©, На завалинке Древнего мира, 2020
Здравствуй, мой маленький (а может не маленький, но вполне себе большой) друг!
Я тут рассказываю истории из Истории. Присядь, послушай. С одной стороны, это обычные житейские истории. С другой, ну, совершенно необычные!
Необычные потому, что все эти истории – о событиях, произошедших в такие далёкие от нас времена, что кажется и представить нельзя как это было давно-предавно! А ещё это истории о людях. Людях очень похожих на нас с тобой, но живших за много веков и даже тысячелетий до нашего времени, в глубокой древности.
Для тех, кому удобнее слушать, чем читать, здесь подкаст.
История первая. Оливковый венок (о детях, родителях и нравах древних афинян)
Однажды, в семье богатого эллина родился ребенок... Ой, ты же не знаешь, кто такой эллин! Эллин – это житель страны Эллады*.
*Эллада – так называет свою страну народ, который мы с тобой зовем греками; себя же греки называют эллинами.
Почему так случилось, что народ называет свою страну Эллада, в то время как весь остальной мир говорит «Греция», я расскажу тебе как-нибудь в другой раз.
...а сегодня у древнего эллина (=древнего грека) родился ребенок! Для того, чтобы все в округе узнали об этом счастливом событии над входом в дом повесили венок из оливковых ветвей.
— Эй, глядите! У Арифона родился ребенок! — закричали мальчишки.
— Что, что он повесил? — нетерпеливо спрашивали женщины. - Шерстяную повязку или оливковый венок?
— Венок! Венок! — весело кричали мальчишки.
— Значит дом Арифона посетило счастье, — степенно сказала старуха, — у него родился мальчик!
— Эх, бабушка, это только для бедняков рождение девочки – горе. А в таком богатом доме и девчонке найдется место. Лишний рот ничего не значит для Арифона.
— Всё равно, — возразила старуха, — когда приходится вешать на дверях шерстяную повязку и весь город знает, что в семье родилась девочка, всякий скажет: «Боги к ним не благосклонны». Какой прок от девчонки?
Вот так, не очень-то и весело началась наша история, мой дорогой друг.
Мы узнали, что в те далекие времена отношение родителей к мальчикам и девочкам было разное. Это сейчас мы любим всех своих детей одинаково, мы рады рождению дочери так же сильно, как и рождению сына.
Древние же греки (=древние эллины) часто были беспощадны к своим дочерям, но заботились о том, чтобы в семье по возможности было два сына — на случай если один умрет.
От тех времен сохранился исторический документ – письмо грека Гилариона к его жене Авлиде, ожидавшей второго ребенка (I в. до н. э.). В нем он пишет: «Если счастливо родишь и это будет мальчик — оставь его в живых, а если девочка — брось ее».
Ты должен знать, мой друг, что если отец не признавал ребенка, то младенца просто выкидывали прочь из дому. И это было равносильно смерти.
Ни религия, ни мораль, ни право не осуждали этой жестокой практики детоубийств.
Однако случалось и так, что кто-нибудь подбирал брошенного младенца, начинал о нем заботиться, воспитывать его. Но делал он это не из сострадания, а из корыстного расчета: так он воспитывал себе верного раба или рабыню, за которых в будущем можно было получить немалые деньги.
Если отец все же решался признать ребенка и принять его в семью, то на 5, 7 или 10 день после родов устраивали семейный праздник под названием «амфидромия» (обход кругом): отец поднимал ребенка с земли и в знак его признания трижды обносил его вокруг домашнего очага; в этот момент ребенку давали имя.
А вот что случалось с детьми, которых не признавал отец, я расскажу тебе здесь
Подпишись на канал и слушай интересные истории Древнего мира