализированной медицинской помощи детям.

СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Приказ № 56 от 23.01.07 "Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники"

Рекомендуемая структура детской поликлиники, Приказ № 56 от 23.01.2007
Рекомендуемая структура детской поликлиники, Приказ № 56 от 23.01.2007

Педиатрическое отделение:

  • Амбулаторный прием и оказание помощи на дому всем детям от 0 до 17 лет включительно по поводу острых и обострения хронических заболеваний.
  • Диспансерное наблюдение детей в возрасте 0-17 лет включительно, профилактическая работа среди работающих подростков. Оценка состояния здоровья подростка, его социальных возможностей на основе медицинской, социальной, педагогической информации о нем.
  • Разработка программ профилактики расстройств соматического, репродуктивного, психического здоровья, программ медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации. Контроль своевременности, объема, качества и эффективности медицинской помощи подросткам.
  • Специализированная помощь усиливается приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андрология, консультирование по профилактике ЗПП, нежелательной беременности и др.).
  • Учитывая формирование психо­социальной зрелости, предстоящую службу в Вооруженных Силах, выбор профессии, педиатрическое отделение тесно взаимодействует с психиатрической службой и отделением медико-социальной помощи.

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях:

  • Обеспечивает организацию медицинской помощи и профилактической работы среди детей и подростков в образовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных и учреждениях начального и среднего профессионального обучения: взаимодействие с военкоматами по постановке подростков на первичный воинский учет и подготовке к призыву в армию; обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультированию и профориентации. В отделение могут вводиться должности врачей-терапевтов подростковых.

Отделение медико-социальной помощи

  • выявляет факторы индивидуального и семейного медико-социального риска, осуществляет медико-психологическую помощь, гигиеническое воспитание, правовую помощь.
  • Отделение (кабинет) медико-социальной помощи имеет своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, учитывающих специфические особенности детей, в т.ч. подросткового возраста и направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни. Отделение организуется в городах с населением более 100 тысяч, кабинет организуется в городах с населением менее 100 тысяч. Отделение функционирует на основе преемственности и взаимосвязи с подразделениями детского АПУ, территориальными лечебно-профилактическими учреждениями, органами и учреждениями социальной зашиты населения, общественными и иными организациями.
Схема: Организация социальной помощи в детской поликлинике
Схема: Организация социальной помощи в детской поликлинике

Основными задачами отделения медико-социальной помощи являются:

  • медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;
  • оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в т.ч. и путем анонимного приема;
  • осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/девушек и мальчиков/юношей;
  • гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;
  • индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих молодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так называемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и
    развития (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.);
  • оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством;
  • анализ - с применением анкетного опроса и других методов – потребности обслуживаемого детско-подросткового контингента и их семей в конкретных видах медико-социальной помощи.

В состав отделения могут быть введены должности: психолог, медицинский психолог, врач-педиатр, врач-терапевт подростковый; социальный работник.

Отделение возглавляет заведующий (врач), назначаемый на должность в установленном порядке главным врачом детского АПУ. Заведующий непосредственно подчиняется заместителю главного врача учреждения по медицинской части.

Врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения работает в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации". Амбулаторно-поликлиническая помощь в нашей стране строится по участково-территориальному принципу. Общее количество детей на врачебном участке (в возрасте до 18 лет) не должно превышать 800.

На каждый педиатрический участок предусмотрена 1 должность участкового врача и 1,5 должности патронажной сестры. 6,5-9 педиатрических участков объединяются в отделение во главе с заведующим.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Детей на участке обслуживают по системе единого педиатра — от момента выписки ребенка из роддома и до передачи его под наблюдение врача-терапевта. В системе непрерывного медицинского наблюдения участковому педиатру придается ведущая, координирующая роль, он в полной мере отвечает за своевременность, комплексность и необходимый объем профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

Квалификация, человеческие и деловые качества участкового педиатра определяют уровень медицинской помощи детям.

В работе участкового педиатра выделяется несколько основных разделов:

  • профилактическая работа;
  • противоэпидемическая работа;
  • лечебная работа;
  • работа с участковой медицинской сестрой;
  • санитарно-просветительная работа;
  • повышение квалификации и научная организация труда.

Деятельность участкового врача-педиатра сложна и очень разнообразна. Фактически он выполняет функции врача-профилактика, гигиениста, специалиста-терапевта, инфекциониста, организатора здравоохранения и многие другие.

Участковый врач-педиатр детской городской поликлиники (отделения)

1. Участковый врач-педиатр назначается и увольняется главным врачом учреждения. Он работает под руководством заведующего отделением.

2. Главными задачами в работе участкового врача-педиатра являются:

  • снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов;
  • обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.

В этих целях участковый врач-педиатр:

  • осуществляет постоянную связь с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из групп «риска»);
  • посещает на дому новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение новорожденных на дому участковой медицинской сестрой;
  • проводит прием детей в поликлинике;
  • назначает детям режим, рациональное питание;
  • проводит специфическую и неспецифическую профилактику рахита;
  • оценивает физическое и нервно-психическое развитие детей;
  • осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям;
  • направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;
  • планирует (совместно, с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;
  • осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;
  • организует обследования, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия перед поступлением детей в дошкольные учреждения и школы;
  • проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;
  • посещает больных на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением (при показаниях) физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры;
  • обеспечивает наблюдение за больными детьми до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику;
  • больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;
  • направляет в установленном порядке ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к немедленной госпитализации ребенка;
  • информирует руководство поликлиники (отделения) обо всех тяжелых детях на участке, не госпитализированных по каким-либо причинам;
  • извещает в установленном порядке санитарно-эпидемиологическую станцию о выявленных инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание;
  • проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;
  • систематически повышает свою квалификацию и внедряет в! практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;
  • проводит санитарно-просветительную работу по вопросам воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;
  • ведет утвержденную Министерством здравоохранения медицинскую документацию;
  • осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;
  • организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий;
  • активно участвует в общественной жизни коллектива

3. Участковый врач-педиатр работает по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детей, их заболеваемости.

4. Участковый врач-педиатр имеет право:

  • выдавать листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;
  • давать распоряжения подчиненным ему средним и младшим медицинским работникам;
  • вносить предложения о поощрении этих работников или наложении на них дисциплинарных взысканий за отдельные упущения в работе или нарушения правил внутреннего трудового распорядка.

Таблица 1. РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА

Таблица 1. Разделы работы участкового педиатра
Таблица 1. Разделы работы участкового педиатра

Профилактическая работа участкового врача-педиатра включает:

неспецифическую профилактику:

  • антенатальная охрана плода и новорожденного;
  • участие в работе школы молодой матери и молодого отца;
  • выполнение дородовых патронажей к беременным женщинам и послеродовых патронажей к новорожденным;
  • организация рационального режима и вскармливания детей на первом году жизни;
  • профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний у ребенка после рождения;
  • диспансерное наблюдение за здоровыми детьми;
  • проведение комплекса мероприятий по закаливанию детей на участке;
  • диспансерное наблюдение, профилактика и реабилитация детей с
    хроническими заболеваниями;

специфическую профилактику:

  • иммунопрофилактика - плановая и экстренная;
  • работа в очаге инфекционных заболеваний по предупреждению их
    распространения путем активной или пассивной иммунизации детей.

Профилактическая работа оценивается по следующим показателям:

  • охват беременных дородовыми патронажами;
  • занятия беременных в очной школе молодых матерей;
  • выполнение первичного врачебно-сестринского патронажа после выписки их из родильного дома;
  • выполнение врачебных патронажей к новорожденным на 19-20-й день их жизни;
  • систематичность наблюдения за детьми первого, второго, третьего годов жизни;
  • удельный вес детей первых четырех месяцев жизни, переведенных на раннее смешанное и искусственное вскармливание;
  • индекс здоровья детей первого месяца, года, а также второго и третьего годов жизни, находящихся под наблюдением педиатра по системе активного патронажа.
Рисунок 1
Рисунок 1

Качество профилактической работы педиатрического участка оценивается по уровню заболеваемости новорожденных, перинатальной и ранней детской смертности. При оценке профилактической работы, проводимой участковым педиатром, большое значение имеют показатели заболеваемости детей первого года жизни рахитом, гипотрофией, анемией.

Противоэпидемическая работа участкового врача-педиатра включает:

  • учет детей, подлежащих прививкам, планирование прививочной работы на участке;
  • работу с учетной формой № 63;
  • контроль за подготовкой к прививкам детей с аллергическими реакциями на предыдущее введение вакцин;
  • подготовку детей с аллергическими реакциями и с длительными медицинскими отводами к обсуждению на иммунологической комиссии;
  • оформление временных и постоянных медицинских отводов;
  • контроль за состоянием привитых детей, учет необычных реакций на
    прививки и поствакцинальных осложнений;
  • профилактику и лечение поствакцинальных реакций и осложнений;
  • наблюдение за инфекционными больными на дому, регистрацию инфекционных заболеваний в эпидгруппе района и эпидбюро города, оформление госпитализации;
  • работу в очаге, контроль за проведением текущей и заключительной дезинфекции;
  • наблюдение за реконвалесцентами инфекционных заболеваний, снятие с учета, мероприятия по реабилитации детей, перенесших инфекционные заболевания.
доцент, к.м.н. Титова Е.Я. Лекция: "Охрана материнства и детства – приоритетная задача здравоохранения".
доцент, к.м.н. Титова Е.Я. Лекция: "Охрана материнства и детства – приоритетная задача здравоохранения".

Лечебная работа участкового педиатра включает:

  • лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями
    хронических форм патологии, госпитализацию больных;
  • прием в детской поликлинике реконвалесцентов после острых заболеваний, не представляющих опасности заражения для окружающих;
  • наблюдение и реабилитация детей, находящихся на учете по форме № 30;
  • при работе в объединенной поликлинике - дежурство по больнице.

Одним из основных направлений участковой педиатрической службы является повышение качества лечебной помощи. Сюда входит своевременной постановка диагноза, оказание экстренной лечебной помощи, проведение терапевтических мероприятий, включающих физиотерапевтические методы, лечебную физкультуру, водолечение. Для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе участковый педиатр должен быть обеспечен необходимым набором лекарственных средств.

Вопрос об организации лечения на дому остро заболевшего ребенка решается участковым врачом в зависимости от тяжести состояния ребёнка, характера заболевания, возраста и домашних условий. Всем детям первых трех лет жизни, детям в возрасте до 6 лет из многодетных семей, детям-чернобыльцам при амбулаторном лечении лекарства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а дети-инвалиды помимо льготных рецептов обеспечиваются и средствами медицинской реабилитации.

Частота посещений определяется лечащим врачом в зависимости от тяжести течения заболевания. При ухудшении состояния ребёнка или недостаточной эффективности лечения врач принимает меры к госпитализации больного.

При направлении ребёнка в стационар в выписке указывают диагноз, динамику заболевания (длительность, симптоматику, течение), проведенное обследование и лечение, анамнез жизни, контакты с инфекционными заболеваниями.

Если по каким-либо причинам госпитализировать ребёнка невозможно, организуется стационар на дому. Ребенок ежедневно наблюдается врачом, медицинской сестрой, получает комплекс необходимого лечения, лабораторных обследований. Участковая сестра выполняет назначения врача, контролирует выполнение родителями назначений по лечению, питанию, режиму и др. Общий контроль за организацией лечения больных осуществляется заведующей отделением.

  • ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА ПЕДИАТРА

Санитарно-просветительная работа участкового врача-педиатра включает:

  • индивидуальные беседы с родителями и старшими детьми по вопросам гигиены, профилактики и лечения заболеваний;
  • занятия в очной школе молодых матерей и отцов;
  • составление лекций для радиолектория;
  • встречи с населением;
  • вечера вопросов и ответов;
  • работу в комнате здоровья на участке;
  • выпуск санитарной стенной печати (санлистки, сангазеты) и пр.

Педиатрический кабинет.

Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20-22°С).

Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды (умывальником), ростомером, детскими весами.

В педиатрическом кабинете должны быть:

  • небольшой столик для медицинских инструментов;
  • шпатели;
  • сантиметровая лента;
  • игрушки, наглядные пособия;
  • специальные ящики для историй развития детей первого года жизни, хранящихся непосредственно в кабинете врача.

Поскольку участковый педиатр затрачивает значительное время на работу, которая может быть выполнена медицинской сестрой, то важным является четкое определение обязанностей участковой медицинской сестры и контроль за их выполнением. Должности
медицинских сестер устанавливают из расчета 1,5 должности на каждую должность участкового педиатра.

  • ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

Диспансеризация — это комплекс активных мероприятий, обеспечивающий систематическое наблюдение за здоровыми и больными детьми с проведением соответствующих профилактических мер, предупреждающих возникновение и прогрессирование заболеваний, а также отклонений в развитии ребенка.

Диспансеризация предполагает также раннее выявление заболевания и лечение его до полного выздоровления или восстановления функции пораженного органа или системы. Диспансеризация включает в себя также и проведение мероприятий по широкому оздоровлению окружающей среды и улучшению условий быта ребенка.

Целью диспансеризации является основанная на комплексной диагностике состояния здоровья разработка и реализация комплекса активных мероприятий, направленных на формирование оптимального уровня здоровья.

доцент, к.м.н. Титова Е.Я. Лекция: "Охрана материнства и детства – приоритетная задача здравоохранения".
доцент, к.м.н. Титова Е.Я. Лекция: "Охрана материнства и детства – приоритетная задача здравоохранения".

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

Одним из важнейших разделов работы участкового врача является противоэпидемическая работа. Противоэпидемическую работу участковый врач планирует исходя из анализа состояния здоровья детей, их заболеваемости.

Эта работа заключается в следующем:

1. учет детей, подлежащих профилактической вакцинации;

2. планирование прививочной работы на участке при отсутствии центральной прививочной картотеки;

3. подготовка к вакцинации детей с проявлениями аллергического диатеза и аллергическими реакциями (осуществляется под контролем иммунолога);

4. контроль за привитыми детьми, учет необычных реакций на прививки, выявление, учет, лечение поствакцинальных осложнений и их профилактика;

5. наблюдение за больными инфекционными болезными на дому, регистрация заболеваний службой Роспотребнадзора, лечение, госпитализация заболевших;

6. работа в очаге: изоляция заболевших, наблюдение за контактными, организация текущей и заключительной дезинфекции, подготовка документации к заседанию комиссии по инфекционным болезням для снятия детей с учета;

7. разработка и проведение мероприятий по реабилитации детей, перенесших инфекционное заболевание.

Таким образом, всю противоэпидемическую работу участкового врача можно представить в виде 2-х взаимосвязанных разделов:

1) профилактика возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

2) работа участкового врача непосредственно в очаге инфекционного заболевания.

Одним из важнейших средств современной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями являются профилактические прививки.

Организация стационарной помощи детям

В стране развернута широкая сеть лечебно-профилактических учреждений, оказывающих стационарную помощь детям.

В структуре коечного фонда преобладают общепедиатрические койки.

По системе организации работы детские стационары могут быть объединенными и необъединенными,

по профилю — много­профильными и специализированными, различной коечной мощности.

Организация работы стационара детской больницы имеет много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако имеются и свои особенности, на которых следует остановиться.

В круг задач стационара объединенной детской больницы входит:

– оказание детям стационарной квалифицированной лечебной
помощи;

– внедрение в практику детского здравоохранения современных
методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе
достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта работы детских лечебно-профилактических учреждений и элементов научной организации труда;

– развитие и совершенствование организационных форм и методов работы учреждения, повышение качества и культуры лечебно-
профилактической помощи детям.

Категория и профиль детской больницы определяют ее структуру.

В состав стационара любой детской больницы должны входить:

  • приемное отделение;
  • клинические отделения;
  • лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории;
  • патологоанатомическое отделение;
  • вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинете медицинской статистики, архив, ЛХЧ, библиотека)

В крупных городах отдельные больничные службы могут быть централизованы. Так, например, патологоанатомическое отделение, некоторые виды лабораторий, стерилизационные могут создаваться не при каждой больнице, а при одной из них.

Штаты стационара детской больницы устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами.

Больные дети поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и детских учреждений.

Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих документов:

  1. Направление.
  2. Подробная выписка из Истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлиники. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, обо всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.
  3. Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе (срок действия — 24 часа)

4. Справка о проведенных прививках.

Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы должны составлять 3-4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Доельдера-Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала.

В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотре­но не менее 2-3-х изолированных смотровых кабинетов и 1-2 санпро­пускников.

Для оказания неотложной помощи ребенку в приемном отделении должен быть постоянный набор необходимых медикаментов и средств первой помощи.

При приемном отделении организуются па­латы интенсивной терапии и временной изоляции больных.

Врач приемного отделения должен

  • собрать тщательный анамнез,
  • произвести осмотр и врачебное исследование больного,
  • установить предварительный диагноз,
  • назначить и провести необходимое лечение,
  • решить вопрос о том, в какое отделение направить больного,
  • а также о том, возможен ли допуск матери к уходу за ребенком в отделении.

Все данные должны быть подробно внесены в карту стацио­нарного больного.

В случае поступления детей без ведома родителей, последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.

Врачи приемного отделения работают в тесном контакте с врачами-специалистами отделений больницы.

В приемном отделении ведется журнал приема детей на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения от старших сестер отделений о количестве свободных мест по отделениям.

При отсутствии стола справок через приемное отделение родители получают сведения о состоянии здоровья ребенка.

Направляя ребенка в отделение, персонал приемного покоя предупреждает палатную сестру о поступлении ребенка и информирует ее о состоянии и поведении его во время приема.

Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту, полу и характеру заболеваний.

В зависимости от возраста выделяют следующие отделения (палаты):

  • для недоношенных,
  • для новорожденных,
  • для детей грудного возраста,
  • для детей младшего возраста,
  • для детей старшего возраста.

По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть:

  • педиатрические общие,
  • хирургические,
  • инфекционные
  • другие узкопрофильные отделения (палаты).

Оборудование палат и оснащение отделений зависит от их профиля и диктуется спецификой работы и необходимостью создания наиболее благоприятных условий для лечения детей и выполнения персоналом служебных обязанностей.

Действующими нормативами предусматривается полезная площадь в отделении на 1 больного 6 м2.

Неинфекционное отделение стационара обычно организуется на 40-60 коек с изолированными секциями на 20-30 коек.

Палаты целе­сообразно иметь небольшие — на 3-4 койки, что дает возможность заполнять их с учетом возраста и заболевания.

Организация отделения для детей дошкольного и школьного возрастов имеет ряд особенностей.

В этих отделениях палаты должны быть небольшие — с числом коек не свыше 4.

Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог наблюдать за состоянием детей и их поведением.

Важной особенностью организации работы этих отделений является необходимость проведения там воспитательной работы с детьми. Для этой цели в детских больницах устанавливаются специальные должности педагогов-воспитателей.

С больными, которые лечатся в стационаре длительное время, проводится также и учебная работа.

В отделении должны быть предусмотрены игровые комнаты, веранды или прогулочные комнаты, хорошо оборудованный участок для прогулок на территории больницы.

Отделения должны быть обеспечены игрушками, играми, книгами, материалами для вырезания, рисования, лепки, изготовления самодельных игрушек.

Организация досуга детей в стационаре особенно важна в вечерние часы. Ручной труд, лепка, рисование, чтение вслух, проводимые в конце больничного дня, улучшают настроение детей и способствуют спокойному сну.

Немаловажная роль в правильной организации досуга детей принадлежит палатным медицинским сестрам.

Необходимо предусмотреть возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.

В комплексе лечебных мероприятий важное значение имеет правильно организованное питание детей.

Для этого дети грудного возраста госпитализируются с матерями или обеспечиваются грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года питание организуется на пищеблоке больницы соответственно возрасту и с соблюдением денежных и натуральных норм.

В детских больницах значительно больше, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций.

Для предотвращения заноса инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для передачи детям можно принимать, только не бывшие в употреблении.

При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инку­бационного периода для данного заболевания.

Необходимо проводить учет контактировавших с больным детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя перемещать в другие палаты.

В необходимых случаях, в зависимости от выявленного острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпидемиологические мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство).

Возглавляет работу детского отделения стационара заведующий.

На должность заведующего отделением детской больницы назначается квалифицированный врач, имеющий опыт работы по соответ­ствующей специальности. Заведующий отделением подчиняется главному врачу больницы и заместителю главного врача по медицинской части. В повседневной работе он руководствуется положением о детской больнице, о своих функциональных обязанностях и другими официальными документами, а также указаниями и распоряжения­ми вышестоящих органов здравоохранения.

Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения и несет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным детям.

В соответствии с задачами детской больницы заведующий отделением стационара:

1. Организует и обеспечивает своевременное обследование и лечение больных на уровне современных достижений медицинской науки и практики.

2. Проводит систематический контроль за работой ординаторов отделения по вопросам диагностики, лечения и его эффективности, а
также качества ведения историй болезни.

3. Проводит ежедневный утренний обход больных совместно с ординатором и средним медицинским персоналом, проводит осмотр
вновь поступивших и наиболее тяжелых больных.

4. Разбирает с ординаторами своего отделения все случаи, представляющие затруднение в диагностике и лечении, случаи расхождения диагнозов поликлинических с больничными и больничных с патологоанатомическими, а также все случаи смерти детей в отделении.

5. Решает вопросы приема и выписки больных своего отделения
проверяет и подписывает вместе с лечащим врачом «Карты стационарного больного» с занесенными в них эпикризами при выписке или переводе больных из отделения.

6. Проверяет правильность и обоснованность выдачи больничных листов матерям, госпитализированным вместе с больными детьми.

7. В необходимых случаях созывает консилиум с участием врачей-специалистов и лично присутствует на нем.

8. Разрабатывает и обеспечивает выполнение режима дня для больных отделения и матерей, госпитализированных с детьми, обеспечи­вает выполнение воспитательной и педагогической работы с детьми, правильную организацию вскармливания, лечебного питания, а также решает вопрос о допуске матерей к уходу за детьми.

9. Принимает необходимые меры к профилактике внутрибольничных инфекций.

При выявлении в отделении инфекционного заболевания:

9.1. Осуществляет немедленную изоляцию больных и совместно с врачом-эпидемиологом решает вопрос о наложении карантина и размещения больных, бывших в контакте.

9.2. Обеспечивает необходимые условия приема вновь поступивших больных, не допуская отказа в госпитализации тяже­лобольным детям в связи с карантином.

9.3. Докладывает главному врачу или его заместителю по медицинской части о всех случаях внутрибольничных инфекций
в его отделении.

9.4. Контролирует заполнение «Экстренных извещений...», детально выясняет все обстоятельства, способствующие возник­новению внутрибольничной инфекции.

10. Систематически проводит работу по повышению квалификации
врачей и среднего медицинского персонала своего отделения.

11. Проводит работу с коллективом отделения по воспитанию внимательного и чуткого отношения к детям и родителям.

12. Немедленно доводит до сведения главного врача о всех чрез­вычайных происшествиях (внезапная смерть, несчастные случаи и т.п.) в отделении и о принятых им мерах.

13. Обеспечивает надлежащее ведение всей медицинской докумен­тации в отделении, лично изучает и анализирует качественные показатели, представляет отчеты о деятельности отделения в установленные сроки.

14. Организует санитарно-просветительную работу с детьми старшего возраста и матерями, госпитализированными с больными детьми: разрабатывает и представляет на утверждение главного врача
больницы план и тематику групповых и индивидуальных бесед.

15. Несет ответственность за правильное хранение, учет и выдачу ядовитых и сильнодействующих лекарств в своем отделении.

16. Отвечает за надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений отделения, одежды и белья больных и госпитализирован­ных матерей, а также соблюдение личной гигиены медицинским персоналом и больными отделения.

17. Участвует в производственных совещаниях.

Ближайшим помощником заведующего отделением в его работе и непосредственным организатором лечения детей в отделении является ординатор стационара, который непосредственно подчиняется заведующему отделением и выполняет под его руководством необходимый объем работы.

Ординатор стационара выполняет следующий объем работы:

– оказывает помощь больным детям с применением необходимых
диагностических исследований и методов лечения на основе современных достижений медицинской науки и практики;

– назначает медикаментозное лечение, лечебные процедуры, разного рода манипуляции, питание, режим, соответствующий уход за больными детьми и несет ответственность за выполнение сделанных назначении; самостоятельно проводит специальные виды исследова­ний в соответствии с профилем отделения; присутствует при рентге­носкопии своих больных и т. п.;

– ежедневно проводит обход больных совместно с палатной сестрой; участвует в обходах заведующего отделением, докладывая ему о своих больных, и в необходимых случаях консультируется с врачами-специалистами;

– ведет карты стационарных больных путем ежедневных записей в них о состоянии больных детей, их лечении, питании, режиме и т.д.;

– докладывает заведующему отделением обо всех затруднениях в
определении диагноза, а также обо всех переменах в состоянии больного;

– руководит работой среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно ему подчиненного, и проверяет правильность и своевременность выполнения ими всех врачебных назначений, а в случае невыполнения докладывает об этом заведующему отделением;

– при наличии в штате больницы врача-диетолога согласовывает с ним вопросы пищевого режима больных;

– проводит санитарно-просветительную работу с детьми старшего возраста, матерями и родителями, госпитализированными и приходящими за справками;

– следит за выполнением правил, установленных для матерей, госпитализированных вместе с детьми;

– сообщает перед уходом из стационара заведующему отделением, а в его отсутствие дежурному врачу о тяжелобольных детях, требующих особого врачебного наблюдения, с указанием, в чем именно должны выражаться наблюдение и какие лечебные мероприятия должны применяться;

– несет дежурство по больнице согласно установленному графику;

– представляет заведующему отделением больных детей, подлежащих, по его заключению, переводу и выписке из отделения;

– в установленные внутренним распорядком больницы дни и часы дает справки родителям и родным о состоянии здоровья детей, находящихся под его наблюдением;

– проводит и оформляет выписку и перевод больных в соответ­ствии с установленными правилами.

Выписка ребенка из больницы производится

  • при полном его выз­доровлении;
  • при необходимости перевода его в другие лечебные учреждения;
  • стойком улучшении состоянии больного, когда дальнейшая госпитализация уже не нужна;
  • при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении;
  • по требованию родных или опекуна до излечения заболевания, если выписка не угрожает непосредственно жизни больного и не опасна для окружающих.

В последнем случае ординатор обязан предупредить родителей о последствиях для здоровья ребенка несвоевременной выписки и одновременно доложить об этом заведующему отделением или главному врачу больницы. О выписке больного ребенка по требованию родителей делается запись в истории болезни с указанием, что о несвоевременности выписки родители предупреждены, О выписке ребенка, требующего еще лечения на дому, немедленно сообщается детской поликлинике с необходимыми лечебными рекомендациями стационара.

Организация работы отделений для новорожденных и не­доношенных детей

Организация работы отделений для новорожденных и не­доношенных детей имеет весьма существенные особенности.

Основными задачами этих отделений являются:

– оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей;

– проведение организационно-методической работы и повышения
квалификации педиатров по актуальным вопросам неонаталогии;

– анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе
обслуживания.

В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хирургической и неврологической патологией.

Общее число коек в отделениях для больных новорожденных детей планируется из расчета 5 коек на 1000 родившихся живыми доношенных детей.

В отделениях для недоношенных детей — из расчета 4 койки на 1000 родившихся живыми доношенными и недоношенными.

В отделении для новорожденных детских больниц направляют детей, родившихся с массой не менее 2300 г и заболевших в неонатальном периоде.

В отделения для недоношенных детей детских больниц направляют новорожденных с массой тела менее 2300 г, имеющих признаки незрелости и заболевших в неонатальном периоде.

Перевод новорожденных и недоношенных детей из родильных домов осуществляют при условии транспортабельности ребенка и обязательного согласования с заведующим специализированным отделением или главным врачом больницы, куда переводится ребенок.

Транспортировка новорожденных детей производится в специально выделенной и оборудованной санитарной машине, оснащенной кувезом, в сопровождении среднего медицинского персонала, под­готовленного по вопросам физиологии и патологии новорожденных детей.

В отделение реанимации и интенсивной терапии транспортировка больных новорожденных и недоношенных детей производится по принципу на себя в специализированной транспортной реанимаци­онной машине с врачом-реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленными по вопросам физиологии, патологии и реанимации новорожденных и недоношенных детей.

К талону на госпитализацию ребенка прилагается выписка из Истории развития новорожденного ребенка с указанием особенностей течения беременности у его матери, течения родов и послеродового периода, сведениями об обследовании и лечении ребенка в акушерском стационаре, контактах ребенка с другими больными детьми.

При приеме новорожденного (недоношенного) ребенка дежурный врач отделения

  • анализирует выписку из родильного дома или поликлиники,
  • осматривает ребенка,
  • определяет тяжесть состояния и характер заболевания,
  • заполняет медицинские документы.

После осмотра новорожденного срочно направляют в палату или бокс.

При необходимости срочного оказания неотложной помощи больного сразу помещают в палату реанимации или интенсивной терапии.

Персонал, обслуживающий больных, должен обязательно иметь специальную подготовку по вопросам реанимации и интенсивной терапии новорожденных детей.

Основным принципом организации работы отделений ново­рожденных и недоношенных детей является создание оптимальных условий для лечения и выхаживания заболевших детей, поддержива­ния возрастного лечебного режима дня, с соблюдением времени сна, бодрствования, кормления, купания и т. д.

Режим дня, при необходимости, индивидуализируют с учетом клинического состояния, степени зрелости ребенка и характера заболевания.

Все манипуляции в целях обследования и лечения новорожденного проводят по возможности в утренние часы с соблюдением правил охранительного режима.

Особое значение в выхаживании ребенка имеет

  • максимальное ограничение болевых раздражение,
  • внедрение в практику лабораторных исследований микрометодов,
  • исключение одномоментного назначения сложных и тяжелых для ребенка исследований и методов лечения.

Отделения новорожденных и недоношенных детей крупных больниц являются организационно-методическими и консультативными центрами по вопросам организации медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям:

– обобщают и анализируют деятельность лечебно-профи­лактических учреждений;

– оказывают консультативную помощь лечебно-профилак­тическим учреждениям;

– осуществляют экстренные и планово-консультативные выезды;

– участвуют в подготовке предложений по развитию и совершенствованию организации медицинской помощи новорожденным детям;

– организуют и проводят, в установленном порядке, семинары и научно-практические конференции.

В работе отделения для новорожденных и недоношенных детей детских больниц должна осуществляться тесная взаимосвязь и преемственность с родильными домами и детскими поликлиниками.

Дневные стационары

В последнее время в стране развертывается сеть дневных стационаров для детей. Деятельность дневных стационаров приводит к сокращению числа дней нетрудоспособности матерей по уходу за детьми, более рациональному использованию коечного фонда, созданию Дополнительных удобств для населения.

Дневные стационары организуются на базе детских поликлиник или стационаров детских больниц.

Дневной стационар, организованный на базе поликлиники, должен иметь

  • отдельный вход для детей с родителями,
  • гардероб,
  • большую комнату-холл для проведения часов отдыха,
  • столовую,
  • кухню для подогрева и раздачи пищи,
  • моечную с проточной горячей и холодной водой, с тремя мойками для обработки посуды, со шкафчиками для ее хранения,
  • 2 туалета,
  • умывальную комнату,
  • процедурный кабинет,
  • кабинет для врачей,
  • помещения для хозяйственных нужд)
  • помещение для хранения столовых принадлежностей и др.

Для детей, нуждающихся в продолжительном постельном режиме, целесообразно выделять палаты вблизи поста медицинской сестры.

Для школьников необходимо выделить учебную комнату, где они могли бы выполнять учебные задания.

В дневном стационаре дети получают лечение, приближенное к стационару (по объему и интенсивности), и находятся под наблюдением медперсонала (только в дневные часы).

Длительность работы стационара должна составлять не менее 10 часов при 6-дневной рабочей неделе. Дневной стационар в праздничные и выходные дни не работает.

Количество коек в дневном стационаре определяется материально-техническими условиями базы, а также потребностью в данном профиле коек.

Целесообразна организация дневных стационаров по тем или иным профилям патологии:

  • гастроэнтерологические,
  • нефрологические,
  • диагностические и т. д.

Длительность лечения ребенка зависит от профиля патологии и составляет в среднем 2-3 недели.

Больные в дневном стационаре пользуются двухразовым питанием по действующим нормативам для стационаров и дополнительно за счет привлеченных средств предприятий, общественных фондов.

Приготовление пищи больным осуществляется в пищеблоке лечебного учреждения, в составе которого находится дневной стационар. Контроль за качеством пищи возлагается на врача-диетолога больницы и органы санэпиднадзора.

Больничные листы и справки по уходу за больными детьми роди­телям на период лечения в дневном стационаре не выдаются, ибо уход, кормление и лечение детей берет на себя дневной стационар.

Работа дневного стационара проводится в тесном контакте с амбулаторно-поликлинической и стационарными службами лечебно-профилактических учреждений.

Источник изображения: https://interessno.ru/
Источник изображения: https://interessno.ru/