Найти в Дзене
MAD TOSBY

ММКФ 2020: «Ноч­ной кон­вой»

Фото ©️ MEGOGO Distribution
Фото ©️ MEGOGO Distribution

На про­шед­шем 42-м Мос­ков­ском меж­ду­народ­ном ки­нофес­ти­вале фран­цуз­ское ки­но, поль­зу­юще­еся ин­те­ресом у оп­ре­делён­ной до­ли на­ших зри­телей и ки­нок­ри­тиков, бы­ло пред­став­ле­но в па­рал­лель­ных вне­кон­кур­сных прог­раммах. В фес­ти­валь­ном раз­де­ле «Спектр» од­ним из фран­цуз­ских филь­мов ока­зал­ся «Ноч­ной кон­вой». О нём — Пётр Гле­бов

Про­дол­жа­ем на­чатое Юлей Иса­евой ин­те­рес­ной и со­дер­жа­тель­ной ре­цен­зи­ей на фильм «Друзья на свою го­лову» (2020) зна­комс­тво с фран­цуз­ски­ми ки­нокар­ти­нами, по­казан­ны­ми на Мос­ков­ском меж­ду­народ­ном ки­нофес­ти­вале и го­товя­щими­ся к вы­ходу в рос­сий­ский про­кат. Пе­рей­дём от грус­тной ко­медии об ис­пы­тани­ях друж­бы к со­ци­аль­ной дра­ме на те­му од­но­го дня, из­ме­нив­ше­го жизнь трёх ко­пов.

Сю­жет­ная конс­трук­ция филь­ма Анн Фон­тен «Ноч­ной кон­вой» (2020), со­дер­жа­щего в се­бе эле­мен­ты трил­ле­ра, сво­дит па­рал­лель­но про­тека­ющие ли­нии трёх глав­ных ге­ро­ев — по­лицей­ских сос­лу­жив­цев — в еди­ную со­бытий­ную плос­кость: кон­во­иро­вание зак­лю­чён­но­го миг­ранта (Пей­ман Мо­аади), на­ходя­щего­ся во Фран­ции в по­лити­чес­ком убе­жище и ни бель­ме­са не вла­де­юще­го фран­цуз­ским язы­ком, в а­эро­порт с целью от­прав­ле­ния его на ро­дину. Вы­пол­не­нию это­го за­дания — пе­рево­рот­но­го в судь­бах пер­со­нажей, как за­яв­ля­ют ав­то­ры лен­ты в си­ноп­си­се, — пред­шес­тву­ет по­оче­рёд­ное пред­став­ле­ние пуб­ли­ке по­лица­ев, сде­лан­ное в ду­хе филь­мов Квен­ти­на Та­ран­ти­но (прав­да, не так зре­лищ­но в си­лу иной жан­ро­вой спе­цифи­ки). Вир­жи­ни (Вир­жи­ни Эфи­ра) — жен­щи­на-по­лицей­ский, за­мужем, име­ет ма­лень­ко­го сы­на и сос­то­ит в тай­ной ин­тимной свя­зи с тём­но­кожим кол­ле­гой Арис­ти­дом (Омар Си). Бо­лее то­го, она бе­ремен­на от на­пар­ни­ка и на­мере­ва­ет­ся прер­вать бе­ремен­ность, о чём го­ворит ему в на­чале филь­ма. Эрик (Гре­гори Га­дебуа) — по­лицей­ский, на­чаль­ству­ющий в тро­ице кон­во­иров, же­нат, без­де­тен, се­мей­ной жизнью не удов­летво­рён, вследс­твие че­го вспыль­чив и до­ма, и на служ­бе. Арис­тид — хо­лос­той по­лицей­ский, лю­бов­ник Вир­жи­ни, дам­ский ко­кет­ник, иной раз про­из­во­дит впе­чат­ле­ние весь­ма ха­лат­но­го стра­жа за­кона.

Фото ©️ MEGOGO Distribution
Фото ©️ MEGOGO Distribution

Реп­ре­зен­та­ция трио по­лис­ме­нов име­ет пов­то­ря­ющи­еся фраг­менты, вос­про­из­во­димые гла­зами каж­до­го из них. Ве­ро­ят­но, это под­чёрки­ва­ет то, что на­пар­ни­ки на­ходят­ся в слож­ных вза­имо­от­но­шени­ях, объ­яс­ня­ющих даль­ней­шие про­тиво­речия при вы­пол­не­нии за­дания. В про­дол­же­ние филь­ма так­же нам по­падёт­ся па­роч­ка флеш­бэ­ков, рас­кры­ва­ющих зна­комс­тво и сбли­жение Вир­жи­ни и Арис­ти­да. Ну а глав­ный кон­фликт со­вес­ти кон­во­иров с их дол­жностным по­ложе­ни­ем за­вязы­ва­ет­ся при соп­ро­вож­де­нии миг­ранта, ког­да Вир­жи­ни, не имея на то при­каза и пол­но­мочий, заг­ля­дыва­ет в соп­ро­води­тель­ные до­кумен­ты арес­танта и по­нима­ет, что по воз­вра­щении на ро­дину его ждёт не­мину­емая ги­бель. С это­го мо­мен­та и на­чина­ет­ся ин­три­га, не ос­тавля­ющая ге­ро­ям-по­лицей­ским воз­можнос­ти от­сту­пать и тре­бу­ющая от них не­дюжин­ной вы­дер­жки, сме­кал­ки и не­поко­леби­мой ве­ры в бла­гопо­луч­ный ис­ход.

При­меча­тель­но, что наз­ва­ние но­вого филь­ма Анн Фон­тен на язы­ке ори­гина­ла — сло­во “Police”, на­писан­ное на­обо­рот: “Ecilop” (вот, ока­зыва­ет­ся, от­ку­да воз­ник эци­лоп в «Кин-дза-дзе», 1986). Эта осо­бен­ность, ве­ро­ят­но, вы­ража­ет по­казан­ные ещё в пре­ам­бу­ле сом­не­ния ге­ро­ев в пра­виль­нос­ти вы­бора сво­ей про­фес­сии. Слож­ности при прос­мотре мо­гут воз­никнуть не столь­ко в пла­не по­нима­ния дра­матур­гии, ос­тавля­ющей не­кото­рые сто­роны би­ог­ра­фии и ха­рак­те­ров пер­со­нажей за рам­ка­ми ис­то­рии, сколь­ко в от­но­шении за­мед­ленно­го дей­ствия лен­ты. Вид­ны и по­пыт­ки на­делить нар­ра­тив ко­мич­ны­ми встав­ка­ми, нап­ри­мер, в об­ме­не Эри­ка и зак­лю­чён­но­го мо­ноло­гами на не­понят­ном друг для дру­га язы­ке. Та­кой при­ём по­заба­вит пуб­ли­ку, ко­торая мо­жет нем­но­го зас­ку­чать от нес­пешно­го тем­па ки­ноп­ро­из­ве­дения.

«Ноч­ной кон­вой» — кар­ти­на не столь ди­намич­ная и ос­тро­сюжет­ная, как это­го мож­но бы­ло ожи­дать, но при­год­ная для лю­бите­лей ки­но о по­лиции и филь­мов с учас­ти­ем Ома­ра Си. Про­дол­же­ние на­шего раз­го­вора о фран­цуз­ском ки­нема­тог­ра­фе в рам­ках 42-го ММКФ сле­ду­ет…

«Ноч­ной кон­вой» (2020): в про­кате с 29 ок­тября.