Где снимали фильм «В бой идут одни старики» Леонида Быкова (1973)
15 октября 202015 окт 2020
781
«В бой идут одни старики» — кино, ставшее легендой почти сразу после премьеры, вырастившее не одно поколение, разобранное на цитаты и выученное наизусть. Вся страна продолжает его смотреть с удовольствием и по сей день. Несмотря на это, многие не знают где снимали фильм «В бой идут одни старики». Данная статья поможет вам найти ответ на этот вопрос.Премьерный показ киноленты состоялся в 1974 году. Основным идейным вдохновителем и создателем фильма стал выдающийся актер и режиссер Леонид Быков.Снимали фильм в несколько этапов, перемещаясь из одной локации в другую: сначала киностудия, потом съемки в небе и на «аэродромах». Остановимся более подробно на том, где и как были отсняты отдельные эпизоды и кадры полюбившейся киноленты.Работа на киностудии
22 мая началась непосредственная работа над фильмом, проходившая на киностудии имени Александра Довженко в Киеве. Изначально были созданы две декорации: «блиндажи комбата и КП». Таким образом, первыми отсняли сюжеты, происходившие с героями на экране, именно в этих локациях. После завершения этих съемок команда выехала снимать натуру.Обратно на студию киносъемочная группа вернулась уже в середине сентября. Необходимо было отснять оставшиеся эпизоды, действия которых происходили в закрытых помещениях. Работы велись в декорациях «столовая», «палатка», «хаты девчат и 2-й эскадрильи».С 20 по 24 октября сняли кадры в «столовой». Помните, как «Кузнечик» завалил «мессер» и весь летный состав торжественно построился для поздравления героя? Еще один запоминающийся момент – летчики поминают погибшего во время боевого вылета «Смуглянку».Сейчас, на территории киностудии проходят экскурсии, которые знакомят посетителей с оставшимися декорациями, костюмами и реквизитами фильмов, снятых здесь. Есть экспонаты, представляющие и киноленту «В бой идут одни старики».«Воздушный бой» под Киевом
После того, как были отсняты первые сюжеты, в конце мая киногруппа переместилась на «улицу». Съемки воздушных боев истребителей проходили под Киевом у поселка Бородянка, на аэродроме «Чайка». Летчиков для пилотирования «боевыми машинами» режиссер лично пригласил из Центрального аэроклуба имени О.К.Антонова, расположенного на том же аэродроме.Для удобства воздушных съемок оператор Виталий Кондратьев закреплял камеру между кабинами первого и второго пилотов. После того, как опытный летчик поднимал машину в воздух и начинал исполнять трюки, Быков, сидящий в первой кабине, кричал в объектив камеры свою знаменитую фразу: «Серега прикрой! Атакую!». За день приходилось несколько раз совершать посадку для замены кинопленки. Но чаще оператор поднимался в небо на одном из четырех «Як-18Пс» вместе с летчиком Анатолием Луговским и сам снимал небесные баталии.В качестве вражеских истребителей использовали чешские Z-326, спортивные бипланы перекрасили под фашистские «мессершмитты». За образец художник группы, сам старый фронтовик, брал немецкий календарь 1944 года с изображением боевых самолетов третьего рейха. Разукрашивали борта гуашью, чтобы потом легко смыть. Однажды ночью пошел дождь, и краска потекла, пришлось все срочно перерисовывать, но в этот раз в краску добавили клей…Больше недели после съемок самолеты не могли отмыть, и пилоты летали над Киевом со свастикой на бортах...Сегодня аэродром «Чайка», расположенный в 4 километрах от Киева, продолжает функционировать, принимая и поднимая вверх воздушные суда. Кроме того, продолжается история и аэроклуба с одноименным названием. Его ветераны Виктор Соловьев и Анатолий Луговской до сих пор помнят свое участие в съемках легендарной киноленты.
«Аэродром» под Черниговом
Между селами Слабин и Шестовица в Черниговской области, на лугу у реки Десна разместили съемочную площадку. Всего было создано три локации «аэродрома»: на лугу, в степи и в лесу. Здесь же снимали романтическое свидание Ромео и Маши в березовой роще.Чтобы попасть в объектив камер над местом съемок, лётчики ДОСААФ поднимали в небо свои «боевые машины» с аэродрома Колычовка в Черниговском районе. (На данный момент взлетная полоса заброшена и давно не используется по назначению).Леонид Быков очень любил самостоятельно выполнять трюки, но в небо за штурвалом его не пускали, поэтому он запускал двигатель и самостоятельно рулил по посадочной полосе. Как-то, актер сильно повредил свой «Як» с нотами на борту, заехав в яму от пиротехнического взрыва. Самолет ударился носом, в результате чего лопасти пропеллера и стойка заднего колеса были сломаны… Механики сумели починить машину за сутки.Заставил поволноваться съемочную группу сюжет с прибытием в авиаполк девушек-летчиц. Для этого момента привезли «кукурузник» из подмосковного Музея ВВС. За штурвал посадили чемпионку по самолетному спорту Людмилу Петраш. В один момент она не смогла справиться с «бомбардировщиком», и вовремя остановить машину, ведь у него не было тормозов на шасси. В итоге, тормозили биплан все вместе, схватив за крылья и киль и остановив в двух метрах от камеры.С 8 по 10 сентября снимали трогательную финальную сцену. Маэстро, механик Макарыч и Кузнечик пришли на поляну, где базировались летчицы, рассказать девушке о гибели Ромео, но обнаружили могилу погибших Маши и Зои. Когда кадр был отснят Алексею Смирнову стало плохо с сердцем и его на скорой доставили в больницу. После выписки актер категорически отказался переснимать сюжет. Так, в первоначальном варианте он и вошел в кинофильм. Поэтому, внимательные зрители могут заметить получившийся киноляп: к месту дислокации авиаполка идут трое, а финальном кадре у могилы сидят только двое – Маэстро и Макарыч.После окончания съемок декорации на лугу и в лесу разобрали. Сейчас найти их будет трудно. Помочь в этом деле смогут только старожилы окрестных сел, которые еще помнят места, где снимали «Стариков».Окончили снимать картину в середине октября, а к 6 декабря она была полностью смонтирована. Таким образом, для создания шедевра съемочной команде потребовалось всего 5 месяцев. Нужно отметить, что к постановочным сюжетам удачно добавили кадры реальной кинохроники Великой Отечественной войны.Интересные факты со съемок
Ну и в качестве бонуса хотелось бы рассказать вам несколько интереных фактов о фильме «В бой идут рдни старики».Леонид Быков не видел никого в роли механика Макарыча кроме Алексея Смирнова. Но цензоры и киночиновники наотрез отказывались от этой кандидатуры, обосновывая это тем, что у актера тупое лицо, которое подходит только для комедий, а не для героического фильма. Быков так просто этого не мог оставить и продолжил отстаивать Смирнова. Когда он рассказал, что Смирнов сам бывший фронтовик, который воевал и получил полного кавалера ордена Славы, «киноверхушка» больше не могла сопротивляться.
Фильм мог бы не появится на свет, если бы не маршал авиации Александр Покрышкин. Быков пришел к нему на прием с просьбой выделить для съемок военные самолеты. Покрышкин не хотел выдавать их для съемок, так как в то время у него их постоянно просили для съемок проходных военных фильмов. Тогда он попросил оставить ему сценарий на несколько дней, чтобы изучить его и посмотреть, стоит ли давать самолеты или нет. Но несколько дней не потребовалось. Маршал взахлеб прочитал сценарий за одну ночь и уже на следующий день распорядился, чтобы самолеты для съемки «Стариков» были предоставлены. А после окончания премьерного показа у Покрышкина и вовсе заметили слезы на глазах.
Роль Смуглянки должен был играть актер Анатолий Матешко, но он ушел со съемок так как ему была предложена главная роль в другом фильме. Это очень озадачило Быкова, ведь у него не было больше кандидатур на эту роль. Но тут как раз кстати, ассистент режиссера привез на съемочную площадку молодых ребят, которые только окончили первый курс театрального института. Леонид Быков окинул студентов своим взглядом и его выбор тут же пал на паренька Сергея Подгорного, который и сыграл знаменитого Смуглянку.
Завершить рассказ о том, где снимали замечательный советский фильм «В бой идут одни старики» хочется цитатой Леонида Быкова после премьеры:
«Нам — хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой-трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да это было так».»
«В бой идут одни старики» — кино, ставшее легендой почти сразу после премьеры, вырастившее не одно поколение, разобранное на цитаты и выученное наизусть. Вся страна продолжает его смотреть с удовольствием и по сей день. Несмотря на это, многие не знают где снимали фильм «В бой идут одни старики». Данная статья поможет вам найти ответ на этот вопрос.Премьерный показ киноленты состоялся в 1974 году. Основным идейным вдохновителем и создателем фильма стал выдающийся актер и режиссер Леонид Быков.Снимали фильм в несколько этапов, перемещаясь из одной локации в другую: сначала киностудия, потом съемки в небе и на «аэродромах». Остановимся более подробно на том, где и как были отсняты отдельные эпизоды и кадры полюбившейся киноленты.Работа на киностудии
22 мая началась непосредственная работа над фильмом, проходившая на киностудии имени Александра Довженко в Киеве. Изначально были созданы две декорации: «блиндажи комбата и КП». Таким образом, первыми отсняли сюжеты, происходившие с героями на экране, именно в этих локациях. После завершения этих съемок команда выехала снимать натуру.Обратно на студию киносъемочная группа вернулась уже в середине сентября. Необходимо было отснять оставшиеся эпизоды, действия которых происходили в закрытых помещениях. Работы велись в декорациях «столовая», «палатка», «хаты девчат и 2-й эскадрильи».С 20 по 24 октября сняли кадры в «столовой». Помните, как «Кузнечик» завалил «мессер» и весь летный состав торжественно построился для поздравления героя? Еще один запоминающийся момент – летчики поминают погибшего во время боевого вылета «Смуглянку».Сейчас, на территории киностудии проходят экскурсии, которые знакомят посетителей с оставшимися декорациями, костюмами и реквизитами фильмов, снятых здесь. Есть экспонаты, представляющие и киноленту «В бой идут одни старики».«Воздушный бой» под Киевом
После того, как были отсняты первые сюжеты, в конце мая киногруппа переместилась на «улицу». Съемки воздушных боев истребителей проходили под Киевом у поселка Бородянка, на аэродроме «Чайка». Летчиков для пилотирования «боевыми машинами» режиссер лично пригласил из Центрального аэроклуба имени О.К.Антонова, расположенного на том же аэродроме.Для удобства воздушных съемок оператор Виталий Кондратьев закреплял камеру между кабинами первого и второго пилотов. После того, как опытный летчик поднимал машину в воздух и начинал исполнять трюки, Быков, сидящий в первой кабине, кричал в объектив камеры свою знаменитую фразу: «Серега прикрой! Атакую!». За день приходилось несколько раз совершать посадку для замены кинопленки. Но чаще оператор поднимался в небо на одном из четырех «Як-18Пс» вместе с летчиком Анатолием Луговским и сам снимал небесные баталии.В качестве вражеских истребителей использовали чешские Z-326, спортивные бипланы перекрасили под фашистские «мессершмитты». За образец художник группы, сам старый фронтовик, брал немецкий календарь 1944 года с изображением боевых самолетов третьего рейха. Разукрашивали борта гуашью, чтобы потом легко смыть. Однажды ночью пошел дождь, и краска потекла, пришлось все срочно перерисовывать, но в этот раз в краску добавили клей…Больше недели после съемок самолеты не могли отмыть, и пилоты летали над Киевом со свастикой на бортах...Сегодня аэродром «Чайка», расположенный в 4 километрах от Киева, продолжает функционировать, принимая и поднимая вверх воздушные суда. Кроме того, продолжается история и аэроклуба с одноименным названием. Его ветераны Виктор Соловьев и Анатолий Луговской до сих пор помнят свое участие в съемках легендарной киноленты.
«Аэродром» под Черниговом
Между селами Слабин и Шестовица в Черниговской области, на лугу у реки Десна разместили съемочную площадку. Всего было создано три локации «аэродрома»: на лугу, в степи и в лесу. Здесь же снимали романтическое свидание Ромео и Маши в березовой роще.Чтобы попасть в объектив камер над местом съемок, лётчики ДОСААФ поднимали в небо свои «боевые машины» с аэродрома Колычовка в Черниговском районе. (На данный момент взлетная полоса заброшена и давно не используется по назначению).Леонид Быков очень любил самостоятельно выполнять трюки, но в небо за штурвалом его не пускали, поэтому он запускал двигатель и самостоятельно рулил по посадочной полосе. Как-то, актер сильно повредил свой «Як» с нотами на борту, заехав в яму от пиротехнического взрыва. Самолет ударился носом, в результате чего лопасти пропеллера и стойка заднего колеса были сломаны… Механики сумели починить машину за сутки.Заставил поволноваться съемочную группу сюжет с прибытием в авиаполк девушек-летчиц. Для этого момента привезли «кукурузник» из подмосковного Музея ВВС. За штурвал посадили чемпионку по самолетному спорту Людмилу Петраш. В один момент она не смогла справиться с «бомбардировщиком», и вовремя остановить машину, ведь у него не было тормозов на шасси. В итоге, тормозили биплан все вместе, схватив за крылья и киль и остановив в двух метрах от камеры.С 8 по 10 сентября снимали трогательную финальную сцену. Маэстро, механик Макарыч и Кузнечик пришли на поляну, где базировались летчицы, рассказать девушке о гибели Ромео, но обнаружили могилу погибших Маши и Зои. Когда кадр был отснят Алексею Смирнову стало плохо с сердцем и его на скорой доставили в больницу. После выписки актер категорически отказался переснимать сюжет. Так, в первоначальном варианте он и вошел в кинофильм. Поэтому, внимательные зрители могут заметить получившийся киноляп: к месту дислокации авиаполка идут трое, а финальном кадре у могилы сидят только двое – Маэстро и Макарыч.После окончания съемок декорации на лугу и в лесу разобрали. Сейчас найти их будет трудно. Помочь в этом деле смогут только старожилы окрестных сел, которые еще помнят места, где снимали «Стариков».Окончили снимать картину в середине октября, а к 6 декабря она была полностью смонтирована. Таким образом, для создания шедевра съемочной команде потребовалось всего 5 месяцев. Нужно отметить, что к постановочным сюжетам удачно добавили кадры реальной кинохроники Великой Отечественной войны.Интересные факты со съемок
Ну и в качестве бонуса хотелось бы рассказать вам несколько интереных фактов о фильме «В бой идут рдни старики».Леонид Быков не видел никого в роли механика Макарыча кроме Алексея Смирнова. Но цензоры и киночиновники наотрез отказывались от этой кандидатуры, обосновывая это тем, что у актера тупое лицо, которое подходит только для комедий, а не для героического фильма. Быков так просто этого не мог оставить и продолжил отстаивать Смирнова. Когда он рассказал, что Смирнов сам бывший фронтовик, который воевал и получил полного кавалера ордена Славы, «киноверхушка» больше не могла сопротивляться.
Фильм мог бы не появится на свет, если бы не маршал авиации Александр Покрышкин. Быков пришел к нему на прием с просьбой выделить для съемок военные самолеты. Покрышкин не хотел выдавать их для съемок, так как в то время у него их постоянно просили для съемок проходных военных фильмов. Тогда он попросил оставить ему сценарий на несколько дней, чтобы изучить его и посмотреть, стоит ли давать самолеты или нет. Но несколько дней не потребовалось. Маршал взахлеб прочитал сценарий за одну ночь и уже на следующий день распорядился, чтобы самолеты для съемки «Стариков» были предоставлены. А после окончания премьерного показа у Покрышкина и вовсе заметили слезы на глазах.
Роль Смуглянки должен был играть актер Анатолий Матешко, но он ушел со съемок так как ему была предложена главная роль в другом фильме. Это очень озадачило Быкова, ведь у него не было больше кандидатур на эту роль. Но тут как раз кстати, ассистент режиссера привез на съемочную площадку молодых ребят, которые только окончили первый курс театрального института. Леонид Быков окинул студентов своим взглядом и его выбор тут же пал на паренька Сергея Подгорного, который и сыграл знаменитого Смуглянку.
Завершить рассказ о том, где снимали замечательный советский фильм «В бой идут одни старики» хочется цитатой Леонида Быкова после премьеры:
«Нам — хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой-трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да это было так».»