Как справедливо заметил в комментариях к первой части Vitaly Kabernik – Углы закрытия надо бы считать. В том рельефе, несмотря на специализированные РЛС, боюсь, система оповещения имеет много слепых зон. И мы ничего не знаем о том, как и насколько она интегрирована. Мнится мне, интегрирована она отвратительно с обеих сторон.
Спасибо, Виталий!
Действительно, сплошного радиолокационного поля по высоте хотя бы 2-3км, несмотря на большое количество РЛС, в этом регионе не имеет и не может иметь ни одна из сторон. Были бы в их распоряжении самолёты ДРЛОиУ… Но, чего нет, того нет.
Что такое «угол закрытия» показывает маленькая схемка
Опять «проблема кривой земли и гор». Никуда от этого не деться. Из-за неё зона поражения любого ЗРК в районе с большими углами закрытия не может быть реализована так, как это указано в его ТТХ. И зона обнаружения любой РЛС так же.
Вот как выглядит условно зона поражения ЗРК. На предельно малых высотах она может быть изрезана ещё больше, чем на схеме. Может выглядеть как ромашка с частично оборванными лепестками. В особо тяжелом случае зоны на ПМВ может и вовсе не быть, или «лепестков» будет совсем мало. С увеличением высоты цели лепестки становятся шире, смыкаются друг с другом и на некоторой высоте зона поражения может стать круговой.
Таким образом, для того, чтобы прикрыть в горных районах всю территорию страны или, хотя бы зону боевых действий, обоим государствам потребовалось бы увеличить количество РЛС и ЗРК в разы. Проблему могли бы решить самолёты ДРЛОиУ, которых у них нет и истребители, Су-30, например, которые есть у Армении.
Обобщив данные справочника The Military balance 2020, базы данных по позициям ЗРК и ряда других источников, я собрал вот такую таблицу.
На вооружении армий Республики Армения и Азербайджанской республики состоят ЗРК:
В целом, можно сказать, что Азербайджан лучше подготовлен к борьбе с авиацией и оперативно-тактическими ракетами противника, чем Армения. Обе страны имеют разнообразное, правильнее сказать – разношёрстное, радиолокационное и зенитное ракетное вооружение. Азербайджанская Республика истратила значительные по её масштабам средства на закупку новых РЛС и ЗРК как российского производства, так и украинского, белорусского, израильского.
Особенно впечатляют белорусские модернизации старого советского оружия. Израильские ЗРК Barak 8 и SPYDER SR наоборот, ничего уникального из себя не представляют.
Итак, что приготовили противники друг другу.
Идём по таблице, но пропускаем для краткости С-75М3. Он вам хорошо известен.
С-125М армян и С-125-2ТМ азербайджанцев.
Кабина управления ЗРК С-125М
А ниже кабина управления модернизированного белорусами комплекса. Фактически остались старые пусковые и ракеты. Переделана вся начинка
Кабина управления ЗРК С-125-2ТМ
Станция наведения ракет СНР-125-2ТМ
Хорошо белорусы модернизировали. Конфетка. Кто служил на С-75 или С-125, оценят.
Стрельбы С-125-2ТМ Азербайджана на полигоне
По воздушной цели
По наземной цели
ЗРК С-200. Есть только у азербайджанцев
Ракеты 5В28 ЗРК С-200В на параде в Баку
ЗРК С-300
Самоходная пусковая установка 5П85С ЗРС С-300ПС на параде в Ереване
Пусковая установка 5П85СЕ ЗРС С-300ПМУ-2 на параде в Баку
Почему-то в большинстве случаев СМИ показывают пусковую установку и говорят – ЗРК, но пусковая это меньшая часть любого комплекса, причём не самая сложная. Я, увы, тоже так поступаю, просто если показывать все элементы комплексов, меньше чем в пару сотен фото не уложиться.
А это наш комплекс С-300В, развёрнутый на российской 102-й военной базе в Гюмри.
Почему развёрнут войсковой вариант комплекса? Некоторые источники утверждают, что у него лучше возможности по баллистическим ракетам. Нет, они практически одинаковы. Я думаю, дело в том, что на момент формирования базы, была возможность высвободить для неё именно этот комплекс.
Стороны имеют на вооружении (точнее на длительном хранении) примерно одинаковое количество ЗРК 2К11 Круг М-1. Это войсковой мобильный комплекс. В советской системе ПВО это уникальный по своим принципам построения ЗРК.
Пусковая установка ЗРК Круг
Главной особенностью комплекса является применение в ракете ПВРД – прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Во времена его создания СССР не имел хороших порохОв для ракетных двигателей. Сделать ракету такой дальности чисто твердотопливной, как в 100% комплексов начиная с С-300, было невозможно. Выбор был небольшой ЖРД – жидкостный ракетный двигатель, или ПВРД. Жидкостный ракетный двигатель применить для войскового мобильного ЗРК очень сложно. Ракета сравнимого с ним по возможностям, но подвижного ЗРК С-75, достаточно хлопотная в обслуживании, использует токсичные топливо и окислитель. Оставалось использовать ПВРД. Преимущество такого двигателя в том, что для его работы не нужно возить с собой окислитель – им служит кислород воздуха.
В России последний такой ЗРК был снят с вооружения в 2006-м году. Есть информация о том, что с началом конфликта обе стороны пытались вернуть в строй какое-то их количество. Однако надёжность его ещё до отправки на ДХ вызывала большие сомнения. Старая ламповая техника, без регламентных работ… Резиновые топливные баки, незаправленные керосином… Работоспособность комплексов под большим сомнением. Смысла хранить, видимо, уже нет.
Но в 2006-м ещё летал. Армяне приезжали к нам на полигон Ашулук, где выполнили стрельбы.
Пуск зенитной ракеты ЗРК «Круг»
На смену Кругу пришел ЗРК Куб. Но и он уже безнадёжно устарел
Армения сохраняет ещё 1-2 таких дивизиона. В Азербайджане они уже полностью списаны. Обе страны заменяют их Буками, причём Азербайджан выбрал Бук-МБ, это модифицированный белорусами вариант Бук-М1.
ЗРК Бук
ЗРК Бук-МБ на параде в Баку
Беларусь не имеет больших полигонов, не имеет таких научных и производственных мощностей, которые есть в России. Тем не менее, достойно конкурирует с нами в разработках некоторых видов вооружений. Точнее не всегда разработках, чаще модернизациях. Но перевод зенитных ракетных систем на новую элементную базу попутно расширяет их ТТХ, и внимание, которое они уделяют эргономике, а часто даже просто внешнему виду производит очень хорошее впечатление на покупателей по всему миру. В СССР в своё время дизайн считался буржуазным извращением, а эргономика в оружии – ненужным баловством.
Это Бук-М1 внутри
А вот так выглядят те же рабочие места расчёта в Бук-МБ
ЗРК Тор. Отличный современный комплекс.
Вариант М2Э в Азербайджане
и М2КМ в Армении.
ТТХ обоих вариантов практически одинаковые. Преимуществом Тор-М2КМ является полностью автономный боевой модуль. Его можно установить на любое подходящее шасси, железнодорожную платформу, палубу небольшого судна, крышу здания.
Полностью автономный модуль Тор-2МКМ
Теперь два слова о главных жертвах Байрактаров из системы ПВО Армении. ЗРК Оса-АКМ и ЗРК Стрела-10.
ЗРК Оса-АКМ на параде в Ереване.
ЗРК Стрела-10 армянских вооружённых сил.
Почему их бьют Байрактары?
БПЛА Бйрактар TB2 наносит удар управляемой бомбой MAM-L.
Били, бьют и будут бить. В Армении эти комплексы самые массовые. По Некоторым данным их может быть около 150ед. Это маловысотные ЗРК. Верхняя граница зоны поражения у Осы-АКМ -5 км, у Стрелы-10 и того меньше -3.5 км. А Байрактары наносят удары с высоты 7-8 км (потолок 8.2 км). Их ракеты и бомбы имеют малые размеры и перехватить их нереально. Управляемая бомба MAM-L весом всего в 25 кг при сбросе с высоты 8км может поразить цель на расстоянии 14км, то есть, не входя в зону поражения маловысотных ЗРК. Шансов против Байрактаров у этих комплексов нет. И в случае продолжения боевых действий скорее всего они практически все будут выбиты.
Модернизированный белорусами ЗРК Оса, превратившийся в Стилет Т-38, и получивший новую бикалиберную ракету Т-382 украинской разработки и производства, противостоять Байрактарам может. Но не будет. Поскольку находится на одной стороне с ними.
Ну и, наконец, два израильских комплекса, на которые Азербайджан возлагает большие надежды.
ЗРК Barak 8
Азербайджанские военные изучают ЗРК Barak 8.( İldırım – молния аз.)
Пока про этот ЗРК мало, что можно сказать, кроме как привести его ТТХ. По данным подавляющего большинства источников в Азербайджане всего лишь 9 пусковых установок этого комплекса. Но на параде в Баку 26 июня 2018 года были показаны два их типа
Можно предположить, что количество этих ЗРК в Азербайджане больше, чем об знают или говорят различные аналитические издания. Причём, если на первом фото мы видим ПУ для ракет с дальней границей зоны поражения 70(90) км, то на втором ПУ для ракет Barak 8ER с дальней границей 150км.
ЗРК «Spyder»
Этот комплекс использует описанную в первой части РЛС EL/M-2106NG «ATAR-3D» и «наземные» версии авиационных ракет. Эти ракеты и определяют особенности боевой работы. Ракета «Derby» имеет активную радиолокационную головку самонаведения. Получая ЦУ от РЛС, ГСН ещё на пусковой включает свой передатчик и производит захват цели на сопровождение. Аналогично пассивная биспектральная оптико-электронная головка самонаведения ракеты «Python-5» перед стартом захватывает теплоконтрастную цель. В хорошую погоду телевизионным каналом может быть захвачена на автоматическое сопровождение и «холодная» цель. Таким образом радиолокационная станция в условиях применения ПРР - противорадиолокационных ракет, может работать кратковременно, только для поиска цели и выдачи ЦУ ракетам. Это повышает боевую живучесть комплекса.
У этого ЗРК есть «опыт» стрельбы по российским самолётам. С его помощью в войне 08.08.08 был сбит российский фронтовой бомбардировщик Су-24М. По нашему самолёту сначала неудачно отработали две ракеты Python-4, но третья ракета попала. Пилоты катапультировались, однако купол парашюта штурмана был повреждён обломком самолёта, и полковник Игорь Ржавитин погиб.
Вывод: системы ПВО обеих республик несовершенны. Несмотря на меньшую численность, менее современный состав, силы ПВО Армении имеют небольшое преимущество. И утверждая это, я не противоречу самому себе. Выше я говорил о лучшей подготовке Азербайджана к воздушной войне. Но со стороны Армении к линии фронта подходит больше дорог, там есть больше площадок для развёртывания. А Азербайджану разворачивать ПВО вблизи Карабаха намного сложнее.
Маловысотные ЗРК, по-видимому, будут уничтожены, если их не прикрывать Торами и Буками. Армения пока не применяет широко свои истребители Су-30.
Очевидно, что по достижению мира, сторонам придётся уделить большое внимание развитию своих сил ПВО. И преимущество здесь, видимо у Армении. Потому, что она вынуждена опираться на Россию в этом, деле, значит у неё больше шансов получить сбалансированную систему. Азербайджан слишком мечется, пытаясь понемногу брать у разных стран. Да и с коррупцией у них, мне кажется, покруче будет. Какая-то мутная история с "Железным куполом". Вроде в 2013 с помпой подписали договор о поставке, но до сих пор его там никто не видел.
Часть 1 Рекомендую начать чтение с части 1