Найти тему
Макс Майоров

Смысл фильма "Неуместный человек" 2006 г. Норвегия. Исландия."Den brysomme mannen"..

Фильм "Неуместный человек" действительно производит серьезное впечатление оригинальным сценарием, подачей и нестандартностью подхода к повествованию. Мне это показалось некой матрицей по скандинавски, только вместо цифровой зеленоватой гаммы мы видим холодную серовато синюю гамму, символизирующую по сути мир роботов , мир служебного человека. От города в фильме веет бесчеловечностью, отсутствием деревьев, травы, цветов и всего живого, только бетонные блоки. Очень практичные вещи, гарнитура, стулья , скамейки в холодных тонах, кстати которые напомнили мне мир "Икея", говорят о том, что служебному человеку не нужно много, он не нуждается, или не заслуживает , или если хотите не достоин яркой насыщенной и уютной жизни. Собственно, поэтому я был в "Икее" всего раз, и понял, что там для продают неживые, неудобные товары для служебного человека, и понял, что больше туда наверное не вернусь, особенно после ассоциаций с "Неуместным человеком".

-2

Главный герой не показался мне ни положительным персонажем, ни отрицательным. Нам, как бы предлагается ему сочувствовать, но он не вызывает сочувствия сам по себе. Но, через героя нам дают возможность как бы смотреть со стороны на то, что вообще происходит с обществом. Он явно является человеком, уже пострадавшим от капитализма, глубоко и многократно пострадавшим, который страдает паранойей, депрессией и шизофренией, поэтому его действия порой нелогичны, и непонятны до конца. Я бы охарактеризовал его как поломанного человека, который не может жить в той системе, которую ему навязывают, но и в другой системе, он тоже не уживется, из за изломанности сознания. На большую свою половину он является служебным человеком, с проблесками какого-то человеческого сознания, которое хочет жить в более живом мире, где есть насыщенные запахи, где еда имеет вкус, где за окном шумит море..и постоянно находится в поисках чего-то живого, но с исключительно с его точки зрения. На самом деле, как я увидел цель данного персонажа, это обратить наше внимание на нашу жизнь под другим углом, вызывать у зрителя определенные философские вопросы (почему еда теряет вкус, алкоголь уже не пьянит, где логика в поведении персонажа, что его беспокоит, и должно ли это волновать нас?), и порассуждать над возможными вариантами ответа. Может потому что еда делается из синтетических материалов, или у нас по мере взросления притупляются органы обоняния, или например, это чисто психологическая проблема психологически сломанного человека, и насколько мы похожи на главного героя...

Появление главного героя из автобуса в начале фильма, в грязной одежде, как бы обозначает некий замкнутый круг нашего существования, день сурка, на бесконечном конвейере жизни. Сошедший с конвейера, либо должен снова туда вернуться, после перевоспитания, либо помереть в багажном отделении автобуса или от голода и холода. Багажник автобуса для меня с одной точки зрения видится неким карательным органом, который наказывает тех, кто не принял условия игры в системе, но одновременно сам салон автобуса, он напоминает мне ассоциации с матерью, которая приводят нас в этот мир, на конвейер жизни, где для всех уже готовы школы, университеты, работа, а пожилой мужчина , который встречает автобус видится мне в роли отца, который непосредственно отводит нас за руку в систему...Скорее всего главный герой возвращается после наказания в систему уже не первый раз, что он уже много раз видел все то, что будет происходить, что эта дорога, с которой очень сложно или практически невозможно свернуть, по крайней мере его методами..

-3

Вспомните, перед тем как главный герой решил отрезать себе палец, он увидел мертвого человека, весящего на заборе, который явно покончил с собой. Видя это, возможно главный герой решил, что самоубийство это единственный способ привлечь к себе внимание, к своей личности, к своей проблеме, а может быть это единственный выход с конвейера на который его постоянно привозят обратно. Но видя, что на человека висящего на заборе, внимание обращает только он сам, а всем остальным на это наплевать, как и раньше, люди просто идут дальше не замечая труп посреди дороги, он видимо решил ограничится отрезанием пальца. Почему главный герой отрезает себе палец? У меня есть несколько версий. Первая , герой, его остатки человечности в нем, начинают сомневаться в том, что этот мир, окружающий его вокруг реален, что возможно, он просто смотрит очередной сон, что в его понимании жизнь не может быть такой замкнутой по определению, и чтобы проверить свою теорию, проснутся, он просто отрезает себе палец, чувствует боль, понимает реальность происходящего и его бросает в еще больший ужас, что все это более чем реально. Вторая версия в том, что из за того, что его сознание уже изрядно сломанное, оно начинает напоминать сознание поломанного робота, который совершает не логические действия, когда человек причиняет вред самому себе, просто сбой в программе служебного человека, от интенсивной службы. Кстати вполне возможно труп упавшего офисного работника на заборе, тоже был продуктом сбоя в программе мозга. Намек нам на то, что все таки, как бы нас не пытались сделать служебными биороботами, наши мозги не сделаны из металла и имеют место иногда давать сбой. Сросшийся палец намекает нам на то, что в этом мире нужны только идеальные и полноценные люди, это мир не для инвалидов и стариков, кстати которых практически нет в фильме..Тебе
не дадут истекать кровью и пугать окружающих, нарушать идиллию. Либо можно трактовать это как очередное видение на фоне глубокого сна главного героя, где действительно такое возможно, что сам фильм является как бы сном героя.

-4

Далее герой показывает нам со стороны отношения с девушками женщинами сквозь призму своего мира. При чем к женщинам у меня вопросов нет, они ведут себя в фильме абсолютно достоверно. Вопросы начинаются к главному герою. Почему он такой якобы неординарный персонаж , ищущий человеческие чувства, занимается интимом механически? Одно из объяснений, которые приходят в голову, это попытка заполнить пустоту, надежда что появление женщины в жизни, близость и сожительство сможет сделать жизнь более наполненной, счастливой,и решает психологические проблемы. Герой почему -то уверен, что женщины ему что-то должны. Например любить его личность, заскоки, тараканы, которых у него немерено. Вместо того, чтобы быть благодарным тому, что женщины итак дают ему себя, максимально возможным образом, а именно с физиологической близостью нет никаких проблем. Герой явно не испытывает благодарности и удовлетворения. Мы начинаем сомневаться действительно ли он ищет человеческое отношение, теплоту, понимание? Или он хочет что-то эгоистично брать, чтобы женщины ,полюбили его личность и чтобы он стал для них неким абсолютом, абсолютным выбором, а сами отказались от своей жизни? Опять же , одна из версий почему он недоволен, это нелогичность, уже поломанное мышление, которое не может прийти к балансу и гармонии с самим собой, миром и людьми вокруг..Несмотря на это, женщин я обелять тоже не буду, но здесь в фильме нет ничего необычного. Проблемы женщин в отношениях, которые сводятся к вопросам "Дорогой,давай поставим ванную в спальню? Или спальню в ванную?", а также неумение некоторых женщин сочувствовать и сопереживать мужчине, считать любимого мужчину единственным в жизни, это для многих не новость, но в фильме это отдельно подчеркивается. Зрители с человеческим типом психики поймут смысл этих эпизодов взаимодействия героя с женщинами, как то, что инстинкты не смогут удовлетворить человека. Человеку нужно что-то большее чем механические отношения с женщинами, да и вообще людьми. Также данные эпизоды склоняют нас задуматься, про то во сколько вас оценивают некоторые женщины, насколько вы на самом деле важны им. Вас могут оценивать в ванну, в табуретку, в подушку, предмет интерьера, декора для дома, чтобы показать гостям..

-5

Эпизод с поездом это намек на то, что в этой системе даже помереть нормально нельзя. Система задумана так, чтобы ты максимально долго делал выработку и померал только тогда, когда она тебе разрешит, да страдал, но продолжал жить ради выполнения плана. Тебя будут спасать врачи, неравнодушные прохожие, вернут с того света, и не зря же, даже под поездами есть выемка чтобы туда можно было лечь.., совпадение? Возможно, как раз для таких случаев. Естественно эпизод с поездом малореалистичен и никто бы после такого не выжил, но нам скорее показывают аллегорию с обществом, олицетворяющим собой этот поезд, или возможный сон в страдающей голове главного героя.

Мы понимаем, что героем в фильме управляет некое потологическое желание найти что-то иное, другое, что-то что лежит за рамками стандартного мира. Можно предположить, что он ищет счастье. Дыра, которую он начинает рыть, это своего рода портал к чему-то особенному, портал в мир уюта, комфорта, ароматной выпечки, прекрасной музыке, только мы не знаем, что именно представляет сам герой, мы видим только саму комнату, которую он не видит. Возможно. символизм комнаты, это детство, куда каждый хочет вернуться, выпечка дома у бабушки, свежий морской бриз за окном, яркие теплые тона радости и покоя. Тоннель который надо рубить к счастью, это тяжелый и тернистый путь, куда надо прорываться нарушая все законы. Но, раб должен знать свое место, свою пайку и не дергаться , быть винтиком системы, без какой либо воли. Поэтому его оттаскивают за ноги из норы, где он едва успевает прикоснуться к счастью.. В то же время, когда он идет до конца в поисках счастья, другие люди вокруг смотрят и лишь мечтают об этом, боятся сделать даже первый шаг, являясь приспособленцами и комформистами..

С другой стороны, проблема дыра это некое представление героя об абсолютном счастье , и если это была просто комната, то он вполне мог бы организовать свою жизнь подобным образом, ведь что мешало ему двигать не спальню в ванну, и наоборот, жить не по указке жены, а создавать свой мир, свое жилище, свою комнату в теплых тонах, печь пироги самостоятельно, общаться с женщинами, которые готовы давать любовь? Я могу только предположить, что герой искал что-то иное, ведь все необходимое для счастья у него было под носом. Можно предположить, что по сути сам человек создает себе собственный ментальный ад, в достаточно сносных условиях для жизни. Ища что-то не зная что, где-то не зная где. Можно провести аналогию, ад, это такое место, где есть все что ты хочешь, но ты недоволен постоянно. Постоянное недовольство жизнью превратит в ад самое идеальное место. Все находится внутри человека.