Найти тему
Ольга Таволга

История моды как история прав слабого пола.

Коллин Мур. Звезда немого кино. 1925.
Коллин Мур. Звезда немого кино. 1925.

“What normal healthy girl doesn’t like to be both smart and naughty!” Silent star Colleen Moore
"Какая нормальная здоровая девушка не любит быть умной и непослушной!" Актриса немого кино Коллин Мур.

И ещё я получила довольно странный комментарий, который требует не "объясниться", но уточнить.
Текст воспроизведу по памяти: "Зачем вы полезли в шаманизм, психологию, феминизм и шовинизм. Я идентифицировала вас как историка моды."
Чужие "идентификации" в мой адрес меня конечно крайне интригуют.
Время от времени меня "идентифицируют" как "Очень Богатого Человека" - чаще всего это происходит не в тот период моей прихотливой жизни, когда я "скупаю кукол BJD и авторскую ювелирку", а в тот, когда я вспоминаю рецепты недорогих блюд, возможно, в него я держу спину несколько прямее, а взгляд жёстче.
Но у меня уже неплохая коллекция чужих проекций на мою реальность и реальную меня в ней.
Можно, наверное, "издавать книгу" - но моя жизнь всё равно интереснее.

Обложка "Vogue" 1925 с платьем и автомобилем по эскизам Сони Делоне.
Обложка "Vogue" 1925 с платьем и автомобилем по эскизам Сони Делоне.

Дело в том, что в первую (и по десятую) очередь я как раз шаман.
С чуть более, чем десятилетней практикой в "официальном" этом статусе, слово "официальный" содержит массу иронии с моей стороны.
И у меня нет отчасти права, а отчасти желания перечислять свои результаты в этой области.
Чай, "не потомственная ведьма с прайс листом на сайте" и "отзывами безутешных клиентов".
Хотя за ними время от времени приходится переделывать то, за что они не постеснялись назвать "работой" и брать деньги.

Женщины в пальто от Сони Делоне возле автомобиля, который они теперь имеют право водить самостоятельно, не дожидаясь мужа, отца, брата или водителя-дворецкого.
Женщины в пальто от Сони Делоне возле автомобиля, который они теперь имеют право водить самостоятельно, не дожидаясь мужа, отца, брата или водителя-дворецкого.

А вот по "простой среднемирной профессии" - я дизайнер одежды и текстиля.
Но после крайне болезненного профессионального выгорания, когда что-то делать не хотелось, а что-то не моглось, я переключилась на историю моды.

Реклама "Chanel" на борту парохода. Середина 1920х.
Реклама "Chanel" на борту парохода. Середина 1920х.

Довольно быстро обнаружив, что изучать её как "фасончики" становится скучным примерно через пару лет.
Когда я начинала самостоятельное изучение - интернет был почти без иллюстраций.
Когда я училась в институтах - один бросила, второй закончила с отличием - хорошие учителя по истории искусств и костюма как огромное сокровище хранили вырезки из журналов, перекидных календарей, когда появились первые ксероксы - передавали из рук в руки копии с редких иллюстрированных изданий.
Ничего близкого к "забил в поисковик нужные слова" и получил пару сотен тысяч результатов.
Но именно эта визуальная бедность, почти нищета позволили тогда лучше сосредоточиться на глобальных процессах - отличие поколений читающих бумажные книги, у нас просто "не было выбора", кроме как начать думать - не на что было отвлекаться.

Вечерние платья 1927.
Вечерние платья 1927.

История моды меня интересует как имеющая непосредственно к другим областям моих интересов - с 1880х годов.
Движение "Искусства и ремёсла" в Англии.
Первые движения модерна, арт нуво.
Медики почти отчаялись убедить женщин из богатых слоёв общества снять или хотя бы расслабить корсеты, хотя бы на время беременности - кстати, все уродливые младенцы заспиртованные в Кунст-Камере в Санкт-Петербурге - это последствия ношения корсетов, можно увидеть, как располагался плод в этой клетке призванной обеспечить "красоту и изящество" матери.
Медики почти отчаялись призвать к этому, и к многому другому - как внезапно были услышаны.
Это фотография, паровозы и пароходы.
Движение суфражисток в Америке - бывшие рабы получили право голоса, а женщины нет.
Промышленная революция в целом.
К слову - расцвет живописи, литературы и музыки в Царской России.

Предыстория ХХ века.

1920е. Сто лет назад, между прочим. Девушки улыбаются и машут все всякого сомнения интересному и светлому будущему.
1920е. Сто лет назад, между прочим. Девушки улыбаются и машут все всякого сомнения интересному и светлому будущему.

А вот весь ХХ век это уже история борьбы женщин за свои права.
Здесь у меня лаконичная база этой истории:
ХХ век. История прав женщин.
"1920-1930 - девушки имеют право работать, ходить на танцевальные вечеринки, танцевать соло или в паре с другой девушкой, водить автомобиль, не выходить замуж и самостоятельно распоряжаться своими доходами, потому что они только что, имели право служить и умирать на войне."
З
десь текст про девушек-флаппер: Девушки-Флаппер. 1920е.
Который яндекс не выдаёт в обычном поиске, потому что там есть "детали 18+", честно говоря, я их сама не сразу нашла, что-то такое есть, да, но менять структуру повествования не стала, да, 1920е, когда в женской моде на новых основаниях проступило "18+".

Актрисы Dorothy Sebastian and Anita Page в немом фильме "Наши танцующие дочери" 1928. Уверенное "18+". О чём и фильм, как я думаю.
Актрисы Dorothy Sebastian and Anita Page в немом фильме "Наши танцующие дочери" 1928. Уверенное "18+". О чём и фильм, как я думаю.

Сейчас ведутся разговоры - имеем ли мы дело с третьей или четвёртой волной феминизма.
Или феминизм себя исчерпал.
Или перешёл в интернет и не поддаётся идентификации и анализу по старым принципам.

Меня же интересует - как человечество за какие-то сто-сто пятьдесят лет уверенно пришло от:

Джон Уильям Уотерхаус "Душа розы" 1908. Романтизм. Прерафаэлиты.
Джон Уильям Уотерхаус "Душа розы" 1908. Романтизм. Прерафаэлиты.

К, например, вот этому:

Кадр из клипа Билли Айлиш "Bad Guy" 2019.
Кадр из клипа Билли Айлиш "Bad Guy" 2019.

Меня, к слову, всё устраивает.
А вот, корсеты, невозможность работать или невозможность работать за адекватную заработную плату, невозможность распоряжаться своими финансами будучи в статусе "замужней женщины", крайне плохая медицина именно в адрес женщин, в том числе в пресловутом "детородном возрасте", невозможность самостоятельно передвигаться - потому что "красоты мешают" - мне бы не понравились.

Думаю, мне не одной интересна история от Прерафаэлитов до Билли Айлиш и ко.

Лайк, если статья была полезной.

#история моды от ольги таволги
#не феминизм от ольги таволги
#мода и социум от ольги таволги
#мода 1920-х
#flapper