Найти тему
Тот Самый Фильм

Джокер не Таксист. Обзор сравнение.

Каюсь, название провокационное, но при этом может быть и такое, что некоторые до сих пор не "в теме", поэтому я для начала вкратце объясню суть.

Речь я завёл про культового персонажа комиксов DC, который получил сольный полнометражный фильм в недавнем прошлом. И люди знающие кино сразу отметили большую схожесть фильма с другим, уже классическим, произведением кинематографа "Таксистом". Сам Тодд Филлипс, режиссёр картины про Джокера, отмечал, что вдохновлялся Таксистом, но как известно, сегодня либо ты делаешь оригинально, и всем на тебя плевать, либо ты вдохновляешься классикой, создаёшь что-то новое и тебя посчитают плагиатором и "дешёвкой" (если ты конечно не Марвел или Звёздные войны).
Почему так вышло, я не знаю. Да и цель у меня сегодня иная, ибо я посмотрев оба фильма понял, почему в Джокера полетели обвинения в неоригинальности или же посредственности по сравнению с Таксистом от Скорсезе.
И разумеется здесь будут спойлеры, поэтому осторожно.

Завязка.

Оба фильма вводят зрителя в похожие по своей атмосфере миры, полные затхлого воздуха, грязи, несправедливости и неоправданной жестокости. Что Готэм 80ых, что Нью-Йорк 70ых, оба сильно похожи друг на друга и формируют почти одинаковые декорации из мусора на улицах, старых, потасканых временем зданий и моргинальным контингентом, снующим около.Оба фильма вводят зрителя в похожие по своей атмосфере миры, полные затхлого воздуха, грязи, несправедливости и неоправданной жестокости. Что Готэм 80ых, что Нью-Йорк 70ых, оба сильно похожи друг на друга и формируют почти одинаковые декорации из мусора на улицах, старых, потасканых временем зданий и моргинальным контингентом, снующим около.Оба фильма вводят зрителя в похожие по своей атмосфере миры, полные затхлого воздуха, грязи, несправедливости и неоправданной жестокости. Что Готэм 80ых, что Нью-Йорк 70ых, оба сильно похожи друг на друга и формируют почти одинаковые декорации из мусора на улицах, старых, потасканных временем зданий и маргинальным контингентом, снующим около.Оба фильма вводят зрителя в похожие по своей атмосфере миры, полные затхлого воздуха, грязи, несправедливости и неоправданной жестокости. Что Готэм 80ых, что Нью-Йорк 70ых, оба сильно похожи друг на друга и формируют почти одинаковые декорации из мусора на улицах, старых, потасканных временем зданий и маргинальным контингентом, снующим около.

Это пожалуй одно из главных сходств этих картин.

Что до персонажей, то здесь у нас с одной стороны бывший военный, прибывший обратно в социум из Вьетнама, взявшийся работать таксистом по ночам, а с другой человек, который живёт с психическим расстройством и пытается выживать на деньги работы клоуном.
И там и тут мы видим концепцию "Маленьких людей", где конфликт формируется не между двумя личностями, а между человеком из "низов" и миром вокруг него. А в данном случае, этот конфликт украшается ещё и наличием проблемы с социализацией обоих персонажей.

По мере продвижения по сюжету, главные герои испытывают тяготу жизни "на дне", мечтая о чём-то более светлом и чистом. Для таксиста это были отношения с девушкой, для клоуна это было признание со стороны именитого комика и работа стенд-апером.

Второе сходство картин заключалось в том, что и там и тут присутствовал персонаж из "элиты", который баллотировался в мэры города. Но в отличии от старшего произведения, в Готэме на Томасе Уэйне сделан куда больший акцент, здесь он предстаёт той негативной силой, из-за которой, по мнению главного героя, на улицах всё так плохо.

Кульминация.

К своему логическому катарсису персонажи шли разными путями, и в этом отличие. Когда как Артур Флек (Джокер) получает несколько ударов от жизни в виде раскрывшейся лжи от матери, потери работы, убийства трёх банковских служащих, насмешки от любимого комика, что в итоге его и приводит к полному перелому в поведении и поступках, в то же время, Трэвис Бикл, таксист, приходит к идее убийства сутенёра после нескольких попыток завести отношения и разочаровавшись в них, и это при условии постоянного наличия криминала на улицах ночью, по которым он развозит людей, одни из которых просто сношаются на задних сидениях, а другие выкладывают свои намерения убить супруга за измену. Оба персонажа преследуют разные цели. Один хочет "очистить улицы от грязи", другой преследует цель быть замеченным. Один сходит с ума, наполняясь бурлящим негодованием и приводит себя в боевую форму, другой же снимает с себя тяготы жизни загнанного человека, открывая миру свою безумную, обиженную натуру.

Развязка.

И оба, заканчивают свою историю убийством, но последствия координально различные. В Таксисте, убийство сутенёра положительно сказывается на ситуации в городе, в нём будто просыпается справедливость и надежда на очищение. Параллельно с этим, в городе Джокера улицы наполняются толпами протестующих, разрушающих всё вокруг, и Артур Флек, будто родившийся заново, возвышается над толпой в клоунских масках, совершенно новый, гордый и уверенный в себе человек, который направил свою злость в наиболее широкое, всеуничтожающее русло.

Эти два фильма имеют схожие настроения, но посыл совершенно разный, равно как и итоги. И потом, не стоит забывать, что Джокер никогда не был положительным персонажем. И многие возгласы посмотревших фильм о том, что конфликт Артура натянут, неоригинален или банален, не имеют смысла. Ведь мы привыкли видеть главного героя любого фильма в качестве положительного, потому как таким образом нам проще ассоциировать себя с ним, мы хотим быть такими "молодцами" и "спасителями всего и вся". Джокер не пытался кого-то спасти, он негативный персонаж, который преследует свои собственные мотивы, как и любой другой отрицательный герой. Единственное, что в данном произведении не свели всё к банальному нарциссизму и обиду на привилегированный класс, а всё-таки обнесли это идеей о столкновении жестокости и несправедливости мира с "маленьким человеком", где мотивы произрастают из чуть ли не детского желания - быть замеченным и любимым.

Если вам понравился данный неумелый обзор-сравнение, то можете поставить лайк и подписаться на наш канал, тут есть ещё много чего интересного.