(Black Box, 2020, США)
Кое-кто, невнимательно прочтя мой недавний злобный отзыв на тошнофильм "Антебеллум", мог подумать, будто у меня в шкафу висит белый балахон с островерхим колпаком. И что я бегаю в нём с факелом по округе всякий раз, когда замечаю на горизонте афротуриста, решившего за каким-то лешим сунуться в нашу тайгу.
Это ошибка.
В отличие от многих комментаторов того отзыва, заявивших что фильмы с чернокожими они принципиально отвергают, я не собираюсь по столь надуманной причине отказывать себе в пересмотре "Плохих парней", "Смертельного оружия", "Хищника", "Чужих", "Крепкого орешка", "Терминатора", "Побега из Шоушенка", "Матрицы", "Криминального чтива", прочих фильмов Тарантино, "Большого куша", "Не грози Южному Централу"... А также - прочей американской киноклассики, где - какой ужас! - играют афроамериканцы. Потому как ещё со времён видеосалонов мне было начхать на цвет актёрской кожи. Куда больше меня интересовало качество фильма и рассказанной в нём истории, а кто кого в ней бил, "светло-зеленые тёмно-зеленых"(© анекдот) или наоборот, было пофиг. Тем более, если мерзавцы наблюдались с обеих сторон, после чего тем и тем доставалось поровну.
Так вот, история "Антебеллума" являет собой махровый расистско-шизофренический бред. Тот, что, кажись, был не интересен даже своим создателям, которые лишь угодливо расшаркивались перед новыми социально-политическими трендами в надежде, что им кинут с того стола пирожок.
Зато "Чёрный ящик" - обратный пример "цветной" картины. Чей чернокожий режиссёр Эммануэль Осей-Куфур мл. тоже предпочитает снимать лишь одноцветных с собой актёров, однако на качестве и смысле фильма эта его блажь абсолютно не отразилась. Поэтому гнусные морды здешних негодяев столь же хорошо маскируются в темноте, как и лица главных героев, а белые люди в их проблемах - вы только подумайте! - никак не виноваты.
Что ж, поговорили за цветовую дифференциацию штанов актёрских лиц - пора поболтать и сюжете "Чёрного ящика". Который оказывается на поверку добротной психологической фантастикой с элементами хоррора. Отчего поначалу даже напоминает нолановское "Помни" (2000) - не поэтому ли главного героя здесь тоже зовут... Ноланом? Он - фотограф, не так давно угодивший вместе с женой в автокатастрофу. После чего жена погибла, а Нолан заработал жёсткую амнезию. И лишь воспитание маленькой дочурки помогает ему не падать духом и усиленно пытаться, так сказать, "вспомнить всё".
К последнему его также подталкивают кошмарные глюки, терзающие его порой даже средь бела дня. А также страх, что однажды его заглючит по полной, и органы опеки заберут у него дочь, пусть даже мужик он был вроде бы и мирный. И вот по совету кореша-хирурга Нолан, хочешь не хочешь, записывается на экспериментальные процедуры к одной башковитой профессорше. У которой в кабинете полным-полно гаджетов для погружения пациентов в гипнотический транс, и в чьей голове - целая прорва идей, как над ними в этом трансе изгаляться.
Надо заметить, что пусть главный интригоповорот случается тут и рановато, он довольно непредсказуем. А высыпавшиеся затем как из мешка, новые, более сильные конфликты уместны и тоже интересны. Разве что путей для их разрешения в итоге остаётся мало, и главное сюжетное ружьё всё время висит на виду. Но в целом авторы дожали "Чёрный ящик" и как драму, и как триллер, хотя, признаться, были у меня сомнения, что они сольются на полдороге.
Не слились. Молодцы.
***
В общем, как видите, тяга Эммануэля Осея-Куфура мл. к подчёркнуто "чёрному" кастингу не мешает мне судить его ленту с объективных позиций. Потому что как начинающий режиссёр-фантаст он работает вполне на уровне, в те вещи, которые для его понимания сложны, пока не лезет, сов на глобусы не натягивает и скромным бюджетом своего фильма распоряжается практично.
Сему мораль: если вы отринете рассовые предрассудки, то имеете шанс увидеть неплохую малобюджетную фантастику про "мозговые" аномалии и манипуляции с ними.
Если же не отринете... Ваше право, но в данном конкретном случае это будет ничем не мотивированный и слишком пристрастный отказ.