Здравствуй дорогой читатель! Сегодня я хотел бы поделиться с тобой девятью лучшими научно-фантастическими фильмами. Однако мне не очень нравится форма сухого топа, поэтому я хотел бы разделить этот жанр на определенные категории и выбрать в них лучшие фильмы.
Весь жанр делят на твердую научную фантастику и мягкую. В твердой речь зачастую идет о воздействии технологий на мир, о космосе, роботах и так далее. В свою очередь мягкая научная фантастика рассказывает нам о социальном устройстве общества в будущем. Это фильмы, которые показывают нам антиутопии, а также взаимодействие с развившимся искусственным интеллектом.
Давайте начнем с лучших фильмов из твердой научной фантастики, а затем перейдем к мягкой.
Космические путешествия
Человечество давно мечтает о покорении космических пространств. По этой причине путешествия за пределы Земли в кино появились очень давно. Можно сказать, что об этом нам рассказывал еще Жорж Мельес в своих короткометражных фильмах "Луна всего лишь в метре" и "Путешествие на луну".
По мере эволюции кинематографа мы начали видеть не просто соседние планеты, а вовсе другие галактики. Например, в веселом и легком "Автостопом по галактике" или в серьезном и претендующим на соответствии науке "Интерстелларе".
Мы даже можем увидеть космические баталии в "Звездных войнах", "Стражах галактике" и легендарном "Стартреке", по которому вышло большое количество сериалов и фильмов.
Но отдельно мне бы хотелось выделить фильм "2001: Космическая одиссея", выпущенную Стэнли Кубриком в 1968 году.
Фильм рассказывает нам о столкновениях человечества с неизвестными черными монолитами и рассказывает о том, как они повлияли на историю человечества. Фильм заставляет нас задуматься о ряде философских вопросов: существование бога, необходимость искусственного интеллекта, а также о самом главном - необходимо ли вобще колонизировать космос. Это сложный, двух с половиной часовой фильм, который оказал колоссальное влияние на кинематограф, в целом, и на жанр научной фантастики, в частности.
Взаимодействие с внеземными формами жизни
Космос таит не только бескрайние и красивые просторы, но и неизвестных существ. Они прибывают на нашу планету и несут за собой хаос в "Дне независимости" и "Людях в черном", а человечество в свою очередь атакуют их планеты в "Аватаре". Иногда человечество встречается с ними в открытом космосе, например, в "Чужом", а порой внеземной формой жизни является целая планета, как в "Солярисе".
Но выделить мне бы хотелось недавний фильм Дени Вильнева - "Прибытие". Такой выбор мне хочется сделать, поскольку здесь контакт с инопланетным организмом представляется очень необычно. Ученые пытаются выяснить, почему он к нам прилетел при помощи лингвистики. Инопланетная форма жизни здесь представлена не в качестве гуманоидов, а в виде необычных ракушек, которые стремятся что-то донести человечеству. Это также вызывает у меня дополнительную симпатию к Прибытию. Что же они хотят нам рассказать и проявят ли они агрессию? Ответ вы найдете в фильме.
Необычные технологии
Научные достижения позволяют нам не только покорять космические пространства, но и реализовывать более приземленные потребности. Например, мы можем перемещаться во времени в "Назад в будущее" и "Доводе". Это даже может помочь Тому Крузу выиграть войну с инопланетными захватчиками в "Грани будущего".
Самые необычные воплощения научных теорий за последние десятилетия мы можем встретить у Кристофера Нолана. Он изобретает в своих фильмах и космические корабли, и изменяет время, и клонирует людей, а даже проникает в наши сны. Именно последнее он показал это в своем "Начале".
Этот фильм задает зрителю вопрос, можно ли внедрить человеку какую-либо идею, когда он спит. Для этого герои проникают в сон жертвы и пытаются это сделать. Отдельно я разбирал этот фильм здесь.
Апокалипсис
Творчество кинематографистов показывает нам не только процветающий мир будущего, но и его полное уничтожение. Оно может происходить по разным причинам. Например, в "Столкновении с бездной" планета готовится к столкновению с космическим объектом, а в фильмах "Штамм Андромеды" и "28 недель спустя" показывается конец света, спровоцированный вирусом. Последнее особенно интересно смотреть во время пандемии.
Но я бы хотел вновь обратиться к творчеству Стэнли Кубрика и посоветовать вам его картину "Доктор Стрейнджлав". Фильм был особо актуален в свое время, ведь он снят в годы обострения советско-американских отношений. Здесь американские военные по ошибке видят активацию советского ядерного оружия и направляют свой ответ. На мой взгляд, это очень комичная история с неожиданным концом, которая передает опасения ядерной войны, существовавшее в 60-е годы.
Постапокалипсис
Не всегда людям удается предотвратить конец света, и они могут быть вынуждены жить в новом истощенном катастрофами мире. Зачастую это происходит в результате экологических катастроф, отличается лишь сеттинг. Это могут быть жаркие пустыни в постпанковом "Безумном Максе" или же ледяные просторы в "Сквозь снег". Даже студия Дисней выпускала свою версию постапокалипсиса в "ВАЛЛ-И" (его я разбирал здесь).
Это очень хорошие фильмы, но здесь мне бы хотелось вам посоветовать классику отечественного кинематографа, снятую Андреем Тарковским - Сталкер. На землю упал метеорит, в результате чего на ней возникли аномалии. Так появилась зона. Герои отправляются в самую ее глубь, чтобы найти место, в котором исполняются любые желания. А нам как зрителям предстоит узнать, какие трудности ждут их на пути.
Антиутопии
Теперь мы плавно переходим к гуманитарной части научной фантастики. Начнем антиутопий. Вы можете посмотреть мир, в котором жгут книги, в "451º по Фаренгейту", или "Гаттаку", в которой миром правит генная инженерия, или "V значит Вендетта", в которой фашизм победил западную демократию. Вы даже можете вернуться к мировой классике кинематографа и посмотреть легендарный "Метрополис", в котором пролетариат борется с буржуазией в мире будущего.
Но есть еще один фильм, который я безумно люблю - Матрица. Она показывает нам будущее, в котором большая часть человечества подчинена машинам и находится в симуляции, которую мы сейчас видим перед собой. В это же время малочисленные остатки людей пытаются освободить остальных от такой формы рабства. Интересная философская концепция, красивые для того времени спецэффекты, актёрский состав, музыка это те причины, по которым Матрицу хочется смотреть и смотреть. К слову вы можете почитать мою статью про этот фильм здесь.
Взаимодействие с искусственным интеллектом
Если Матрица по большей части показывает искусственный интеллект в качестве чего-то враждебного, ряд других фильмов рассказывает нам о том, как с ним общаться в целом. Он пытается изменить будущее в "Терминаторе", прислуживает нам в "Я робот" и даже вызывает симпатию в фильме "Она".
Лучшим образом проблема взаимодействия человека и машины, на мой взгляд, отражена в культовом фильме Ридли Скотта "Бегущий по лезвию". Здесь мы видим будущее, в котором репликанты (человекоподобные машины) прислуживают людям. И вот мы узнаем, что есть некая группа взбунтовавшихся машин. Самое интересное, что их очень трудно отличить от людей, а они сами не всегда знают о своем искусственном происхождении. Несмотря на то, что это очень размеренный фильм, он явно заслуживает просмотра из-за своей концепции. К слову недавно вышел сиквел Бегущего по лезвию, который, на мой взгляд, также заслуживает просмотра.
Конечно, многие из этих фильмов могут одновременно соответствовать нескольким критериям (например, Соларис можно рассматривать как фильм о космическом путешествии, а Космическую одиссею как фильм про инопланетные формы жизни), но, тем не менее, я старался исходить из основных концепций фильма.
А нравится ли вам научная фантастика и этот топ? Пишите в комментариях!