Очень интересный образ от немецкого ученого Вольфганга Вендландта (Wolfgang Wendlandt) -
Богатая, внятная связная речь - как роскошная крона дерева. Любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок говорил красиво, понятно, чётко.
Но для того чтобы дерево выросло, нужно многое:
Плодородная почва. Дети-маугли не говорят ни на одном языке, потому что были лишены человеческого общества. Для развития речи нужно общение, социальная среда, важно, чтобы было от кого перенимать культурный код.
Чтобы набрать силу, дереву нужны корни - это основа. Крик, лепет и гуление малыша - первые этапы развития речи. Ребенок учится координировать голос и дыхание, движение языка, губ, мягкого нёба. Ребенок реагирует на окружающие звуки и замечает, что взрослые реагируют на те звуки, что издает он.
Для речи необходимы целенаправленные движения органов артикуляции, которые должны произвольно контролироваться. Зрение, слух, осязание - нужны для развития коммуникативных навыков и координации крупной и мелкой моторики. Зрелость мозговых структур позволяет образовываться нейронным связям именно так как нужно.
Каждый корень важен, но особенно важна совокупная их работа, сенсомоторная интеграция объединяет восприятие и действия. Если один или несколько корней повреждены, то развитие сталкивается с трудностями, требуется дополнительная помощь.
Когда корни надежно укрепляются в земле, появляется росток, это "радость речи", которая станет стволом для прекрасного дерева. Родители, ласково откликающиеся на агукание малыша, ликующие от первых лепетных слов - стимулируют развитие речи, приглашают ребенка продолжить общение.
Однако для того, чтобы по-настоящему заговорить, нужны не только артикуляционные навыки, двигательные и сенсорные предпосылки, но и понимание языка. Без понимания языка нет речи.
Крепкий ствол - опора для роскошной кроны.
Её образуют мощные ветви "артикуляция", "лексика", "грамматика" и "коммуникация" расходящиеся на множество мелких веточек и листочков.
Ветвь «Артикуляция» отражает развитие произношения. Сначала появляются звуки раннего онтогенеза, включая гласные, затем более сложные отдельные звуки и звуковые сочетания.
Ветвь «Лексика» показывает развитие словарного запаса, начиная с простого удвоения слогов («мамамам»), продолжая простыми существительными(«мама», «баба») и другими частями речи: глаголами ("дай"), а затем прилагательными, личными местоимениями, наречиями, а позже причастиями, деепричастиями и т.д. Чем больше слов знает человек, тем богаче и красивее эта ветвь.
«Грамматика» ветвится от простых односложных и двухсловных предложений, к распространенным, а затем сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям.
Ветвь «Общение» показывает развитие коммуникативных навыков, таких как умение высказывать просьбы, задавать вопросы, вести диалоги или рассказывать истории.
Венчает крону дерева приобретение письменной речи, формирование навыков чтения и письма.
Красивым и сильным дерево не вырастет без света и воды.
Солнце любви, принятия, человеческого тепла позволяет ребенку развиваться и снова и снова тренировать свою речь.
Вода для древа речи - повседневное общение с ребенком. Речь ребенка подпитывают:
Визуальный контакт - возможность видеть артикуляцию взрослого, наблюдать эмоциональный отклик и поддержку родителей.
Вокальные стимуляции - родители обращаются к ребенку, задают вопросы и оставляют время для ответа, приглашают к диалогу, не перебивая и не поторапливая.
Речь родителей - образец для подражания. Удобрения должны быть подходящими дереву, речь взрослых должна быть ясной и понятной ребенку, соответствовать его возрасту и особенностям.
И как выращивание деревьев, так и развитие речи процесс долгий и непростой. Терпения и удачи всем участвующим!
Использованы:
Sprachstörungen im Kindesalter Materialien zur Früherkennung und Beratung Wolfgang Wendlandt Unter Mitarbeit von Sandra Niebuhr-Siebert Patricia Sandrieser 8., überarbeitete und erweiterte Auflage 5 Abbildungen
LogopaedieWiki - Der Sprachbaum