Как мы учимся?
Ученые на этот вопрос отвечали по-разному по мере накопления результатов исследований о мозге и мышлении.
Представители бихевиоризма наблюдают поведение человека в результате обучения. Они считают, что человек учится, когда копирует передаваемый ему опыт. То есть когда он запоминает материал, действует так же, как показал учитель.
Когнитивисты полагают, что обучение заключается в совершенствовании когнитивных процессов. Это процессы мышления, поиска выхода из проблемных ситуаций, обработки информации, концептуализации. Выражается обучение не в изменении поведения, а в изменении уровня знаний за счет правильной работы с информацией. Человек учится, когда фиксирует свое внимание на изучаемом предмете, кодирует информацию, сохраняет ее, извлекает из памяти при соответствующей необходимости.
Представители конструктивизма уверены, что обучение заключается в извлечении смысла из полученного человеком опыта. Сложно? Они считают, что знание находится не внутри человека, а вне его, то есть нам приходится «конструировать» знание, собирать его по кусочкам, добавлять новое знание к тому, что уже хранится в нашей голове. Поэтому знание одного человека может отличаться от знания другого человека, пусть даже они изучают один и тот же материал.
С развитием Интернета появилось еще одно понимание того, как мы учимся – коннективизм. Коннективисты видят процесс обучения как результат постоянной актуализации своих знаний. Это происходит через взаимодействие с другими обучающимися в информационной сети. Как и конструктивисты, они считают, что человек при обучении создает знание, а не потребляет его. Но в теории коннективизма еще более важное значение придается обмену опытом и мнениями в обучающем сообществе. Не само знание оказывается здесь ценностью, а процесс непрекращающегося обучения. Способность учиться: искать, отбирать информацию, обмениваться ею с другими, осмысливать ее через ранее полученные знания и опыт – важный навык человека информационной эпохи.