Как ни странно — подобное явление окружает нас в повседневности и тянет к нам свои когтистые лапы даже на самых дальних континентах — от него не спастись ни в США, ни в Австралии. Основа данного мифа заключается в том, что государство навязывает нам свои услуги под личиной бесплатной и бескорыстной заботы о гражданах. Все мы слышали и продолжаем слышать о бесплатной медицине, о бесплатном образовании, в особо запущенных случаях — о бесплатном жилье. Казалось бы, звучит очень привлекательно. Более того — привычно, ведь гражданам Советского Союза постоянно приходилось слышать государственные обещания бесплатной жизни. По этой причине многие свидетели СССР сегодня рьяно ратуют за бюджетное обеспечение всех благ. В чем же заключается загвоздка, и почему приятное слово «бесплатно» может быть опасным и обманчивым?
Первое и самое очевидное — миф о бесплатных услугах на то и миф, что бесплатными они не могут быть по определению. Разберем на самых ярких примерах социалистической пропаганды: бесплатном образовании и бесплатной медицине. Ни у кого не возникает сомнений, что сотрудники вышеуказанных учреждений получают заработную плату. Более того, и образование и здравоохранение нуждаются в помещениях, ремонте и специальном оборудовании — особенно с учетом быстрого развития медицины и технологизации образовательного процесса. Каким образом финансируются все эти вещи, если речь идет о чем-то бесплатном? Заявляется, что все оплачивает государство. По факту — государство забирает себе часть заработка граждан для оплаты всего вышеуказанного. Мы знаем это явление как налог. Таким образом, «бесплатное» образование и медицина являются платными — и оплачивают их граждане государства. Это первый момент, который нам необходимо знать, чтобы не попадаться на уловку мифа о существовании бесплатных услуг.
Второе. Есть ли проблема в том, что граждане по умолчанию оплачивают себе медицинское обслуживание и образование своих детей? Есть, и не одна. Давайте разберем их все по порядку.
Во-первых: вы лишены права выбирать, какие услуги вам нужны, а какие нет. «Бесплатное» образование не оставляет гражданам возможности уклониться от принудительного финансирования даже в том случае, если они не планируют заводить детей, которых впоследствии нужно образовывать. Казалось бы, с чего бездетным людям оплачивать расходы школ и детских садиков? Однако государственная машина не берет в расчет таких людей, граждан не спрашивают — они все имеют обязательство оплаты, и в случае отказа их ждут санкции в лице насильственного принуждения и/или тюрьмы. Тоталитарные социалистические режимы и вовсе предусматривают смертную казнь за отказ оплачивать ненужные вам услуги.
Во вторых: вы лишены возможности выбирать заведения и специалистов, предоставляющих вам необходимые услуги. Здесь стоит подчеркнуть разделение: некоторые социалистические режимы полностью исключают частное предпринимательство, некоторые — нет, но не освобождают вас тем самым от необходимости финансировать и «бесплатные» услуги тоже. В первом случае — вы не сможете выбрать себе подходящее медицинское учреждение по отзывам и не сможете отдать ребенка в школу с высокими рейтингами. Государственное принуждение уравнивает их всех. Не имеет значение — хотите вы, чтобы ваши дети учились в православной гимназии или познавали астрономию в лицее при МГУ — пойдете туда, куда вам велят сверху. Подобного выбора стоять не будет. Во втором случае вы вольны выбрать частную школу и частную медицинскую клинику, но вам все равно придется оплачивать государственные заведения из своего кармана даже с учетом цен на частные услуги — а их никто не отменял. Таким образом, часть вашей зарплаты будет идти на грамотных специалистов и безболезненное лечение в выбранной больнице, а часть — на финансирование «бесплатной» больницы похуже. И на оплату образования чужих детей.
В третьих: вы лишены возможности узнать, на что конкретно идут ваши налоги. Ни для кого не секрет низкий уровень обслуживания государственных заведений. Многие хранят страшные воспоминания о садистах-стоматологах из советских больниц, об учителях-тиранах, о длинных очередях, о криках и полном отсутствии уважения со стороны персонала. Также многим известно об отсутствии необходимого медицинского оборудования в государственных больницах — в лучшем случае оно будет сильно устаревшим, в худшем — его не будет вовсе. Почему так?
Причин несколько: а) никто не может сказать наверняка, какая часть налогов действительно пошла на заявленные цели; б) персонал не мотивирован развиваться ни в профессиональной сфере, ни в сфере межличностного общения. Иными словами: частная школа будет конкурировать с другими частными школами. Ее собственники напрямую заинтересованы в качестве преподавания и подборе высококвалифицированных кадров. От этого зависит их прибыль — если клиенты не будут удовлетворены оказанной услугой — деньги уйдут конкуренту. Собственники частной больницы напрямую заинтересованы в том, чтобы их персонал был самым профессиональным и вежливым, оборудование — новейшим, лечение — безболезненным.
Многие люди опасаются, что подобные заведения заинтересованы еще и в том, чтобы разводить своих клиентов на деньги, навязывая им лишние услуги: однако чаще всего этот страх не оправдан. Безусловно, полностью проследить тенденцию навязывания платных услуг невозможно, однако распространение информации о подобной практике грозит собственнику уменьшением числа клиентов и потерей прибыли. А вот работники «бесплатных» государственных школ и больниц с охотой возьмут у вас взятку — и дело здесь совсем не в их моральных качествах. Подобные кадры имеют низкую квалификацию — а потому шанс на перевод в частное заведение с приличной зарплатой для них крайне низок. Однако работа в государственных учреждениях практически гарантирована: низкий заработок компенсируется возможностью занимать насиженное место многие десятилетия. И неважно, что дети подобных учителей выходят покалеченными психически, пациенты подобных врачей — физически. Их низкий заработок не мотивирует их развиваться в профессиональной сфере, а хамское поведение не грозит потерей клиентов. Этих клиентов принудят воспользоваться их услугами сверху — потому что государству не выгоден частный бизнес. Куда выгоднее получать налоги от граждан и выплачивать своему персоналу низкие дивиденды. Таким образом, государство монополизирует образовательную сферу и сферу здравоохранения. Его прибыль растет сообразно тому, как они деградируют. У собственника — в данном случае в лице государства — нет мотивации подстегивать персонал к развитию, у персонала нет мотивации развиваться. В результате мы получаем низкий уровень медицинского обслуживания и низкий уровень образования по всей стране. Все мы знаем последствия «лучшего в мире» советского образования — миллионы заряжали воду от телевизоров и вкладывались деньги в МММ. А найти гражданина бывшего Советского Союза без чудовищных воспоминаниях о качестве медицинского обслуживания и испытанной им боли — очень сложно. Что делать с низким развитием таких важных сфер в нашем обществе? Есть слабая надежда на расцвет частного бизнеса — но принудительное налогообложение и монополия со стороны государства нещадно его душит.
Цените свою экономическую свободу. Страшные уроки прошлого однозначно заверяют вас в том, что на этот раз лучше не будет. Если примеры с мифом о «бесплатном» образовании и «бесплатной» медицине вас не убедили — почитайте о расстрелянных собственниках «бесплатного» жилья.
Источник: интернет