Этот советский фильм, как и многие другие, появился на волне успеха театральной пьесы. К началу шестидесятых она уже много раз прошла на сцене Центрального детского театра. Драматург Александр Хмелик написал историю о школьниках и их отношениях с очень разными педагогами, так что она оказалась близкой и детям, и взрослым. Начинающие режиссёры Александр Митта и Алексей Салтыков решили перенести её на экран, и главной задачей они считали не потерять ту откровенность и достоверность, которые чувствовали зрители в театре. И для Митты, и для Салтыкова это был первый самостоятельный фильм, но они не испугались сложностей и взялись за школьную драму «Друг мой, Колька!».
Поскольку театральная постановка была популярна,
Митта и Салтыков решили пригласить на главные отрицательные роли двух актрис из того самого ЦТД:
бездушную пионервожатую сыграла Антонина Дмитриева, а бойкую председательницу родительского комитета - Людмила Чернышёва. На роль антипода этим сухим дамам взяли Анатолия Кузнецова. Анатолий к тому моменту был уже любимцем зрителей: в его фильмографии были уже и комедийная мелодрама «За витриной универмага» (1955), и фильм-путешествие «К Чёрному морю» (1957), и ещё ряд работ, где он неизменно представал героем положительным.
В новой картине ему предстояло вновь сыграть персонажа, который сразу же располагал к себе зрителей: пионервожатого, по-настоящему горевшего идеей воспитания подрастающего поколения.
А вот Савелий Крамаров, для которого «Друг мой, Колька!» стал одной из первых киноработ, сыграл хулигана, и именно в этом образе его потом и видели режиссёры. Говорят, что
Крамаров гордился ролью в этой картине
и потом с благодарностью вспоминал пригласивших его режиссёров.
Очень любопытным был выбор актрисы на школьницы Маши. Ею стала 16-летняя Анна Родионова, за пару лет до того мелькнувшая в кино. Десятиклассницу случайно нашла в московской школе помощник режиссёра и пригласила без особой надежды. Но девушка пришла и начал сниматься. Анне прочили яркую карьеру на экране, но она, повзрослев, предпочла иной путь и стала драматургом. Кстати, это именно она спустя полтора десятка лет написала сценарий для фильма «Школьный вальс» (1977), в котором поднималась провокационная тема подростковой беременности.
Ну а главным героем,
троечником, которого никто не хотел замечать и который решил бороться против бюрократизма и равнодушия, против кастовости и самоуправства,
стал юный актёр Александр Кобозев, которого отыскали в театральной студии. Его герой, Колька Снегирёв, надолго стал кумиром школьников, которые, подобно ему начали организовывать тайные общества вроде того самого ТОТРа, что создал Снегирёв.
Режиссёры, несмотря на отсутствие опыта, на площадке умудрились создать очень тёплую атмосферу.
Ребята, ставшие экранным классом, так сдружились, что после многие годы постоянно устраивали встречи.
Ну и Александр Митта через три года вновь обратился к школьникам и снял, теперь уже один, ещё один хит - «Звонят, откройте дверь».
А вы когда-нибудь пытались уложить спички на ресницы как Маша Канарейкина?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296