В любом деле можно сэкономить силы, средства и достичь хороших результатов если использовать хорошо проверенную методологию. Моя область знания это постепенное улучшение и бережливое производство. Я хочу поделиться с вами как использовать принципы бережливого производства в обустройстве домашнего пространства.
Все мы знаем что бережливое производство является неотъемлемой частью практически любой успешной компании, особенно это относится к компаниям, конкуренты которых по какой либо причине имеют доступ к более дешёвым ресурсам. Например компания производит товары народного потребления в США а ее конкуренты находятся в Китае. Ну скажете вы, американцам капут, конкурировать с Китаем в производстве низкотехнологичных товаров им не под силу. Но это не так, я много лет проработала в крупной компании которая благодаря грамотному внедрению принципов бережливого производства эффективно не пустила китайских конкурентов на рынок США . Китайские товары оказались не конкурентноспособными в первую очередь из за более высокой цены. А более высокая цена складывалась из нескольких компонентов: стоимости рабочей силы на единицу продукции, количества произведённой продукции на единицу оборудования и единицу производственных площадей, а также стоимости доставки товара потребителю. Не последнюю роль сыграло и время доставки. Каждый магазин хочет иметь определённый ассортимент, и его необходимо ежедневно поддерживать в каждом магазине каждой торговой сети которая продаёт этот товар. Так вот если ассортимент большой а производство в Китае, то надо привозить всего контейнерами, заводить в США склады и оттуда уже доставлять продукцию в торговые сети. А это достаточно дорогое удовольствие. А вот если производство в США и оно способно быстро переключаться с производства одного изделия на другое, и производить продукт в кратчайшие сроки благодаря потоку единичных изделий, то пополнять ассортимент в торговых сетях не проблема.
Это все конечно очень хорошо, скажете вы, но какое отношение это имеет к моей жизни? Очень простое и непосредственное. Если применять эти принципы дома, то результат будет такой же, но на уровне вашей семьи. У вас появится больше свободного времени, снизятся расходы и в целом качество жизни улучшится. Я вам обещаю.
И вот я вас убедила и вы решили попробовать. С чего начать? - Начинать всегда надо с малого, так нас учит наука о постоянном улучшении и бережливом производстве.
Первый шаг это внедрение 5S. Что такое 5S? Это система организации рабочего, а в нашем случае домашнего пространства состоящая из 5 шагов. Система 5S была разработана в Японии, и каждый шаг на японском начинается с буквы “С”. Поэтому и назвали её 5S. Попробуем перевести на русский таким образом чтобы все шаги тоже начинались с “С”:
Seiri 整理- Сортировка
Seiton 整頓 -Сыскание постоянного места для каждого предмета
Seiso 清掃 - Содержание в чистоте
Seiketsu 清潔-Стандартизация
Shitsuke しつけ-Самодисциплина поддержание порядка
Если вы думаете что вы уже все поняли и рванули все организовывать, хочу вас разочаровать. Ничего у вас не получится.
Первое что вам надо сделать это определится с рамками вашего первого проекта, продать идею домочадцам, всем вместе разработать план и его исполнить. Это называется Kaizen 改善- изменение к лучшему в переводе с японского. Если вы этого не сделаете, а попытаетесь действовать в одиночку, то ваша семя с удовольствием будет пользоваться плодами ваших трудов и сводить их на нет. И ничего кроме обид и раздражения вас не ждёт.
Давайте разберём все на конкретном примере. Например вы посмотрели вокруг, и решили начать со шкафов. Вы выбрали тот который вас больше всего раздражает. Этот шкаф полон Очень Нужных Вещей так, что дверки не закрываются и каждое утро вы в панике там роетесь.
Вопрос первый: Чьи вещи в этом шкафу? Ваши? Ваши и вашей лучшей половины? Ваши, вашей половины и ваших детей?
Вопрос второй: Кто будет в вашей команде?- Ответ: Все чьи вещи хранятся в этом шкафу и волонтёры из числа членов вашей семьи кто этим шкафом не пользуется, если таковые имеются.
Вопрос третий: Когда у вас всех будет время чтобы всем вместе заняться этим шкафом?
Вопрос четвёртый: Какое поощрение/вознаграждение вы согласны предоставить вашей команде после завершения Кайзена? Например дети любят пиццу, но вы её заказываете очень редко, т.к. считаете пиццу вредным продуктом с кучей калорий и без витаминов. Но на сей раз вы сделаете исключение, да ещё от щедрот своих добавите какой-нибудь десерт повреднее.
Теперь вы готовы собрать свою команду, например за чашкой чая с какими-нибудь вкусняшками, рассказать, что вы с их помощью хотели бы привести в порядок шкаф, объяснить почему это важно, прикинуть сколько это займёт времени если все будут помогать, договориться о дате и времени и объявить вознаграждение за выполнение проекта.
Ну вот вы успешно продали свою идею домочадцам и наконец наступил “Час Икс”.
Вы все собрались около шкафа и ваша задача это выполнить первые 3S:
1. Seiri 整理- Сортировка
2. Seiton 整頓 -Сыскание постоянного места для каждого предмета
3. Seiso 清掃 - Содержание в чистоте
Seiri 整理- Сортировка
Расчистите место на полу прямо около шкафа и поделите его на 2 зоны. Зона 1 для вещей которые в ходу. Зона 2 для вещей которыми вы уже не пользуетесь.
Причины для отправки вещей в зону 2 могут быть разными: вещь надоела, вещь морально устарела, вещь плохо сидит, вещь поизносилась, вы похудели/поправились и т.д.
Теперь вы готовы начинать.
Начинаем!
1. Сделайте фотографии шкафа таким образом чтобы было хорошо как там все сейчас выглядит. Ужаснитесь разок и сфотографируйте ещё раз.
2. Вывалите из шкафа ВСЕ. Шкаф должен стать совершенно пустым.
3. Начинайте сортировать на нужное и не нужное.
Не забывайте ДЕЛЕГИРОВАТЬ, чтобы не было так что вы что-то делаете а все стоят вокруг и скучают. Это самая трудная часть, всегда легче сделать самому чем смотреть как все вокруг рукож*вуют. Успокаивайте себя тем, что во-первых они учатся, во-вторых так гораздо интереснее, в третьих это им поможет в будущих проектах.
4. Сложите все что собралось в зоне 2 в мешок или коробку. Всей командой решите что вы с этим барахлом будете делать. Частично отдадите кому-то из родственников или друзей? Пожертвуете благотворительной организации? Просто выбросите? Главное, ВЫ ОБЯЗАНЫ С ЭТИМИ ВЕЩАМИ РАССТАТЬСЯ в КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ. Теперь уберите этот мешок/коробку в сторону чтобы он не путался под ногами.
5. Рассортируйте вещи из Зоны 1 на следующие группы:
1. Вещи ежедневного пользования (носки, трусы, рабочая одежда и т.д.)
2. Вещи которыми вы пользуетесь раз в неделю. Например тёплая кофта которую вы не носите регулярно но хотите всегда иметь под рукой, или вещи на случай похода в места где ваша повседневная одежда в которой вы ходите на работу или сидите дома не уместна.
3. Вещи которыми вы пользуетесь сезонно. Например летние майки, или зимние свитера.
4. Вещи которые вы считаете нужными, но не помните когда последний раз ими пользовались.
Поздравляю, вы справились с первым S!
Seiton 整頓 -Сыскание постоянного места для каждого предмета
1. Сложите все вещи из группы 4 в мешок или коробку. Назначьте дату когда эта коробка будет пожертвована благотворительной организации и напишите на коробке это число. Когда наступит этот день не жалейте, да вещи хорошие и кто-то им будет рад, но если вы из из этой коробки за все это время ничего не достали, вам они совершенно НЕНУЖНЫ.
2. Разложите и развесьте в шкафу вещи ежедневного пользования (группа 1). Используйте полки и вешалки до которых легче всего дотянутся. Если надо, перераспределите расстояние между полками так чтобы вам не надо было сильно тянуться или нагибаться.
3. Разложите и развесьте вещи из группы 2, используя более-менее легкодоступное пространство оставшееся после того как вы нашли место вещам из группы номер 1.
4. Займитесь сезонными вещами. Теперь у вас наверняка остались только самые верхние или самые нижние полки а так же вешалки в глубине шкафа. Вот туда их и отправьте. В какой-то момент эти вещи станут группами 1 и 2, а то что сейчас в ходу пойдёт отдыхать на их место.
5. Найдите место для коробки с вещами группы 4.
6. Посмотрите на плоды рук своих и сделайте фотографию шкафа.
Поздравляю, вы справились со вторым S!
Seiso 清掃 - Содержание в чистоте
Вы посмотрели на свой шкаф, все хорошо, но те шкафы которые вы видели на картинках в журналах с глянцевой обложкой все равно выглядят лучше. Значит настал час третьего S который отвечает за внешний вид вашего проекта. Мы перевели его как “Содержание в Чистоте”, чтобы сохранить S, но в реальности это значит Навести Блеск. Поэтому на этом этапе мы наводим блеск.
Если надо что-то погладить -отпарить чтобы оно выглядело красиво на своей вешалке, гладите-oтпариваете.
Если нам не нравится что все вешалки разношёрстные, либо срочно посылаете гонца за новыми вешалками, либо заводим список того что надо купить.
Аккуратно выравниваете стопочки на полках. Если при этом получается, что нужны специальные ящички, или коробочки, например чтобы носки не расползались по всему пространству, или трусы не смешивались с другими предметами нижнего белья, находите что-нибудь в доме что можно для этой цели использовать. Если под рукой ничего нет, опять же добавляете их в список покупок.
Делаете финальную фотографию, распечатываете, подписываете что где лежит и прикрепляете её к дверке шкафа с внутренней стороны. Теперь если в 6 утра у вас возник вопрос а где лежит левый носок, вы можете посмотреть на картинку и увидеть, что искать его надо на 3-й полке в коробке слева во втором ряду. Если следовать высокой науке до конца, надо ещё на каждой полке иметь этикетки с названием того что где лежит. Это хорошо работает когда есть соблазн что-то бросить не глядя, т.к. создает чувство вины в нужный момент. Но выглядит слегка неуместно, поэтому это на любителя.
А теперь, у вас праздник. Вам есть чему радоваться, вы все вместе, у вас есть общее дело, вы добились чего хотели, теперь у вас есть что-то что радует глаз. День удался! Все празднуют! Не скупитесь на похвалы!
А потом начнутся трудовые будни... Помните в 5S осталось ещё два S:
4. Seiketsu 清潔-Стандартизация
5. Shitsuke しつけ-Самодисциплина поддержание порядка
Вы не только провели успешный Кайзен, вы разработали набор методов и стандартов для шкафов в вашем доме. Теперь вы готовы разобраться со всеми остальными шкафами используя наработанный опыт.
После того как вы проведёте Кайзен для всех остальных шкафов, вы будете тратить гораздо меньше времени на сборы по утрам. В шкафах появится свободное место. И более того, т.к. все ваши домочадцы приняли активное участие в организации хранения в вашем доме, никто не будет вас терроризировать вопросами типа “Мам, а где моя спортивная форма?” в тот момент когда и без того голова кругом идёт.
Но все это возможно только при условии, что ваш 5-й S работает. Самодисциплина это самая трудная часть системы 5S. Здесь вас ждут и поражения и победы, главное не сдаваться. Храните “до” и “после” фотографии, и время от времени на них смотрите для мотивации. Представьте что вы самурай и 5S ваш бушидо 武士道.