Приветствую вас, дорогие читатели! В этой публикации мы не ставили задачу негативно оценить, раскритиковать, осудить и унизить личность известного артиста, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию. "Не судите, да не судимы будете!" - этот лозунг остается в силе всегда. Цель у нас другая: проанализировать, как и почему могло получиться такое с человеком известным, публичным, происходящим от "звездных" родителей и предков.
Все знают, что Михаил Ефремов (рожден 10 ноября 1963 года) - сын двух Народных артистов - знаменитого в свое время актера и режиссера Олега Ефремова и Аллы Покровской, выступавшей в театре "Современник". Дед мальчика Борис Покровский был известен как талантливый оперный режиссер Большого театра и позднее созданного им Камерного музыкального театра, прадед - как чувашский просветитель. Бабушка Анна Некрасова была лауреатом премии имени К.С. Станиславского.
Естественно, что с самого рождения Михаила окружал мир искусства и творчества. Мальчик, безусловно, рос талантливым. В 13 лет благодаря отцу он впервые вышел на сцену в театральной постановке "Уходя, оглянись!", в школьные годы стал известным, сыграв достаточно много ролей в кино- и телефильмах. Слава укрепила его в мысли о своей избранности судьбой.
Однако в нормальные детско-родительские отношения ребенок включен все-таки не был. По причине большой занятости и специфики работы в театре родители передали функцию воспитания сына своим родителям, то есть дедушке и бабушке мальчика. Территориально они жили абсолютно рядом, на одной и той же лестничной площадке, но психологически, конечно, это была уже несколько иная, чем родительская, среда.
Близких, доверительных отношений с отцом у мальчика не было. Отец был для него недосягаемым авторитетом, которому по заведенной в семье традиции ребенок должен был писать еженедельные письма -отчеты. Если отчет был хорошим, то в конце письма можно было обратиться к отцу с одной или несколькими просьбами. Подобное отчуждение не могло не коснуться психики чувствительного, неглупого Михаила. О нем стало известно, что в 13 лет подросток уже имел достаточный стаж "близкого знакомства" с алкоголем.
Ненормальность таких отношений с отцом проявлялась и в отдельном праздновании такого семейного праздника, как Новый год. Вместо общесемейной радостной праздничной обстановки 14-летний Михаил, например, встречал Новый год с товарищем. Количество выпитого ими спиртного было так велико, что вся лестничная площадка была залита продуктами отравления ребят алкоголем, за что Ефремов-старший сгоряча в полную силу повоспитывал сына методами физического наказания.
Психологически ребенок рос в состоянии внутреннего конфликта: он понимал, что его родителями являются прославленные личности, но в то же время не имел от них такого количества тепла, внимания и заботы, которое ему реально требовалось. Рано изведав славу, подросток пришел к выводу о пользе вседозволенности и сам себе разрешил использовать ее себе во благо. Так в нем стала проявляться склонность к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению.
В юности Михаил начал приторговывать валютой, что тогда было запрещено. Испугавшись за сына, родители отправили его в армию, ради чего с 1982-го по 1984-й год ему пришлось приостановить курс обучения в школе-студии МХАТ. Однако в целом направленность личности молодого артиста уже была сформирована. Усиление зависимости от алкоголя, присоединение употребления наркотических веществ, конфликты на работе, пять друг за другом заключенных и расторгнутых браков, шестеро детей...
Никогда зависимость от алкоголя и психоактивных веществ не щадила никого: ни талантливых и гениальных, ни богатых и прославленных. От нее рушатся семьи, хорошие и добрые семьянины превращаются в деспотов. Ее следствием является деградация личности и ухудшение здоровья. В отношении Михаила Ефремова это проявляется в постоянной раздражительности, демонстративности, неспособности управлять собой, придерживаться общепринятых правил поведения.
Частыми в его биографии были опоздания на спектакли, случаи появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии, когда публика не могла различить произносимых актером слов и лишь наблюдала за нетрезвым способом передвижения по сцене. Известен эпизод, когда на съемках Михаил Ефремов стукнул по лицу студента актерского факультета так, что у того полностью заплыл глаз. Свой поступок он объяснил тем, что молодой человек "не так" произносит текст роли...
Вера в безнаказанность - вот то, что отличало и отличает личность артиста, поскольку ему все и всегда сходило с рук. И вот следствие из всего сказанного - 8 сентября 2020 года Михаил по предъявленному обвинению в допущенном им в нетрезвом состоянии ДТП со смертельным исходом получил приговор: 8 лет лишения свободы. Известно, что артист хочет обжаловать его, рассматривая закон как не относящийся к нему факт. Что ж, поживем - увидим.
Дорогие читатели, а вы что скажете?