Через сопку Пограничная, прямой линией на югозапад, проходит старая СоветскоФинляндская граница. В силу непосредственной близости к государственной границе район «Рубежа Верман» ещё до Финской войны 193940 гг. был оборудован фортификационными сооружениями.
Железная дорога от ст. Ручьи (Кандалакша) до разъезда №6 (ст. Войта) была построена в 1939 г. как «Стройка № 105 ГУЛЖДС» (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Её назначением было снабжение войск и подвоз боевой техники к труднодоступному участку советскофинляндской границы в рамках подготовки к военному вторжению в Финляндию. Вдоль железной дороги была проложена и грунтовая автомобильная дорога. Поскольку железная дорога была одноколейной, то на шести её участках были построены разъезды. По окончании Зимней Кампании и по условиям Мирного договора, в 1941 году был сдан в эксплуатацию участок железной дороги от станции Войта до новой границы с Финляндией западнее н.п. Куолаярви/Салла. Финская сторона строила навстречу свой участок железной дороги от г. Кемиярви.
В июле 1941 г. под Кандалакшу для возведения укреплений прибыли 16 тысяч жителей Архангельской, Вологодской областей и г. Кандалакши. Среди доставленных на работы людей было много женщин, к тому же одетых и обутых полетнему. Местность, где должны были сооружаться укрепления будущей линии обороны, была абсолютно безлюдной – болота, горные реки и каменистые сопки. Для жилья рылись и обустраивались землянки.
С началом боевых действий немецкие самолётыразведчики регулярно производили аэрофотосъёмку района автодороги Куолаярви – Кандалакша, определяя цели для бомбардировщиков. Поэтому работы часто велись под градом бомб и пулеметных очередей авиации противника. Женщины воистину совершили гражданский подвиг, перелопатив и перекидав грандиозное количество кубометров земли и камней.
На основании постановления ГКО от 22 августа 1941 г. для руководства и ведения оборонительных работ в Заполярье в начале сентября 1941 г было создано Северное управление (начальник М.М Царевский) в составе 17ти полевых строительств с дислокацией в г. Мончегорске. На Кандалакшском направлении «26е Строительство» соорудило пять оборонительных рубежей.
24 августа 1941 года штаб 42го стрелкового корпуса 14й Армии Северного фронта отдал приказ своим частям отходить с Кайральского рубежа к железнодорожной станции Алакуртти. Ещё 19 августа немецкие и финские части начали своё наступление на флангах советского корпуса и к 22му числу создали угрозу его окружения, перерезав основную дорогу снабжения Алакуртти – Кайрала. Река Тунтсайоки, на левом берегу которой находилась ст. Алакуртти и полевой аэродром, была единственной естественной преградой на пути наступающего противника. Здесь предстояло собрать разрозненные советские части и организованно отойти к следующим рубежам обороны по реке Войта и Средний Верман.
В шести километрах западнее Алакуртти 28 августа, находясь в арьергарде 42го стрелкового корпуса, держал оборону 1й батальон 273го стрелкового полка ст. лейтенанта Гераськина. Руководил усиленным батальоном арьергарда начальник штаба полка майор Кузнецов А.К. Задачей батальона было удержание шоссе Алакуртти – Кайрала до выхода основных частей корпуса за р. Тунтсайоки к ст. Алакуртти. 1й мотострелковый полк и другие части корпуса ещё продолжали отход к Алакуртти.
С утра до полудня 28 августа батальон отражал упорное наступление финнов. За это время противник продвинулся на два километра до последней линии окопов. Сегодня в этих местах рядом с обочиной шоссе можно найти разбитые диски от ручного пулемёта Дягтерёва и винтовочные гильзы. В том бою мы потеряли убитыми и пропавшими без вести около 80ти человек.
Получив приказ на отход, батальон Гераськина начал пробиваться к своим по дороге на Алакуртти. В том бою погиб начальник штаба Кузнецов Алексей Кириллович. За организацию обороны и выполненную арьергардом боевую задачу ему посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.
Временный рубеж обороны по реке Тунтсайоки (ст. Алакуртти), куда по приказу командования 42го стрелкового корпуса с 24 августа начали отходить наши части, должен был задержать развитие наступления объединённой немецкофинской группировки (36 АК). На предмостных позициях (у старого Алакуртти) автодорожного и железнодорожного мостов с 28го по 31е августа оборону держали три батальона 273го стрелкового полка и пограничники 101го полка войск НКВД (две комендатуры два батальона). Остальные части советского корпуса отходили к рубежам обороны по рекам Войта и Средний Верман.
В книгах о тех давних событиях наши авторы, повторяя друг друга, пишут, что река Тунтсайоки не представляла собой должной естественной преграды, и противник сплошь и рядом переходил её вброд. На самом деле, командование 42м стрелковым корпусом просто было не в состоянии организовать устойчивую оборону из разрозненных частей, выходивших к Алакуртти из окружения. С большинством из них не было связи.
В сложившейся ситуации река Тунтсайоки не могла быть использована в качестве долговременного оборонительного рубежа изза большой протяжённости создаваемого фронта. По опыту предыдущих боёв, свои основные наступательные действия противник вёл с флангов и чтобы удерживать фронт 42му стрелковому корпусу потребовались бы дополнительные силы, которых просто не было. При других обстоятельствах (достаточности сил) река Тунтсайоки стала бы непреодолимой преградой для противника, а аэродром Алакуртти стал бы аэродромом перехвата немецких бомбардировщиков на подлёте к Кировской железной дороге и к городу Кандалакша. К тому же, река Средний Верман, по которой в итоге прошёл долговременный рубеж обороны, по сравнению с рекой Тунтсайоки – просто ручей. Это тот случай когда писатели пишут о местах, в которых сами никогда не были, и как следствие, дают неверную трактовку событий.
1й мотострелковый полк (1 МСП) 1й танковой дивизии наименее потрёпанный в боях с финнами в районе Вуориярви, и не побывавший в окружении, составил костяк обороны на следующем перед рубежом Верман промежуточном рубеже по реке Войта (6.0917.09.1941 г). На танкоопасном направлении у мостов через р. Войта оборону держали 1й и 3й батальоны 1го МСП. Подразделения 420го и 715го полков расположились на флангах по восточному берегу реки.
Вдоль реки Средний Верман уже были подготовлены оборонительные укрепления. Высокие сопки и плохо проходимая местность на северном фланге новой линии обороны (Воянваара, Репотунтури) не позволяли немцам сделать глубокий охват советских частей. А озеро Толванд на южной оконечности нового оборонительного рубежа препятствовало обходному манёвру финнов.
Две недели шли бои на рубеже по реке Войта, а также в нашем тылу на сопках Лысая и Войта. Противник в очередной раз обойдя наши позиции с северного фланга завладел инициативой. Пограничники 101го полка НКВД (14.0917.09.1941), воины 217, 715, 420го стрелковых полков, 1 МСП, неся потери и совершая ратный подвиг, изматывали силы противника.
Когда на рубеж Верман подошло наше пополнение и была завершена организация обороны, вовлечённые в бои части 42го СК получили приказ на отход за этот рубеж.
Измотанный наступательными боями и не имевший пополнения 36й армейский корпус объединённой немецкофинской группировки сам был вынужден на этом рубеже перейти к обороне вплоть до 4 сентября 1944 года, когда началось наступление 104, 341, 67, 21, 122й советских стрелковых дивизий и 38й отдельной танковой бригады 19й армии Карельского фронта.
Михаил Грабовский
***
В 1944 году, с подписанием мирного договора между Финляндией и СССР, немецкие войска на кандалакшском направлении были обречены и ими велась подготовка к отходу в Норвегию. Наступление советских войск началось 4 сентября. К 7 сентября, в результате 100километрового обхода немецких войск с севера 104й и 341й стрелковыми дивизиями и 38м отдельным танковым полком, была перекрыта дорога СаллаАлакуртти в районе Кайрал. Немецкие 169я и 163я пехотные дивизии, до восстановления контроля над дорогой, выводили свои части по обходному пути через Вуориярви и Лапмелу. 14 сентября 1944 Алакуртти было вновь занято советскими войсками.