Найти тему

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СТАБИЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

Некоторые программы российского правительства очень похожи на эксклюзивные (государственные) инвестиционные проекты. Вот и национальная программа развития ИЖС очень похожа на одну из них.

Цены на нефть на рубеже веков и тысячелетий порадовали многие страны своим небывалым ростом. Это явление позволило многим странам начать резко наращивать нефтяные доходы. На этом фоне в России стабилизировалась политическая ситуация, федеральный бюджет пришёл в норму. Но у этого явления срок действия, как оказалось, не долгий. Цены на нефть могут не только резко расти, но и резко падать. Да к тому же, инфляция способна обесценивать абсолютно любые размеры прибыли. А спасти деньги в нашем мире от различных негативных ситуаций можно только через инвестирование. Всплеск последних, можно сказать, месяцев интереса к инвестированию, по крайней мере, в России, выразившийся в открытии сотен тысяч новых брокерских счетов, является свидетельством того, что люди уже мало надеются на спекулятивный рост цен на нефть. Им требуются иные более стабильные и развивающиеся рынки.

Одним из таких рынков, можно сказать, стал - рынок жилого домостроения. Например, банки стали снижать ипотечную ставку. Это решение позволило увеличить количество инвестируемых в жильё денежных средств. Чем ниже ипотечная ставка, тем больше ипотечных кредитов выдаётся, соответственно, тем больше денежных средств вкладывается в рынок жилой недвижимости. Как и в любом другом случае, связанном с инвестициями, у этого явления есть свои риски. Российское жилое домостроение очень сильно страдало от действий недобросовестных застройщиков. Они брали деньги у потребителей, но жильё либо не возводилось совсем, либо оставалось не завершённым. Это очень большой риск для инвестиций в рынок жилой недвижимости. Абсолютно любой рынок живёт благополучно только за счёт присутствия на нём готового продукта, а не за счёт обещаний его создать. Поэтому, в российском законодательстве изменились условия финансирования строительства жилья. Можно по-разному относиться к этим изменениям, но некоторые инвестиционные риски они снизили. Участие банков в финансировании строительства стало для многих проектов дополнительной инвестиционной экспертизой. Инвесторы имеют свои идеи и своё видение проекта, а банки через проектное финансирование выступают в качестве своеобразных сторонних рискменеджеров.

До недавнего времени инвестиционные интересы российского государства в рынок жилой недвижимости распространялись только в отношении многоэтажного многоквартирного домостроения. С появлением программы развития индивидуального жилого домостроения интересы стали распространяться на малоэтажное и одноквартирное домостроение.

В связи с тем, что в отечественном жилом домостроении превалирует в основном многоэтажное и многоквартирное домостроение, инвестиционные риски в малоэтажном строительстве оказались достаточно высокими. Тех методов и тех инструментов по их снижению, применяемых при многоэтажном и многоквартирном домостроении оказалось недостаточным. Особенно высоки инвестиционные риски при одноквартирном (индивидуальном) жилом домостроении. Малоэтажную застройку удалось, в некоторой степени, подчинить принципам многоквартирной. Но все эти проблемы и сложности, связанные с рисками финансирования малоэтажного и индивидуального домостроения, являются рабочими процессами, по сравнению с размером инвестиционного потенциала этого сегмента жилого домостроения.

Читая программу развития индивидуального жилого домостроения, сразу в глаза бросаются сколько не пункты стратегического развития этого сегмента домостроения, сколько пункты, связанные со снижением рисков денежных вложений.

К ним относится т.н. комплексное развитие территорий. Это простое и понятное желание абсолютно любых инвесторов получить на выходе готовый работающий продукт. Потому что только готовый работающий продукт способен гарантировать возврат инвестиций.

-2

Далее, беспокойство инвесторов вызывает качество самого продукта. Поэтому, они склонны связывать гарантии качества с заводским производством домокомплектов. Других инструментов, в отличии от государств Европы и Америки, гарантирующих качество домостроительного продукта в России пока нет. Строительный надзор и строительная экспертиза не способны в полной мере гарантировать качество. Они действуют во многом старинным способом запрета, а не разрешений. Более того, снижение инвестиционных рисков по программе развития индивидуального жилого домостроения связывается также со стандартизацией архитектурных и планировочных решений.

Беспокойство инвесторов, в первую очередь, в лице государства можно понять. Любой инвестиционный бизнес связан с разумными рисками. И любой инвестор хотел бы их минимизировать любой ценой, но не ценой прибыли. Но в большинстве случаев только так и получается. Вполне возможно, что в рамках обозначенных правительством инвестиционных рисков и путей их решения, многие отечественные девелоперы и строители начнут действовать придерживаясь, именно, их, для того, чтобы их деятельность, в понимании российского правительства выглядела, минимально рискованной, а значит более перспективной. И такое мнение правительства в итоге скажется на мнении банковских инвестиционных аналитиков. Это прямой и безопасный путь к получению банковского финансирования на осуществление делоперами и строителями своих проектов.

Пока трудно сказать, к какому результату приведёт такое взаимодействие девелоперов и строителей с правительством Российской Федерации. Пока всё существует только в рамках пилотных проектов и конкретные выводы по инвестиционным рискам в малоэтажное и индивидуальное жилое строительство делать рано. Время покажет.

Ясно пока только одно: в этом направлении просто необходимо двигаться. Необходимо увеличивать разными способами объём инвестиций в этот сегмент жилого домостроения. Для этого необходимо снижать инвестиционные риски. А девелоперам и строителям повышать уровень своих компетенций и активнее проявлять инициативу.