Центробанк выпустил комментарий о самом животрепещущем вопросе – инфляции. Ее прогнозируют в пределах 3,7–4,2% за 2020 –й год. В следующем году она составит 3,5–4,0% и в дальнейшем сохранится на уровне 4% в год.
Помимо Центробанка прогнозы по инфляции ранее давали и другие лица. Например, Кудрин высказывал предположение о 5%, а более независимый источник – МВФ предсказал нам 6.6%.
Насколько достоверна эта цифра?
Помимо прогноза банковский регулятор высказал два интересных положения.
«На текущей ценовой динамике могут кратковременно сказываться ослабление рубля, а также повторное усиление мер по сдерживанию коронавирусной инфекции»
Переводим с официального на русский – если национальная валюта упадет вслед за нефтью, инфляция может разогнаться как в 2014-м году, мы за это не отвечаем. Ну а вы, ребята, сами не маленькие и должные соображать.
Отдельная оговорка про «усиление мер по сдерживанию» – новый Волан де Морт российской экономики. Это второй локдаун, который власти вводить очень не хотят, но полностью его вероятность не исключают. Давать отдельные прогнозы на этот случай не будет никто, потому что пугать и так напуганное население и брать за это личную ответственность чиновникам невыгодно.
А вот более утешительная информация: «рост цен продолжит ограничиваться дезинфляционным влиянием сдержанного спроса».
Переводим на русский: денег у населения, которое осталось без работы или с просевшими доходами, осталось мало. Если бизнес хочет их получить – цены лучше не задирать.
Что в сухом остатке?
Бизнесу аккуратно погрозили пальчиком и попросили не наглеть. Собственно, особого пространства для маневра в этом смысле у него и так нет.
Значительное повышение цен на товары первой необходимости и продукты – маловероятно. Продуктовые ритейлеры будут добивать выручку за счет роста цен на более дорогие позиции, плюс – крупнейшие игроки рынка активно развивают «жесткие дискаунтеры», магазины с небольшим ассортиментом товаров, в основном под собственным брендом и с ценами на 15% ниже. По этому пути уже идет X5 Retail Group и «Магнит».
Остальным придется бороться за покупателей путем жесткого сокращения издержек и оптимизации бизнес-процессов.
Так что закупаться гречкой впрок – рановато. А вот покупать технику, мебель или другие товары иностранного производства сейчас в самый раз. На них цены поднимутся очень быстро, и произойдет это в ближайшие пару месяцев.