Найти тему

АРЕНДА СКЛАДА. ВЫБОР ПЛОЩАДКИ

В связи с ростом продаж или изменением каких-то внешних условий перед компаниями периодически возникает вопрос выбора склада для аренды. Не самая простая задача, учитывая специфику этого рынка: основная часть объектов складской инфраструктуры в регионах (без учета Москвы, СПб и их областей) относится к категории C и D, при этом потребности чаще состредоточены в сегменте А-  и B/B+.

С моей точки зрения, при подборе площадки целесообразно учитывать следующее 👇

Перед поиском помещения:

1️. Определить требуемую площадь и/или вместимость склада. По площади – понятно, по вместимости хочу пояснить: 1000 кв.м. при высоте потолков 6 метров и 12 метров – это разные 1000 кв.м. Учитывая, что оплата в 9 случаях из 10 проводится за метраж, более высокие помещения предпочтительнее. Конечно, если ТМЦ можно хранить на стеллажах + вы готовы к затратам на оснащение.

2. Чувствительность вашего типа продукции к условиям хранения (по определенной температуре и влажности, беспылевым полам и т.п.).

3. Место расположения основных клиентов и специфику отгрузки. Например, если вы специализируетесь на рознице, помещение стоит искать в черте города с удобной транспортной доступностью. При этом, если самовывозом отгружается лишь незначительная часть заказчиков, а основной массе вы организуете доставку, то влияние данного фактора нивелируется, можно рассматривать и более удаленные варианты.

4. Целесообразность (или ее отсутствие)  сохранения складского персонала. В связи с тем, что данный персонал обычно не входит в категорию высокооплачиваемых специалистов, удаленность места жительства от работы для него часто играет значимую роль в принятии решения о выборе работодателя. Поэтому, если вы запланируете переезд на противоположный занимаемому сейчас конец города, вероятность отсева части сотрудников высока. Если у вас есть зависимость от штата (в виду их знаний, опыта и т.п.), либо вы считаете целесообразным сохранить персонал по идеологическим или иным соображениям, определите потенциально интересные для переезда районы/области, не  сильно удаленные от вашей текущей площадки. Оцените готовность организовывать транспорт для доставки.

5. Планируемый срок аренды. Напрямую влияет на готовность вкладываться в помещение как вам (при его оснащении), так и собственнику, при исполнении ваших пожеланий/требований (дополнительные ворота, утепление, устройство системы пожаротушения и т.п.).

6. Готовность к капиталовложениям на оснащение склада (возможно – ремонт и т.п.).

После определения вводных параметров можно начинать мониторинг рынка и изучение предложения.

При сравнении и выборе конкретной площадки:

По-хорошему, после отсечения заведомо неподходящих вариантов, для принятия окончательного решения имеет смысл проводить логистическую экспертизу потенциальных участков/складов, в ходе которой прорабатывать детальные планировки помещений, решать все технологические вопросы, вроде  графика погрузки розницы/филиалов и т.п., просчитывать бюджет. И вот уже основываясь на полноценной картине делать выбор. Все-таки переезд – дело затратное, + обычно не часто реализуемое. А на длинном горизонте какие-то кажущиеся незначительным мелочи могут серьезно повлиять на эффективность использования данного объекта.

Но хорошему обычно мало кто следует 🙂,  поэтому хотя бы обратите внимание на:

📌Конфигурацию участка застройки:

🔹Наличие/отсутствие кругового проезда;

🔹Наличие/отсутствие на участке  разного рода ограничений: жд пути, здания, не подлежащие сносу, инженерно-технические сооружения (например, эстакада под коммуникации);

🔹Наличие и достаточность площадки для маневрирования и стоянки как грузовых транспортных средств, так и легкового транспорта. По легковому транспорту учтите как транспорт клиентов, так и сотрудников. По грузовому не забудьте о том, что товарооборот, скорее всего, будет расти (хотелось бы), поэтому количество ТС может соответствующим образом возрасти.

📌Удаленность от города:

🔹Наличие/отсутствие магистралей и их загруженность в часы, когда к вам/от вас предполагается максимальный поток транспорта. Если основная часть отгрузок происходит ночью (например, вы грузите продукты для сетей), то наличие пробок в дневное время вообще никакой роли не сыграет. Ну и наоборот;

🔹Общее время езды до центра города. В случае, если ваши основные клиенты находятся там + получение производится самовывозом, это фактор будет важным. Если  вы организуете доставку – тогда нет;

🔹Наличие и объем предложения по рабочей силе в месте нахождения объекта (если вы не планируете сохранять текущий штат  или видите риски по этому поводу);

🔹Наличие качественного подъезда к самому складскому помещению/доковым узлам.

📌 Особенности самого помещения:

🔹 «Единообъемное» помещение или несколько смежных/отдельно стоящих. Как думаете, какой вариант лучше? Не факт, что первый, надо смотреть на специфику продукции;

🔹 Количество и расположение складских доков, а так же их оснащение. Для высокооборачиваемой продукции обычно требуется 1 док на 700/1000 кв.м., при этом посты приемки и погрузки лучше разнести в пространстве;

🔹 Качество пола + его уровень по отношению к земле:  напрямую влияет на то, какой техникой вы сможете пользоваться + какое оборудование получится установить. Если вы храните товар на паллетах в один ярус  и не планируете установку стеллажей – и бетон без покрытия вам подойдет;

🔹 Соответствие условий хранения требованиям по вашей продукции;

🔹Наличие оборудования (стеллажное, подъемно-транспортное, перегрузочное и т.п.).

📌Ценообразование:

🔹 Общая стоимость аренды и структура платежей: включает ли цена коммунальные расходы (отопление – существенная ее часть), интернет и телефонию;

🔹 Дополнительные расходы (разовые и постоянные). Если с разовыми расходами обычно можно смириться, то наличие разного рода постоянных платежей может быть весьма ощутимым. Частый пример – оплата пропусков за въезд транспорта на территорию. Это встречается не только в Москве и т.п., но и в регионах.