Найти тему
Романтика окраин

Тула. Часть 2-я. Непарадная сторона города. Начало.

На днях я показывал вам первую часть своей июльской прогулки по славному городу-герою Туле. В том повествовании я остановился на парадной части города, которую в основном и стремятся посмотреть все гости: самый центр, Тульский кремль и другие известные достопримечательности. Но, чтобы познать город сполна нельзя останавливаться только на его центре и открыточных видах, нужно также взглянуть и на его непарадную, если хотите - глубинную часть. Во всяком случае, по моему глубокому убеждению, если парадная сторона любого города - это его сердце, то изнанка города и всякие закоулки - это его душа.

Поэтому по непарадной части прогулка получилась даже более длительной и разнообразной, чем по парадной, в связи с чем рассказ о ней я разделю на две части. Так что сегодня вторая часть о Туле вообще и первая часть об обратной стороне, которую обычно не видит массовый турист.

1. Рассказ о непарадной стороне я начну с двориков Зареченского района или попросту Заречья, которое является одной из старейших частей Тулы. Как гласят источники, заселение северного берега реки Упы началось в 1595 году, когда по указу царя Фёдора Иоанновича там поселились кузнецы, чтобы изготовлять оружие. В этой достаточно уединённой в те времена местности ранее существовало три слободы: Кузнецкая, Гончарная и Ямская (в современном начале улицы Октябрьской (до революции - Миллионной). Со временем они слились в одну — Кузнецкую, которая позже стала называться Оружейной. Долгое время эта часть города была обособленной, являясь исключительно районом оружейников, что отразилось в названиях улиц: Дульная, Ствольная, Арсенальная, Пороховая, Штыковая, Курковая. 27 марта 1929 года решением Тульского городского Совета народных депутатов Тула была разделена на три района, в том числе Зареченский. В настоящее время районов в Туле стало пять, но речь пойдёт по большей части именно о Зареченском.

И прогулку эту я начинаю со дворов Октябрьской улицы. Это милое здание ничто иное как бывшая аптека Шумахера, имеющая довольно богатую историю. В конце XVIII века у этого кирпичного здания были два совладельца: оружейник Дементий Маликов и провизор Филипп Шумахер. И этот самый Шумахер был владельцем первой в Туле аптеки, первое упоминание о которой относится к 1787 году. И размещалась она, разумеется, в этом самом доме. Затем в начале XX века дом принадлежал Дмитрию Дмитриевичу Дмитриеву, имевшему в этом доме булочную и кондитерскую. Дмитриев был старостой домового храма во имя Архангела Михаила, находившегося в детском приюте Мещанского общества на другой стороне улицы. В 1905 году в доме Дмитриева крестьянин И.Г. Амвросиев содержал гостиницу на 6 номеров. Через 3 года он стал владельцем небольшой гостиницы на улице Посольской, а свои номера на Миллионной тогда улице продал крестьянину И.Ф. Кузнецову. Сейчас это жилой дом, а с фасада расположены салон связи, Почта России, кондитерский магазин и аж целых две аптеки, что в некотором роде подтверждает цикличный характер истории.
1. Рассказ о непарадной стороне я начну с двориков Зареченского района или попросту Заречья, которое является одной из старейших частей Тулы. Как гласят источники, заселение северного берега реки Упы началось в 1595 году, когда по указу царя Фёдора Иоанновича там поселились кузнецы, чтобы изготовлять оружие. В этой достаточно уединённой в те времена местности ранее существовало три слободы: Кузнецкая, Гончарная и Ямская (в современном начале улицы Октябрьской (до революции - Миллионной). Со временем они слились в одну — Кузнецкую, которая позже стала называться Оружейной. Долгое время эта часть города была обособленной, являясь исключительно районом оружейников, что отразилось в названиях улиц: Дульная, Ствольная, Арсенальная, Пороховая, Штыковая, Курковая. 27 марта 1929 года решением Тульского городского Совета народных депутатов Тула была разделена на три района, в том числе Зареченский. В настоящее время районов в Туле стало пять, но речь пойдёт по большей части именно о Зареченском. И прогулку эту я начинаю со дворов Октябрьской улицы. Это милое здание ничто иное как бывшая аптека Шумахера, имеющая довольно богатую историю. В конце XVIII века у этого кирпичного здания были два совладельца: оружейник Дементий Маликов и провизор Филипп Шумахер. И этот самый Шумахер был владельцем первой в Туле аптеки, первое упоминание о которой относится к 1787 году. И размещалась она, разумеется, в этом самом доме. Затем в начале XX века дом принадлежал Дмитрию Дмитриевичу Дмитриеву, имевшему в этом доме булочную и кондитерскую. Дмитриев был старостой домового храма во имя Архангела Михаила, находившегося в детском приюте Мещанского общества на другой стороне улицы. В 1905 году в доме Дмитриева крестьянин И.Г. Амвросиев содержал гостиницу на 6 номеров. Через 3 года он стал владельцем небольшой гостиницы на улице Посольской, а свои номера на Миллионной тогда улице продал крестьянину И.Ф. Кузнецову. Сейчас это жилой дом, а с фасада расположены салон связи, Почта России, кондитерский магазин и аж целых две аптеки, что в некотором роде подтверждает цикличный характер истории.
2. Углубившись во дворы, я в очередной раз убедился какие разные панельки в разных городах. Вот вроде бы похожи, ан нет, все со своей изюминкой, если можно так выразиться об этом, с позволения сказать, направлении в архитектуре. Если в одном городе можно встретить много панелек-близнецов, то в разных городах встретить "близнецов" непросто. Если выражаться аллегорически, то панельки можно сравнить с детьми, у которых один общий родитель, в данном случае - советская власть, а второй родитель, т.е. архитектор - дальний родственник другого архитектора из другого города.
2. Углубившись во дворы, я в очередной раз убедился какие разные панельки в разных городах. Вот вроде бы похожи, ан нет, все со своей изюминкой, если можно так выразиться об этом, с позволения сказать, направлении в архитектуре. Если в одном городе можно встретить много панелек-близнецов, то в разных городах встретить "близнецов" непросто. Если выражаться аллегорически, то панельки можно сравнить с детьми, у которых один общий родитель, в данном случае - советская власть, а второй родитель, т.е. архитектор - дальний родственник другого архитектора из другого города.
3. Во всяком случае точно таких же панелек в других городах я, кажется, не встречал. Не могу сказать, что я считаю их архитектурными шедеврами, но всё равно занятно вглядываться в их сходство и одновременно различие, как в лица на фотографии какого-нибудь торжества, где собрались близкие и дальние родственники, которые много лет не виделись.
3. Во всяком случае точно таких же панелек в других городах я, кажется, не встречал. Не могу сказать, что я считаю их архитектурными шедеврами, но всё равно занятно вглядываться в их сходство и одновременно различие, как в лица на фотографии какого-нибудь торжества, где собрались близкие и дальние родственники, которые много лет не виделись.
4. А ещё я очень люблю провода! Да-да, вы не ослышались, именно что люблю, ибо в таких местах они уместны и смотрятся очень даже гармонично. Провода (разумеется, за исключением аккуратной контактной сети троллейбуса и трамвая) неуместны в парадных частях городов. Такие паутины, как на фото дико смотрелись бы на Тверской, Невском проспекте или Большой Покровской в Нижнем, но прекрасно и очень живописно дополняют панельное царство здесь.
4. А ещё я очень люблю провода! Да-да, вы не ослышались, именно что люблю, ибо в таких местах они уместны и смотрятся очень даже гармонично. Провода (разумеется, за исключением аккуратной контактной сети троллейбуса и трамвая) неуместны в парадных частях городов. Такие паутины, как на фото дико смотрелись бы на Тверской, Невском проспекте или Большой Покровской в Нижнем, но прекрасно и очень живописно дополняют панельное царство здесь.
5. Канализационная насосная станция, характерная для 50-х годов. Подобные пока ещё можно встретить даже в Москве. Мне всегда нравились их округлые формы. Впрочем, эта станция, похоже была недействующей, потому что вокруг них обычно витает характерный "аромат", а здесь его не было.
5. Канализационная насосная станция, характерная для 50-х годов. Подобные пока ещё можно встретить даже в Москве. Мне всегда нравились их округлые формы. Впрочем, эта станция, похоже была недействующей, потому что вокруг них обычно витает характерный "аромат", а здесь его не было.
6. А напротив стоял вот такой красавец, гость из Белгородской области.
6. А напротив стоял вот такой красавец, гость из Белгородской области.
7. Характерный "аромат" канализации в воздухе не витал, зато витал другой, подлинный аромат тепловозов. Мы подошли к Ряжскому вокзалу. Да, в Туле не один вокзал, как многие думают, а два и вот он второй. Про него известно не слишком широко, так как он служит в основном для небольшого числа пригородных поездов, но тем он и интересен, как представитель непарадной стороны города. Да и вообще даже в поездке куда-либо обойти тему железной дороги, если она там есть лично для меня преступно. А в Туле она есть и будет её много.
7. Характерный "аромат" канализации в воздухе не витал, зато витал другой, подлинный аромат тепловозов. Мы подошли к Ряжскому вокзалу. Да, в Туле не один вокзал, как многие думают, а два и вот он второй. Про него известно не слишком широко, так как он служит в основном для небольшого числа пригородных поездов, но тем он и интересен, как представитель непарадной стороны города. Да и вообще даже в поездке куда-либо обойти тему железной дороги, если она там есть лично для меня преступно. А в Туле она есть и будет её много.
8. Ряжский вокзал или, по-иному, станция Тула-Вяземская (также неофициально Тула-III) является узловой станцией на хордовой железнодорожной линии Вязьма—Сызрань вблизи её пересечения с Курским направлением МЖД. Соответственно имеется съезд на Курское направление на юг к станции Тула I-Курская (Московскому вокзалу), что и делает её узловой. На вокзале три платформы, две островных и одна боковая. Но основной характер её работы составляет работа грузовая, поэтому на станции имеется крупный контейнерный терминал и пути для отстоя и сортировки товарных поездов.

От вокзала отходят подъездные пути, представленные двумя основными кустами. Северный куст ведет на АО «Штамп», цементный завод, патронный завод, комбайновый завод, НПО «Базальт», ОАО Конструкторское бюро приборостроения и имеет довольно большую протяженность и путевое развитие. Этот живописный подъездной я вам ещё покажу дальше. Также параллельно ему проходит короткая ветка на нефтебазу. Южный куст ведет на хлебозавод № 1 и несколько разгрузочных площадок.

Что касается пассажирской работы на станции, то её объём невелик. Имеется три пары круглогодичных поездов дальнего следования и одна сезонная пара. Также имеется пять пар пригородных поездов, которые обслуживаются дизель-поездами или, по-иному, рельсовыми автобусами РА2.
8. Ряжский вокзал или, по-иному, станция Тула-Вяземская (также неофициально Тула-III) является узловой станцией на хордовой железнодорожной линии Вязьма—Сызрань вблизи её пересечения с Курским направлением МЖД. Соответственно имеется съезд на Курское направление на юг к станции Тула I-Курская (Московскому вокзалу), что и делает её узловой. На вокзале три платформы, две островных и одна боковая. Но основной характер её работы составляет работа грузовая, поэтому на станции имеется крупный контейнерный терминал и пути для отстоя и сортировки товарных поездов. От вокзала отходят подъездные пути, представленные двумя основными кустами. Северный куст ведет на АО «Штамп», цементный завод, патронный завод, комбайновый завод, НПО «Базальт», ОАО Конструкторское бюро приборостроения и имеет довольно большую протяженность и путевое развитие. Этот живописный подъездной я вам ещё покажу дальше. Также параллельно ему проходит короткая ветка на нефтебазу. Южный куст ведет на хлебозавод № 1 и несколько разгрузочных площадок. Что касается пассажирской работы на станции, то её объём невелик. Имеется три пары круглогодичных поездов дальнего следования и одна сезонная пара. Также имеется пять пар пригородных поездов, которые обслуживаются дизель-поездами или, по-иному, рельсовыми автобусами РА2.
9. Станция открыта в 1874-м году, но исторический деревянный вокзал, к сожалению, как и по многим другим городам и весям при советской власти был заменён типовым позднесоветским.
9. Станция открыта в 1874-м году, но исторический деревянный вокзал, к сожалению, как и по многим другим городам и весям при советской власти был заменён типовым позднесоветским.
10. Вы только взгляните какой красивый и изящный был царский деревянный вокзал! В ту эпоху архитекторы подходили к своему делу с любовью и создавали шедевры даже, когда возводили что-то общественного назначения. Даже ещё в сталинское время, когда те старые, царские архитекторы были либо ещё живы, либо трудились их ученики, когда была ещё жива отечественная архитектурная школа, подход к строительству подобных объектов был схожим. А потом началась деградация, которую в лучших традициях сейчас продолжает РЖД, уродуя или попросту снося исторические вокзалы.
10. Вы только взгляните какой красивый и изящный был царский деревянный вокзал! В ту эпоху архитекторы подходили к своему делу с любовью и создавали шедевры даже, когда возводили что-то общественного назначения. Даже ещё в сталинское время, когда те старые, царские архитекторы были либо ещё живы, либо трудились их ученики, когда была ещё жива отечественная архитектурная школа, подход к строительству подобных объектов был схожим. А потом началась деградация, которую в лучших традициях сейчас продолжает РЖД, уродуя или попросту снося исторические вокзалы.
11. Или вот, взгляние на ещё одно фото времён Первой мировой войны! Какая же красота! Подпись к этому уникальному снимку гласит:

"Удивительный видовой кадр, относящийся к периоду последних годов существования Российской Империи запечатлил крупную группу людей на фоне свитского вагона у деревянного здания станции г. Тула. Часть людей на фотографии облачено в чиновничьи мундиры, часть в гражданские костюмы. Фокус кадра, ориентированный на задний план, мешает рассмотреть мелкие элементы униформы запечатленных людей, однако позволяет различить элементы фасада вокзала и вагона поезда. Неплохо читается сокращение на стене вагона - "Св.Ва."(Свитский вагон), что дает возможность предположить, что группа сфотографирована на фоне вагона для свиты одного из личных Императорских поездов Николая II. По разным источникам паровозный парк последнего русского Императора насчитывал 7 и более поездов. Известно, что члены Императорской семьи и Сам Император часто посещали город Тулу особенно в годы Первой Мировой Войны, о чем сохранились многочисленные записи государственном архиве Тульской Области и печатных изданиях города".
11. Или вот, взгляние на ещё одно фото времён Первой мировой войны! Какая же красота! Подпись к этому уникальному снимку гласит: "Удивительный видовой кадр, относящийся к периоду последних годов существования Российской Империи запечатлил крупную группу людей на фоне свитского вагона у деревянного здания станции г. Тула. Часть людей на фотографии облачено в чиновничьи мундиры, часть в гражданские костюмы. Фокус кадра, ориентированный на задний план, мешает рассмотреть мелкие элементы униформы запечатленных людей, однако позволяет различить элементы фасада вокзала и вагона поезда. Неплохо читается сокращение на стене вагона - "Св.Ва."(Свитский вагон), что дает возможность предположить, что группа сфотографирована на фоне вагона для свиты одного из личных Императорских поездов Николая II. По разным источникам паровозный парк последнего русского Императора насчитывал 7 и более поездов. Известно, что члены Императорской семьи и Сам Император часто посещали город Тулу особенно в годы Первой Мировой Войны, о чем сохранились многочисленные записи государственном архиве Тульской Области и печатных изданиях города".
12. Но вернёмся в день сегодняшний. Что неподвластно испоганить даже РЖД, так это сами железнодорожные виды с рельсами и шпалами, уносящимися вдаль, потому как без этих элементов самое существование РЖД потеряет всякий смысл.
12. Но вернёмся в день сегодняшний. Что неподвластно испоганить даже РЖД, так это сами железнодорожные виды с рельсами и шпалами, уносящимися вдаль, потому как без этих элементов самое существование РЖД потеряет всякий смысл.
13. И голубей, над головой сидящих, тоже берегись!
13. И голубей, над головой сидящих, тоже берегись!
14.
14.
15. Северная горловина станции. Вид в сторону Калуги и Курского направления.
15. Северная горловина станции. Вид в сторону Калуги и Курского направления.
16. И общий вид на юг, в сторону Узловой.
16. И общий вид на юг, в сторону Узловой.
17. К слову сказать, этот вокзал совершенно прекрасен отсутствием дурацкихх досмотровых зон, можно спокойно пройти на платформу и гулять, минуя унизительный шмон и очереди, которых здесь попросту нет.
17. К слову сказать, этот вокзал совершенно прекрасен отсутствием дурацкихх досмотровых зон, можно спокойно пройти на платформу и гулять, минуя унизительный шмон и очереди, которых здесь попросту нет.
18. Обычно на привокзальных площадях стоят машины с табличками "Куплю золото, мобильные телефоны и т.д.", а вот здесь стоит Волга с надписью "Шашлык". Можно попросить и вам его прямо на привокзальной площади и пожарят. Разумеется, небесплатно.
18. Обычно на привокзальных площадях стоят машины с табличками "Куплю золото, мобильные телефоны и т.д.", а вот здесь стоит Волга с надписью "Шашлык". Можно попросить и вам его прямо на привокзальной площади и пожарят. Разумеется, небесплатно.
19. Покинем ненадолго железную дорогу и чуть пробежимся по окрестностям. Уютные панельные дворы. Чистенько, зелено, тихо.
19. Покинем ненадолго железную дорогу и чуть пробежимся по окрестностям. Уютные панельные дворы. Чистенько, зелено, тихо.
20. Хотя от железки там далеко не уйдёшь. Виднеются топливные резервуары Зареченской нефтебазы, принадлежащей «Роснефти».
20. Хотя от железки там далеко не уйдёшь. Виднеются топливные резервуары Зареченской нефтебазы, принадлежащей «Роснефти».
21. Не ходите, дети, за гаражи гулять! И в гаражи тоже.
21. Не ходите, дети, за гаражи гулять! И в гаражи тоже.
22.
22.
23. Этот небольшой ж/д путепровод является как бы границей Заречья. За ним начинается Баташёвский сад.
23. Этот небольшой ж/д путепровод является как бы границей Заречья. За ним начинается Баташёвский сад.
24. Сад снован в XVIII веке крупнейшей тульской промышленной династией Баташёвых — родоначальником династии оружейником Иваном Тимофеевичем Баташевым, его сыном Родионом Ивановичем Баташёвым и внуками Иваном и Андреем.
24. Сад снован в XVIII веке крупнейшей тульской промышленной династией Баташёвых — родоначальником династии оружейником Иваном Тимофеевичем Баташевым, его сыном Родионом Ивановичем Баташёвым и внуками Иваном и Андреем.
25. Здесь расположен вот такой живописный пруд с плотиной, который образует река Тулица (в древности Тула, Тулка), от которой, вероятнее всего, и получил название город.
25. Здесь расположен вот такой живописный пруд с плотиной, который образует река Тулица (в древности Тула, Тулка), от которой, вероятнее всего, и получил название город.
26. К парку мы ещё вернёмся, а теперь посмотрим на тот самый подъездной путь, про который я говорил ранее. На фото как раз его мост через Тулицу.
26. К парку мы ещё вернёмся, а теперь посмотрим на тот самый подъездной путь, про который я говорил ранее. На фото как раз его мост через Тулицу.
27. Очень приятное место. Живописное, тихое и романтичное. Именно в таких местах душа отдыхает от городской суеты и мыслей о делах, проблемах и всякой херне, которая происходит вокруг. Можно стоять и с упоением созерцать этот другой мир, где, кажется, даже стрелки часов, если не замирают, то замедляют свой неумолимый ход по циферблату нашей жизни.
27. Очень приятное место. Живописное, тихое и романтичное. Именно в таких местах душа отдыхает от городской суеты и мыслей о делах, проблемах и всякой херне, которая происходит вокруг. Можно стоять и с упоением созерцать этот другой мир, где, кажется, даже стрелки часов, если не замирают, то замедляют свой неумолимый ход по циферблату нашей жизни.
28. Вид в сторону Тулы-Вяземской, которую я вам показывал выше. Путевое развитие образует небольшую промышленную станцию Баташевская, которая уже не имеет отношения к владениям РЖД. Это ППЖТ АО «Штамп». Здесь вагоны, прибывающие на обслуживаемые предприятия и возвращаемые на станцию Тула-Вяземская, проходят сортировку. В парке три сквозных пути и один тупиковый. Ранее имелся еще один сквозной путь с платформой для отгрузки на лесоторговую базу.
28. Вид в сторону Тулы-Вяземской, которую я вам показывал выше. Путевое развитие образует небольшую промышленную станцию Баташевская, которая уже не имеет отношения к владениям РЖД. Это ППЖТ АО «Штамп». Здесь вагоны, прибывающие на обслуживаемые предприятия и возвращаемые на станцию Тула-Вяземская, проходят сортировку. В парке три сквозных пути и один тупиковый. Ранее имелся еще один сквозной путь с платформой для отгрузки на лесоторговую базу.
29. Вдали, сразу за станцией находится северная горловина Тулы-Вяземской. Заросший путь как раз вёл на бывшую лесоторговую базу.
29. Вдали, сразу за станцией находится северная горловина Тулы-Вяземской. Заросший путь как раз вёл на бывшую лесоторговую базу.
30. И вид в сторону промзоны.
30. И вид в сторону промзоны.
31. Это место хочется воспевать!
31. Это место хочется воспевать!
32. Начало куста. Коротенький левый путь ведёт на Тульский завод товарных бетонов. Правый же ведёт в обширную Кировскую промзону, которая появилась в ХIХ веке в тогда ещё селе Чулково вместе с заводом «Штамп». Активно развивалась вместе с соседней Новотульской промзоной в предвоенное время. Основные предприятия: патронный завод, завод «Штамп». Специализация - машиностроение и производство боеприпасов.
32. Начало куста. Коротенький левый путь ведёт на Тульский завод товарных бетонов. Правый же ведёт в обширную Кировскую промзону, которая появилась в ХIХ веке в тогда ещё селе Чулково вместе с заводом «Штамп». Активно развивалась вместе с соседней Новотульской промзоной в предвоенное время. Основные предприятия: патронный завод, завод «Штамп». Специализация - машиностроение и производство боеприпасов.
33. Мой очаровательный гид и эксперт по непарадной Туле Елена. Без неё я вряд ли бы забрёл в эти дебри и насладился этими пасторально-промышленными красотами.
33. Мой очаровательный гид и эксперт по непарадной Туле Елена. Без неё я вряд ли бы забрёл в эти дебри и насладился этими пасторально-промышленными красотами.
34. Погода всё время менялась, то и дело начинал накрапывать дождь, а довольно жаркое солнце сменяли свинцовые тучи и весьма пронизывающий ветер.
34. Погода всё время менялась, то и дело начинал накрапывать дождь, а довольно жаркое солнце сменяли свинцовые тучи и весьма пронизывающий ветер.
35. Взгляд назад.
35. Взгляд назад.
36. Путь в Кировскую промзону пролегает среди леса. Умиротворяющая картина.
36. Путь в Кировскую промзону пролегает среди леса. Умиротворяющая картина.
37. Красота!
37. Красота!
38. Зелень, шелест ветра, пение птиц и железная дорога! В такие моменты я жалею, что едва получал с сильной натяжкой когда-то четвёрки по ИЗО и так и не научился рисовать.
38. Зелень, шелест ветра, пение птиц и железная дорога! В такие моменты я жалею, что едва получал с сильной натяжкой когда-то четвёрки по ИЗО и так и не научился рисовать.
39. Солнце резко скрылось, в воздухе просто-таки пахло дождём, но он вновь прошёл где-то рядом.
39. Солнце резко скрылось, в воздухе просто-таки пахло дождём, но он вновь прошёл где-то рядом.
40. Подходим к промзоне. Путепровод над Венёвским шоссе.
40. Подходим к промзоне. Путепровод над Венёвским шоссе.
41. Само шоссе. Типичная окраинная промзона, каких до недавнего времени было много и в столице, пока на оленях не прискакал Собянин.
41. Само шоссе. Типичная окраинная промзона, каких до недавнего времени было много и в столице, пока на оленях не прискакал Собянин.
42. Справа начинается территория завода «Штамп» или, если полностью - «Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова».

Его история началась 17 мая 1880 года, когда императором Александром II было выдано разрешение купцу 1-й гильдии, отставному офицеру Фёдору Григорьевичу фон Гилленшмидту, на строительство в городе Туле частного патронного завода. Для этого фабриканту выделили 15 десятин земли на окраине Чулковской слободы по правой стороне Венёвской дороги. В 1882 году завод работал на полную мощность и приступил к выполнению контракта Главного артиллерийского управления на изготовление 210 млн. боевых патронов к винтовкам Бердана. Было освоено производство патронов для ружей, винтовок, револьверов, охотьничьих гильз, а с 1904 года - и пушечных гильз. В конце 80-хгодов XIX столетия на заводе организованы меднопрокатное и латунно литейное производства, что позволило выпускать латунь различных сортов, в том числе для самоварных фабрик, а так же медный прокат и паровозные топки. В 1898 году частный патронный завод перешёл в руки Акционерного общества Тульских меднопрокатных и патронных заводов.

В 1917 году на заводе радотало около 15 тысяч человек. Тульский патронный завод занимал в России первое место как пушечно-гильзовый завод, второе - как патронный и входил в тройкукрупнейших медеобрабатывающих заводов. В 1918 году завод был национализирован, и начался новый этап в истории предприятия. В следующем году к Тульскому патронному заводу присоединили крупные национализированные самоварные фабрики - бывшие Баташёвых, Шемариных, Тейле. Самовар прочно вошёл в номенклатуру выпускаемых изделий и с этого времени стал традиционной продукцией предприятия, его визитной карточкой. Заводу привоено имя Бориса Львовича Ванникова - советского государственного деятеля, наркома боеприпасов СССР.

И в наше непростое время завод продолжает заниматься изготовлением огнетушителей, сaмoваpoв, деталей анкерного скрепления АРС для нужд РЖД, деталей лифтового хозяйства, спецтехники.
42. Справа начинается территория завода «Штамп» или, если полностью - «Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова». Его история началась 17 мая 1880 года, когда императором Александром II было выдано разрешение купцу 1-й гильдии, отставному офицеру Фёдору Григорьевичу фон Гилленшмидту, на строительство в городе Туле частного патронного завода. Для этого фабриканту выделили 15 десятин земли на окраине Чулковской слободы по правой стороне Венёвской дороги. В 1882 году завод работал на полную мощность и приступил к выполнению контракта Главного артиллерийского управления на изготовление 210 млн. боевых патронов к винтовкам Бердана. Было освоено производство патронов для ружей, винтовок, револьверов, охотьничьих гильз, а с 1904 года - и пушечных гильз. В конце 80-хгодов XIX столетия на заводе организованы меднопрокатное и латунно литейное производства, что позволило выпускать латунь различных сортов, в том числе для самоварных фабрик, а так же медный прокат и паровозные топки. В 1898 году частный патронный завод перешёл в руки Акционерного общества Тульских меднопрокатных и патронных заводов. В 1917 году на заводе радотало около 15 тысяч человек. Тульский патронный завод занимал в России первое место как пушечно-гильзовый завод, второе - как патронный и входил в тройкукрупнейших медеобрабатывающих заводов. В 1918 году завод был национализирован, и начался новый этап в истории предприятия. В следующем году к Тульскому патронному заводу присоединили крупные национализированные самоварные фабрики - бывшие Баташёвых, Шемариных, Тейле. Самовар прочно вошёл в номенклатуру выпускаемых изделий и с этого времени стал традиционной продукцией предприятия, его визитной карточкой. Заводу привоено имя Бориса Львовича Ванникова - советского государственного деятеля, наркома боеприпасов СССР. И в наше непростое время завод продолжает заниматься изготовлением огнетушителей, сaмoваpoв, деталей анкерного скрепления АРС для нужд РЖД, деталей лифтового хозяйства, спецтехники.
43. Слева - общежитие ОАО «Штамп», причём, женское. А здание, судя по всему, дореволюционное, видимо появилось вместе с заводом.
43. Слева - общежитие ОАО «Штамп», причём, женское. А здание, судя по всему, дореволюционное, видимо появилось вместе с заводом.
44. Рядом в зарослях виднеются остатки ещё одного подъездного пути, который вёл на территорию, но он заброшен и почти полностью разобран.
44. Рядом в зарослях виднеются остатки ещё одного подъездного пути, который вёл на территорию, но он заброшен и почти полностью разобран.
45. Также в наличии имеется вот такая аскетичная детская площадка.
45. Также в наличии имеется вот такая аскетичная детская площадка.
46. Какой-то заводской трубопровод.
46. Какой-то заводской трубопровод.
47. А вот то, что находится за воротами. Собственно это только начало. За пределами видимости имеется стрелка назад, где ответвляется путь собственно на «Штамп», а дальше путь тянется ещё на несколько километров, обслуживая по пути Тульский патронный завод (ТПЗ), который выделился из структуры «Штампа» в 1937-м году, как самостоятельный «Завод № 38» с подчинением Наркомату вооружения СССР. В самом конце подъездной путь образует огромный куст, обслуживающий обширную территори ОАО «Тульский металлопрокатный завод» (Бывший «Тульский комбайновый завод»).

Это предприятие было основано в 1937 году. Выпускал прицепные и навесные жатки; самоходные, прицепные, зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и комплектующий к комбайнам 'Нива' и 'Дон'. Закрыли его в 2010 году. Тульский Металлопрокатный завод (ТМПЗ) был запущен в 2013 году на базе бывшего машиностроительного завода ОАО «Комбайнмашстрой». Основой производства является современный прокатный стан 300, также в составе завода имеется литейный цех и участок механической обработки и сборки изделий. Объём производства составляет 10 000 тонн в месяц конечной продукции — арматурного и не арматурного проката, а также круглого проката и специальных профилей. Максимальная производственная мощность производства — 120 000—150 000 тонн в год мелкосортного проката.
47. А вот то, что находится за воротами. Собственно это только начало. За пределами видимости имеется стрелка назад, где ответвляется путь собственно на «Штамп», а дальше путь тянется ещё на несколько километров, обслуживая по пути Тульский патронный завод (ТПЗ), который выделился из структуры «Штампа» в 1937-м году, как самостоятельный «Завод № 38» с подчинением Наркомату вооружения СССР. В самом конце подъездной путь образует огромный куст, обслуживающий обширную территори ОАО «Тульский металлопрокатный завод» (Бывший «Тульский комбайновый завод»). Это предприятие было основано в 1937 году. Выпускал прицепные и навесные жатки; самоходные, прицепные, зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и комплектующий к комбайнам 'Нива' и 'Дон'. Закрыли его в 2010 году. Тульский Металлопрокатный завод (ТМПЗ) был запущен в 2013 году на базе бывшего машиностроительного завода ОАО «Комбайнмашстрой». Основой производства является современный прокатный стан 300, также в составе завода имеется литейный цех и участок механической обработки и сборки изделий. Объём производства составляет 10 000 тонн в месяц конечной продукции — арматурного и не арматурного проката, а также круглого проката и специальных профилей. Максимальная производственная мощность производства — 120 000—150 000 тонн в год мелкосортного проката.
48. К сожалению, внутрь попасть нельзя, поэтому разворачиваемся на 180 градусов и двигаемся в обратном направлении.
48. К сожалению, внутрь попасть нельзя, поэтому разворачиваемся на 180 градусов и двигаемся в обратном направлении.
49. И возвращаемся в Баташёвский сад.
49. И возвращаемся в Баташёвский сад.
50. Картина из детства.
50. Картина из детства.
51. Плотина на Тулице. Очень живописное место.
51. Плотина на Тулице. Очень живописное место.
52.
52.
53. Заброшенный Дом здоровья завода «Штамп».
53. Заброшенный Дом здоровья завода «Штамп».
54. Красота, но фотография не передаёт всю эту красоту в полной мере. Это всё надо увидеть!
54. Красота, но фотография не передаёт всю эту красоту в полной мере. Это всё надо увидеть!
55. Как всегда пожалел, что нечем покормить уток, они явно плыли ко мне не ради того, чтобы попасть в кадр.
55. Как всегда пожалел, что нечем покормить уток, они явно плыли ко мне не ради того, чтобы попасть в кадр.
56. Рядом с садом уютно расположился частный сектор, которого в Туле, кстати сказать, много.
56. Рядом с садом уютно расположился частный сектор, которого в Туле, кстати сказать, много.
57.
57.
58. Но больше частному сектору будет посвящена третья часть повествования.
58. Но больше частному сектору будет посвящена третья часть повествования.
59. А пока ещё немного сада.
59. А пока ещё немного сада.
60. Хорошее место, с приятной аурой.
60. Хорошее место, с приятной аурой.
61.
61.
62. Надвигалась грозная туча. Конечно же, не "Тьма, пришедшая со Средиземного моря...", но всё же было стойкое ощущение, что дождь-таки прольётся. И он пролился, а его последствия подарили в итоге немало замечательных кадров. Но об этом читайте уже в следующей, заключительной части.
62. Надвигалась грозная туча. Конечно же, не "Тьма, пришедшая со Средиземного моря...", но всё же было стойкое ощущение, что дождь-таки прольётся. И он пролился, а его последствия подарили в итоге немало замечательных кадров. Но об этом читайте уже в следующей, заключительной части.

Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание, до скорых новых встреч! И традиционно будьте здоровы и живите богато!

Продолжение рассказа вы можете прочитать
здесь.

И, конечно же, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!