Все могут Короли, но Король один: авторский взгляд на творчество группы King Crimson. Часть 2. Трансформация.1981- ?...

1,4K прочитали
шестой состав группы, слева направо: Эдриан Белью, Роберт Фрипп, Билл Бруфорд, Тони Левин (источник фото: http://rock-musicland.com/king-crimson/fotos/king-crimson-21.jpg)
шестой состав группы, слева направо: Эдриан Белью, Роберт Фрипп, Билл Бруфорд, Тони Левин (источник фото: http://rock-musicland.com/king-crimson/fotos/king-crimson-21.jpg)

Читать первую часть

Здравствуйте, дорогие друзья!

Первая часть статьи про группу King Crimson закончилась на 1974 годе, когда лидер группы Роберт Фрипп посчитал нужны прервать этот явный шедевр в мире рок-музыки в целях, думаю, поиска принципиально нового звука для себя как для прогрессивного музыканта, следовательно, история после 1974 года выглядит весьма странно. Это какой-то "рваный" период, характеризующийся всплесками активности и затем надолго затухающий. Но это если оценивать с точки зрения выхода студийных альбомов, а их за последние 46 лет вышло всего лишь шесть: в 1981, 1982, 1984, 1995, 2000 и 2003 годах. На самом деле, группа за период с 1981 года до сегодняшнего дня претерпела трансформацию из постоянной команды в некое подобие сайд-проекта для самого Фриппа. По другому это не объяснить.

Слева - Брайан Ино, справа - Роберт Фрипп (источник фото: https://www.tinymixtapes.com/news/fripp-eno-announce-release-of-live-in-paris-28051975)
Слева - Брайан Ино, справа - Роберт Фрипп (источник фото: https://www.tinymixtapes.com/news/fripp-eno-announce-release-of-live-in-paris-28051975)

Период семилетнего перерыва, с 1974 по 1981 года, был для Фриппа временем сольного творчества и участия в многочисленных проектах. Здесь же, как я уже упоминал в начале первой статьи, интересно оценить творчество Фриппа вне King Crimson и наложить его на саунд группы, и слушатель удивиться, насколько это разная музыка, мало имеющая общего с концепцией Малинового Короля. Несомненно, "кримзоновский" период 1969-1974гг. сам характеризовался экспериментальным подходом к звучанию, но Фриппу явно был интересен, как он сам выразился, не столько размер аудитории на концертах, сколько душевное самоудовлетворение от музыки. Еще при активной деятельности King Crimson, в 1973 Фрипп выпускает вместе с известным электронщиком Брайаном Ино альбом (No Pussyfooting) (1973), представляющий собой тягучий синтезаторный эмбиент, разбавленный электрогитарой. Альбом для истории направления, кстати, считается революционными, и Фрипп вписал в него свое имя. Второй совместный с Ино альбом вышел в 1975 году под названием Evening Star. На этих альбомах Ино использовал технику задержки звука, которую Фрипп впоследствии усовершенствовал и назвал "фриппертроникой". Данная методика игры применялась Фриппом на сольных альбомах Exposure (1979), God Save The Queen. Under Heavy Manners (1980) и Let The Power Fall (1981).

слева направо: Роберт Фрипп, Брайан Ино, Дэвид Боуи (источник: https://www.stereogum.com/2059308/robert-fripp-in-dispute-with-david-bowie-estate-over-heroes-scary-monsters-credits/news/)
слева направо: Роберт Фрипп, Брайан Ино, Дэвид Боуи (источник: https://www.stereogum.com/2059308/robert-fripp-in-dispute-with-david-bowie-estate-over-heroes-scary-monsters-credits/news/)

В 1977 году Фрипп участвовал, по приглашению Ино, в записи альбома Дэвида Боуи Heroes, также он принимал участие в записи альбома Scary Monsters (1980), в 1976-1978 и 1980 годах Фрипп принимал участие в записи альбомов экс-вокалиста Genesis Питера Гэбрэля - Peter Gabriel I (1977), Peter Gabriel II (1978), Peter Gabriel III (1980) (еще известен как Melt).

обложка английского издания первого сольника Фриппа Exposure (1979). Вышел на лейбле EG, комплектовался вкладками с текстами песен (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка английского издания первого сольника Фриппа Exposure (1979). Вышел на лейбле EG, комплектовался вкладками с текстами песен (фотографии взяты с сайта discogs.com)

В 1979 году увидел свет первый сольный альбом Фриппа под названием Exposure, в записи которого приняли участие Брайан Ино, Питер Хэммилл (из Van der Graaf Generator), Питер Гэбриэль, Фил Коллинз (из Genesis), Тони Левин и другие. Альбом представляет собой какой-то калейдоскоп из стилей, от рок-н-ролла до экспериментального рока.

Вообще это далеко не полный список работ, где отметился Фрипп, в рамках данной статьи перечислять всех я не стану, может быть в будущем будет смысл опубликовать отдельную статью, посвященную творчеству Роберта Фриппа. Ну, а из представленных выше композиций видно, что диапозон направлений, выбранных музыкантов для исполнения и сочинительства, был весьма обширен и неоднозначен. Вот в таком виде Фрипп вместе с барабанщиком Биллом Бруфордом решают возобновить деятельность King Crimson в 1981 году и приглашают для участия двух американцев - гитариста Эдриана Белью и бас-гитариста и специалиста по игре на стике (разновидность бас-гитары, на которой играют тэппингом) Тони Левина, принявшего участие в записи первого сольного альбома Фриппа.

выступление группы Discipline в Moles Club 30 апреля 1981 г., через несколько месяцев она будет переименована в King Crimson, как того и требовала здравая логика. Данный концерт можно найти на CD-издании Live At Moles Club, Bath, April 30, 1981, вышедшее в 2000 году в США и Англии и в 2019 году в Японии на лейбле Discipline Global Mobile (фотография взята с сайта discogs.com)
выступление группы Discipline в Moles Club 30 апреля 1981 г., через несколько месяцев она будет переименована в King Crimson, как того и требовала здравая логика. Данный концерт можно найти на CD-издании Live At Moles Club, Bath, April 30, 1981, вышедшее в 2000 году в США и Англии и в 2019 году в Японии на лейбле Discipline Global Mobile (фотография взята с сайта discogs.com)

Команда получилась весьма интересной за счет двух приглашенных музыкантов - Белью и Левина. Прежде всего группа стала в одночасье британо-американской, во-вторых, Белью был именитым гитаристом, умевшим играть помимо гитары на ударных и пианино, сотрудничал с Фрэнком Заппой, Дэвидом Боуи и группой Talking Heads, как и Тони Левин, сотрудничавший с тем же Боуи (а впоследствии с такими группами как YES и Pink Floyd), и в-третьих, Фрипп изначально решил возродить проект под названием Discipline (Дисциплина), существовавший с марта до сентября 1981 года, что характеризовало его личное отношение к окружающей действительности. Правда, к моменту выхода в сентября 1981 г. альбома, которого так и назвали - Discipline, Фрипп официально признал возрождение King Crimson.

Так как сольные альбомы Фриппа вышли на лейбле E.G. Records, менять ничего не стали, и последующие три альбома вышли на нем же в Европе, в Японии альбомы выпускались по лицензии Polydor, а в США и Канаде - по лицензии Warner Bros. Records. Музыкальными критиками и журналистами альбом, как и последующие Beat (июнь 1982 года) и Three of a Perfect Pair (март 1984 года) отнесены к трилогии, с чем можно согласиться хотя бы по общему звучанию. Оно кардинально отличалось от того, что делала группа в период 1969-1974 гг., вместе с тем на некоторых композициях чувствуются отголоски импровизационности (к примеру "Industry" или "No Warning" с альбома Three Of A Perfect Pair).

1980-е года для рок-музыки в принципе характеризовались попсовым звучанием, наличием синтезаторов, но в случае с обновленным King Crimson слушатель почувствовал не влияние поп-рока, а наличие экспериментального рока в оболочке нью-вэйва (собирательного термина для рок-музыки в данном случае, которая не подпадает под определенный известный до этого стиль). Хотя и сольные работы Фриппа в данной трилогии не нашли своего отражения, видимо по причине того, что аудитория King Crimson если и не прибавилась, то приросла другим поколением слушателей, а "Иновский" эмбиент или "фриппертроника" были рассчитаны на более узкую аудиторию (хотя частично новаторский прием можно услышать в композиции "Requiem" c альбома Discipline).

(выступление группы 29 сентября 1982 года в Мюнхене, Германия)

Помимо общего звучания, обложки альбомов были выполнены в стиле минимализма с обозначением символов ( к примеру, на лицевой стороне обложки альбома Discipline изображен видоизмененный кельтский узел, от использования оригинала музыкантам пришлось отказаться ввиду распространения на него авторского права), первый альбом трилогии выполнен в красных тонах, 2-й альбом - в синих, 3-й - в желтых. Из особенностей изданий: на лицевой стороне некоторых американских обложек альбома Discipline круглый орнамент выполнен с тиснением, издания альбома Beat (посвященного культуре битников 1950-х годов) комплектовались односторонней, преимущественно синего цвета, вкладкой, но попадались (в европейских изданиях) вкладки бледно-розового цвета, наконец, в изданиях ведущих стран альбома Three Of A Perfect Pair присутствовала односторонняя белая вкладка с текстами песен (все примеры представлены в галерее выше).

Период 1981-1984 года, я как упомянул выше, был лично для Фриппа продолжением его музыкальной карьеры, в которой King Crimson занимала явно не первое место. В 1982 и 1984 годах он выпускает параллельно с гитаристом The Police Энди Саммерсом два альбома - I Advance Masked (1982) и Bewitched (1984). Они представляют собой экспериментальный рок со смесью импровизаций и эмбиента, хотя имеют малое сходство с "кримзоновским" периодом 1981-1984 гг. В 1984 году King Crimson резко прекращает деятельность и соберется в студии только спустя фактически 10 лет - в 1994 году будет записан мини-альбом из 6 композиций VROOOM, 4 трека с которого войдут в одиннадцатый альбом THRAK, который увидит свет только в апреле 1995 года. До этого Фрипп успеет выпустить в 1985 году альбом God Save The King вместе с группой The League Of Gentlemen (оригинальное название команды, в которой он принимал участие в 1960-х гг., о чем говорилось в первой части статьи), поучаствует в создании двух проектов - Robert Fripp & The League Of Crafty Guitarists (в 1991 году выйдет акустический экспериментальный альбом Show Of Hands) и The Robert Fripp String Quintet (в 1993 году выйдет альбом The Bridge Between). В 1993 году совместно с Дэвидом Силвианом Фрипп выпустит две экспериментальные работы, сочетающие в себе одновременно рок, техно и дарк-эмбиент - The First Day и Darshan, а также EP-шку Jean The Birdman (все 1993 года).

Итак, альбом THRAK был выпущен в седьмом составе в формации "двойного трио". Фрипп как человек не только одаренный, но еще и академически подкованный, помышлял о создании "двойного трио" за несколько лет до третьего возрождения King Crimson, где-то в 1992 году. По его замыслу, для более насыщенного звучания в команде должны были работать два гитариста, два басиста (по совместительству стикиста, т.е. игроки на стике) и два барабанщика. Таким образом, к составу Белью-Фрипп (гитары)-Бруфорд (ударные)-Левин (бас, стик) для записи VROOOM и THRAK добавились Трэй Ганн (бас, стик) и Пэт Мастелотто (ударные) (кстати, тоже американцы).

Альбом THRAK, представляющий из себя по музыке сборную солянку из периодов 1969-1974 гг. и 1981-1984 гг., конечно, длинных пьес как на дебютном альбоме или на "ящерице", не содержал, но в композициях присутствуют мрачная импровизационность и тяжелые гитарные рифы. Так как период с 1990-х годов характерен выпуском изданий преимущественно на CD, на виниле альбом вышел только в 2019 году двойником. Выпускающим лейблом отныне стал созданный Фриппом Discipline Global Mobile.

слева на фото - лимитированное издание альбома в металлической коробке (фото взято с сайта discogs.com), справа - японский двойной бокс-сет 2015 года (источник фото: http://sidsmith.blogspot.com/2016/03/inside-box.html)
слева на фото - лимитированное издание альбома в металлической коробке (фото взято с сайта discogs.com), справа - японский двойной бокс-сет 2015 года (источник фото: http://sidsmith.blogspot.com/2016/03/inside-box.html)

Интересными изданиями на CD являются лимитированное издание в металлической коробке, комплектующееся цветным 26-страничным буклетом вытянутой формы (под размер коробки) (кат.номер Discipline Global Mobile – KCCDX 1), а также промо-версия, ограниченная тиражом в 100 экземпляров, где альбом разворачивается в форме медицинского креста (кат.номер Discipline Global Mobile – KC PRO 2). В 2015 году как всегда в рамках серии King Crimson 40th Anniversary Series англичане выпустили альбом в формате одинарного бокс-сета из 16 дисков, а японцы - в формате двойного бокс-сета, только я не очень понял, чем эти бокс-сеты отличаются друг от друга, разве что количеством компашек? (см. здесь и здесь).

ProjeKct X в составе (слева направо): Эдриан Белью, Трэй Ганн, Роберт Фрипп, Пэт Мастелотто (фото взято с сайта discogs.com)
ProjeKct X в составе (слева направо): Эдриан Белью, Трэй Ганн, Роберт Фрипп, Пэт Мастелотто (фото взято с сайта discogs.com)

Отсюда следует недвусмысленный вывод, что King Crimson c 1995 года трансформировался по большей части в концертную группу, изредка уделяя внимания студийным работам. На это указывают и так называемые The ProjeKcts - сайд-проекты King Crimson, исполняющие инструментально-импровизационную музыку (как это представлено на примере выше), но, по мнению Фриппа, вырабатывающие идеи для базовой группы. Подсказка кроется в лишней буке "K", стоящей перед маленькой буквой "с", как бы намекая на аббревиатуру KC - King Crimson. Проекты существовали как трио и квартеты с 1997 по 2006 года, выделяют:

  • ProjeKct One (1997) в составе Фрипп-Ганн-Бруфорд-Левин,
  • ProjeKct Two (1997–1998) в составе Фрипп-Ганн-Белью,
  • ProjeKct Three (1999, 2003) в составе Фрипп-Ганн-Мастелотто,
  • ProjeKct Four (1998) в составе Фрипп-Ганн-Левин-Мастелотто,
  • ProjeKct X (2000) в составе Белью-Ганн-Фрипп-Мастелотто.

Как видно, Фрипп участвует во всех проектах. Записи первых четырех "проектов" можно найти в дискографии King Crimson на CD-издании под названием The ProjeKcts, выпущенного Штатами в 1999 году. В основном они представляют собой концертные записи, студийный альбом был записан только в рамках ProjeKct Three.

ProjeKct X выпустили в 2000 году альбом Heaven and Earth, в этом же году этот же состав "проекта" записывает альбом The Construkction of Light (вышел в мае) в рамках группы King Crimson, где в треклист вошла композиция "Heaven And Earth" с одноименного альбома "проекта". На виниле альбом вышел, как и предыдущий, только в 2019 года с разворотом. От THRAK он мало чем отличается, разве что бОльшим инструментальным разнообразием.

Последним альбомом под номером 13 в студийной дискографии значится The Power to Believe, вышедший в марте 2003 года, в особенности характеризующийся как абсолютно фривольный, эдакая смесь экспериментального рока, индастриала и электронной музыки. Как и в предыдущем случае, ему предшествовал выход мини-альбома Happy with What You Have to Be Happy With (октябрь 2002). Альбомы 2000-2003 гг. записывались без Билла Бруфорда и Тони Левина в составе квартета Белью-Фрипп-Ганн-Мастелотто, теоретически это можно назвать восьмым составом. Эдриан Белью покинул группу в 2009 году, Трэй Ганн в 2003 году.

После 2003 года история King Crimson - это история очередных проектов типа ProjeKct Six (2006) в составе Фриппа и Белью, ProjeKct 7 (2010-2011) (более известного как A King Crimson ProjeKct или Jakszyk, Fripp And Collins в составе Джакко Джекзика, Роберта Фриппа и Мела Коллинза, вернувшегося к Фриппу спустя 40 лет, проект в 2011 году выпустил альбом A Scarcity of Miracles, в записи которого участвовал и Тони Левин). Также в 2011-2014 году существовал проект The Crimson ProjeKCt, представляющий секстет (6 участников) и включающий Белью, Мастелотто и Левина (проект студийных альбомов не выпускал, занимался только концертной деятельностью, приезжал, в частности, в Россию).

состав King Crimson в 2017 году, верхний ряд (слева направо): Мел Коллинз, Тони Левин, Бил Рифлин, Джакко Джекзик, Роберт Фрипп, нижний ряд (барабанщики, слева направо: Пэт Мастелотто, Джереми Стейси, Гевин Харрисон (скриншот взят с концертного выступления группы в Мехико 14 июля 2017 года, ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=IpZxwe4SXY8)
состав King Crimson в 2017 году, верхний ряд (слева направо): Мел Коллинз, Тони Левин, Бил Рифлин, Джакко Джекзик, Роберт Фрипп, нижний ряд (барабанщики, слева направо: Пэт Мастелотто, Джереми Стейси, Гевин Харрисон (скриншот взят с концертного выступления группы в Мехико 14 июля 2017 года, ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=IpZxwe4SXY8)

С 2013 года состав King Crimson представляет из себя семь участников (септет), хотя их было, до смерти в марте 2020 года Билла Рифлина, приглашенного в 2013 году, ровно восемь (Роберт Фрипп - Тони Левин (вернулся в 2007, затем с 2013 года) - Пэт Мастелотто - Мел Коллинз (с 2013 года) - Гевин Харрисон (с 2007, затем с 2013) - Джакко Джекзик (с 2013 года) - Джереми Стейси (с 2016 года). Так они и выступают до сих пор с концертами, обыгрывая старый материал. Но заголовок статьи оканчивается знаком вопроса, поэтому точку на этой группе, зная характер Роберта Фриппа, ставить еще очень рано, несмотря на преклонный возраст музыкантов.

За более чем 50-летний период у команды вышло, как я сказал в начале первой статьи, бесчисленное множество всевозможных сборников и в особенности концертов, распространяемых фрипповским Discipline Global Mobile. Перечислять их в рамках данной статьи нет смысла, для самостоятельного изучения вполне будет достаточно сайта discogs.com, в частности, там полностью приведен список всех навороченных изданий, вышедших в рамках King Crimson 40th Anniversary Series.

А у меня все на этом, всем спасибо за внимание. Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.