Мы свободны?
Безусловно, об этом говорит православное учение, в Писании есть много подтверждений. Например, "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32); "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17) и т.д.
Но в чем проявляется свобода человека, если он в той или иной степени подневолен обстоятельствам? Законы природы и социума влияют на наше поведение. Сам факт моего рождения свидетельствует о несвободе – почему меня никто не спросил рождаться ли мне вообще?
Православное вероучение понимает свободу как осознанную возможность, как свободу от греха и возможность жизни с Богом.
После сотворения мира Господь отправил Адама нарекать имена животным, соответственно их сущности. Обойдя весь рай, Адам не нашел того, кто бы был равен ему, кто стал бы его парой. Ему как-бы не нашлось места в этом мире.
Здесь мы видим особенную роль человека, его особенное значение. Разумеется, на нас влияет огромное число факторов, но все же они нас не определяют. Да, мы животные, но не только. Да, мы социальные функции, но на этом мы не исчерпываем себя. Человек есть что-то, что находится над законами физики и биологии. Иначе не было ни морали, ни нравственности, ни подвига.
Человек единственное существо, которое может быть проблемой само для себя. Только человек спрашивает «быть или не быть?».
Испанский философ ХХ века Хосе Ортега-и-Гассет пишет: «тигр не может «детигрироваться», но человек может расчеловечиться».
Осознанная возможность проявляется в том, чтобы быть человеком, чтобы вырастать в полною меру человечности, несмотря ни на что. И у нас есть пример Человека, Он восседает у Престола Отца.
(с) Записки услышавшего
P. S. Разумеется, здесь затронуты далеко не все аспекты этой темы. Формат публикации просто не позволяет этого сделать, и поэтому в последующем будут статьи, в которых я попробую размышлять об относительности свободы, о свободе и Промысле, о свободе и вседозволенности. Интересно?