3,6K подписчиков

Знакомство с падежами

360 прочитали

Ученики знакомятся с падежами в 3 классе. К этому времени у них уже есть определённый запас знаний.

1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Например: (что?) лес, (кто?) лесник

2) Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода: ягода, гриб, озеро.

3) Имена существительные изменяются по числам: единственное число – берёза, множественное число – берёзы.

5) Для связи слов в предложении или словосочетании имя существительное меняет свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы существительное может иметь разные окончания. Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам, т.е. склонением.

В языках разных народов разное количество падежей. В немецком языке 4 падежа, в финском – 15, в венгерском - целых 22. В табасаранском (один из дагестанских) литературном языке 46 падежей. А вот во вьетнамском языке нет ни одного падежа. И в китайской грамматике падежей нет.

В русском языке 6 падежей. Каждый имеет своё название.

Я - учитель начальных классов
Я - учитель начальных классов

За годы своей работы я собрала целый «словарь» выдуманных учениками названий падежей: «именной», «родильный», «давательный», «обвинительный», «вытворяющий» (он же «творящий») «предложенный» (он же предлагательный»), ну, и слово «падЁж» вместо «падеж» тоже было.

На сайте «Я – учитель начальных классов» есть замечательные карточки-запоминалки с информацией о падежах и их вопросами.

Чтобы ваш ребёнок не изобрёл новые названия падежей (именной, родильный, давательный, обвинительный и пр), давайте учить падежи правильно!-2
Чтобы ваш ребёнок не изобрёл новые названия падежей (именной, родильный, давательный, обвинительный и пр), давайте учить падежи правильно!-3
Чтобы ваш ребёнок не изобрёл новые названия падежей (именной, родильный, давательный, обвинительный и пр), давайте учить падежи правильно!-4
Чтобы ваш ребёнок не изобрёл новые названия падежей (именной, родильный, давательный, обвинительный и пр), давайте учить падежи правильно!-5
Чтобы ваш ребёнок не изобрёл новые названия падежей (именной, родильный, давательный, обвинительный и пр), давайте учить падежи правильно!-6
Я - учитель начальных классов
Я - учитель начальных классов

Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо тренироваться (повторение – мать учения). Можно просто подставлять слова-помощники:

И.п. – это, есть кто? что?

Р.п. – нет кого? чего?

Д.п. – дать кому? чему?

В.п. – вижу кого? что?

Т.п. – горжусь кем? чем?

П.п. - думаю о ком? о чём?

Или воспользоваться тренажерами, например, взять любой предмет (животное), дать ему имя и просклонять: щенок Тишка, книжка малышка, кошка Пушинка, конфетка малинка.

И.п. – это кто? что? кошка Пушинка, конфетка малинка

Р.п. – нет кого? чего? кошки Пушинки, конфетки малинки

Д.п. – дать кому? чему? кошке Пушинке, конфетке малинке

В.п. – вижу кого? что? кошку Пушинку, конфетку малинку

Т.п. – доволен кем? чем? кошкой Пушинкой, конфеткой малинкой

П.п. - думаю о ком? о чём? о кошке Пушинке, о конфетке малинке

Давным-давно известно шуточное стихотворение для запоминания падежей и падежных вопросов:

Тим Собакин (в некоторых источниках - Тихон Хоботов) «Свинья и полынья»

Шла весной по льду свинья (кто? – И.п.)
Ей попалась полынья (
что?- И.п.)
Плюх! Торчит из полыньи (из
чего? откуда? – Р.п.) Только хвостик от свиньи (от кого? - Р.п.) Мы скорее к полынье (к чему? куда? – Д.п.) Мы хотим помочь свинье (кому? – Д.п.)
Сами – чуть не в полынью (во
что?, куда? – В.п.) Но спасли-таки свинью! (кого? - В.п.) Недовольны мы свиньёй: (кем? – Т.п.)
Разве шутят с полыньёй?! (с
чем? - Т.п.) Вспоминайте о свинье, (о ком? – П.п.)
Чтоб не плавать в полынье!
(в чём? – П.п.)

Чтобы не путать именительный падеж с винительным, винительный
с родительным
, надо подставлять к слову оба вопроса (и одушевлённого предмета, и неодушевлённого). Вопросы с предлогом можно дополнять вопросами наречий:

И.п. – кто? что?

Р.п. – кого? чего? откуда? куда? (от бабушки, из леса, до деревни)

Д.п. – кому? чему? куда? где? (к другу, к дому, по тропинке)

В.п. – кого? что? куда? (за товарища, за дом, через речку)

Т.п. – кем? чем? где? (перед папой, за лесом, над морем)

П.п. - о ком? о чём? где? (о подруге, в книге, на столе, при школе)

Часто падежи употребляются с тем или иным «своим» предлогом.

Именительный падеж всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж может употребляться с предлогами без, около, вокруг, для, с, из, до, от, у (без дождя, около леса, вокруг дерева, для мамы, с крыши, из школы, до дома, от берега, у бабушки).

Дательный падеж может употребляться с предлогами к, по деревне, по тропинке)

Винительный падеж может употребляться с предлогами в, на, за, про, под, через (в избу, на крышу, за стол, про Курочку Рябу, под землю, через двор)

Творительный падеж может употребляться с предлогами за, над, под, между перед, с (за школой, над лесом, под берёзой, между стеной и диваном, перед домом, с другом)

Предложный падеж может употребляться с предлогами в, о(об), на, при классе, о задаче, на перемене, при учителе)

infourok.ru
infourok.ru

Успехов вашему ученику в освоении грамматики!

Надеюсь, статья была вам полезна.

Буду рада, если подпишетесь на мой канал.