Коста Хетагуров улетучился из сознания современных осетин, как аромат даже самых стойких духов покидает опустевший пузырек полностью, рано или поздно. Интеллект вещь не навязчивая, его обладатель бывает далек от того, чтобы кого-то преследовать с собаками, требовать "понимания". Разговор о тонких вещах подразумевает (всегда) диалог, желание слышать и слушать собеседника, а не только говорить, а то и сразу утверждать.
В каждом тексте Коста Хетагурова чувствуешь, как он подбирал слова, как для него было важно, осмысленно - каждое слово, которое он использовал. Одной из самых ярких черт его творчества является любовь - он умел любить все, чего касался. Его мягкий, ненавязчивый слог оставлял возможность читателю "увидеть", о чем идет речь: самостоятельно подумать над положением дел, в любом вопросе. И он очень любил свой край, он всегда стремился вернуться туда, когда его высылали. Он оставался верен себе, не смотря ни на что. Он никогда не писал глупости, как современные нам "демократы", которые всю чеченскую войну оплакивали "всех" чеченцев, ставших вдруг ангелами... Хетагуров в свое время писал, что и кавказцы делают русским не меньше гадостей, чем русские кавказцам, но какова несправедливость, что русские в судах всегда правы, а кавказцы нет. Редкий дар - не срываться на "наших и ваших", а остаться посередине, там где можно чувствовать настоящую справедливость, а значит и правдивость обстоятельств.
Такой человек, каким был Коста, никогда не принял бы то, что происходило во время правления Сталина. Трудно сказать каким бы стал его слог, но совершенно точно невозможно представить себе, чтобы Хетагуров мог любить человека, который рождал в сознании человека только страх, который столько людей убил, устроив террор - Хетагуров не был трусом, как и не был убийцей.
Потеря Хетагурова из "поля зрения" означает потерю самого принципа "мыслить". Ведь... два дня назад вышла новость о том, что главный тренер сборной Южной Осетии по вольной борьбе выделяет денег на установку памятника Сталину "в родном селе Цорбис" (здесь). При этом обе Осетии все время говорят, что они главным образом христианские - православных здесь больше всего: как осетины отвечают себе на вопрос о том, что Сталин сносил церкви, а у них сегодня есть церки и есть Сталин? Сталин весьма жестоко обошелся с чеченцами, высланными в вагонах (не буду писать про ингушей), еще пострадали в современной Кабардино-Болкарии - это тоже все неважно? Т.е. правильно, когда "сильный" вождь одних любит, других не любит? Если со стороны посмотреть? - Осетины в вагонах никуда не ездили, что правда не является залогом любви к ним, ну пусть это сложнее понять.
Думать - это занятие для уединения, в тишине, наедине с собой. Иногда мне начинает казаться, что осетины совсем забыли как это делается. Они привыкли кричать, причем короткими лозунгами, ровно как при Сталине - ровно то и выкрикивать, что позволит остаться в живых.
Про Коста Хетагурова здесь тоже вспоминают в памятные даты.. он все еще "наше все". Хотя у него не только нет продолжателей, но и не предвидится. Просто каждый год у его памятника собираются с цветами, короткими речами, торжественно бессмысленными словами. А потом перебегают к памятнику Сталину, с тем же комплектом.
Все не так уж совсем темно, есть сопротивление этому явлению -
Но сам факт такого разговора, такой ситуации с поклонением Сталину - это очень и очень грустно.
В День Рождения Коста Хетагурова я желаю Осетии прийти в себя - снова научиться любить себя, как это было когда-то. Коста Хетагуров станет от этого счастлив, и он снова будет среди нас! Ведь, он - это мост для осетин, связывающий с самым лучшим в себе и с переменами для древней культуры. А Сталин - это "стоп развитию"!
Картинка к посту - это фрагмент автопортрета К. Хетагурова.
----------------------------------------------------------------------------------------
Помочь моей семье в непростой жизненной ситуации можно здесь