Знакомьтесь, Билл Фэй.. Этот 76-летний англичанин поёт прекрасные, простые, но проникновенные и весьма мудрые песни о жизни, любви и Боге..
Убедитесь сами.
Позвольте быстро рассказать вам необычную историю этого очаровательного (и практически безызвестного) музыканта и вдохновить вас на прослушивание его молитв, од к жизни и Богу, его музыкальных размышлений (о самом важном).
Как было сказано ранее, Билл Фэй - фигура, мягко говоря, не популярная. О нём мало что известно, он особо не разбрасывается интервью, и его творческий путь полон таки не заполненных пробелов. Но всё же что-то да про него рассказать и можно.
Фэй родился в 1943 году в Лондоне, где и живёт по сей день. Он увлёкся музыкой в 60-ых годах. Будучи студентом колледжа в Уэльсе, он начал отказываться от своей учебной программы по электронике, чтобы писать песни под фортепиано. Его демо-записи попали к Терри Нуну, барабанщику Ван Моррисона, который и помог Фэю заключить контракт с лейблом Decca Records и собрать отличную студийную группу.
В его одноименном дебюте 1970 года были идеалистические оды к дружбе, природе и миру, оформленные простой, но красивой оркестровой музыкой. А год спустя в работе над своим вторым альбомом ("Time of the Last Persecution") Фэй решил попробовать себя в боевом роке. В то время музыкант ужасался войне во Вьетнаме и насилию на юге и в своих (местами остро социальных и анти-коррупционных) песнях показывал жизнь как множество дверей, множество шансов стать добрым и наладить отношения с Богом. Альбом был тяжеловатым и сложным, и он провалился.
Вскоре после того, как Decca Records выпустили этот второй альбом, Фэя, как он сам выражался, "удалили". Лейбл отклонил последующие демо. И в это же время отец Фэя умер от аневризмы, оставив его постоянным опекуном своей матери.
В течение следующих четырех десятилетий он создавал семью и работал садовником в лондонском парке. Тем не менее, в тихом уголке своего дома он медленно строил скудную записывающую установку с дешевыми и маленькими клавишами, создавая аранжировки песен, которые он никогда не собирался никому показывать.
"Я была разочарован, но музыка никогда не была делом моей жизни. И я не был похож на других людей, которые стали частью сцены. Я вернулся к тому, чем я всегда занимался, а именно к дару и благословению просто заниматься музыкой как таковой".
- говорил про то время Билл Фэй.
Через 25 лет оба его альбома превратились в фавориты критиков и коллекционные алмазики, принося сотни долларов в музыкальных магазинах и получив культовый статус среди знатоков.
В середине 90-ых музыкант и продюсер Джим О’Рурк нашел музыку Фэя, исследуя музыку от Decca Records. О’Рурк был очарован. И вскоре, после того, как маленький британский лейбл перевыпустил оба альбома Фэя на одном CD в 1998 году, О'Рурк стал показывать находку своим друзьям, в число которых вошла и группа Wilco. Музыкантам очень понравилась музыка Билла Фэя, и они стали исполнять каверы на его песни на своих концертах.
В 2007 году, после нескольких лет уговоров, Билл Фэй всё же вышел на сцену (первый раз за 30 лет) вместе с ними и исполнил несколько своих песен.
О’Рурк также послал "Time of the Last Persecution" Дэвиду Тибету, лидеру экспериментальной группы Current 93.
"Мой рот открылся, и я подумал, что теперь это мой самый любимый певец и автор. Я никогда не слышал ничего подобного. Я никогда не слышал, чтобы кто-то передавал такие глубокие чувства и внутреннюю силу так просто".
- говорил Тибет в интервью.
В конце 90ы-х Тибет был музыкальным ветераном и этаким сыщиком, разыскивая забытых певцов, которые, как он чувствовал, не получали должного внимания. Несмотря на слухи о том, что Фэй ушёл с головой в какую-то христианскую секту, Тибет начал его искать; через неделю британский журналист связал его с гитаристом, который когда-то играл с Фэй, и стал их посредником. В итоге Фэй и Тибет сдружились.
В 2005 году Тибет выпустил "Tomorrow Tomorrow and Tomorrow" - альбом, который Фэй сделала в конце 70-ых с местной группой, но отложил его на полку. А также в начале 2010 года Тибет выпустил двухдисковый сборник под названием "Still Some Light", который состоял из домашних записей Фэя, что копились у него десятилетиями...
...И тут мы резко отходим от главной сюжетной линии и переключаемся на одного человека, без которого мир не узнал бы о Фэе, и мы бы сейчас не писали эту статью.
Его имя - Джошуа Генри, и он 40-летний автор песен и продюсер, выросший в лесу где-то рядом с горным хребтом Сьерра-Невада, США.
Джошуа Генри никак не мог понять, почему у его отца была пластинка "Time of the Last Persecution", безвестный психоделический фолк-альбом 1971 года англичанина Билла Фея. Его отец, Джейми, не был коллекционером пластинок; он неохотно служил во Вьетнаме, прежде чем стать антивоенным активистом, а затем провел последние четыре десятилетия своей жизни в качестве лесоруба. "Time of the Last Persecution" никогда не выпускался в Штатах и особо не был замечен даже на родине, в Англии. После его выпуска автор, Билл Фэй, исчез из музыки.
Всю свою жизнь Джошуа Генри интересовался этим альбомом Фэя (с портретом взлохмаченного мужчины на полностью чёрной обложке). Когда он ухаживал за своим отцом, который боролся с раком, альбом стал спасательным кругом для них обоих. Они слушали Фэя, анализируя его своеобразную смесь апокалиптического видения и решительной надежды. После смерти отца летом 2010 года Генри начал пытаться воплотить в жизнь их общую мечту: найти Фэя и помочь ему сделать свою первую пластинку с 1971 года.
И вот, благодаря тому, что Дэвид Тибет стал выпускать новые, ранее не выпущенные песни Фэя, Генри через этого продюсера смог найти музыканта.
Когда Генри начал свои поиски, он не был даже уверен, что Фэй вообще ещё жив.
"Когда Джошуа рассказал мне о своем отце и о том, что он вырос, слушая мою музыку, это было правдиво и глубоко. Мне показалось, что я должен идти по этому естественному пути. Но это было странно".
- говорил Фэй.
Когда Генри сблизился с Фэем, он узнал, что тот хранит гору кассет и мини-дисков с песнями, над которыми он работал понемногу каждый день большую часть своей жизни:
"Он начал присылать демки взрывающих сознание песен одну за другой!"
Генри обратился к 50 разынм лейблам, делясь своими ранними открытиями и своим видением предполагаемой музыки и списком приглашённых звёзд для нового материала Фэя. Американский инди-рок-лейбл Dead Oceans наконец согласился инвестировать в Фэя (как в признанную молодую группу, готовую сделать большой прорыв).
"Было несколько демок, и песни были как никогда великолепны. Но Билл не является традиционным гастролирующим артистом. Это позволило нам развиться и узнать какого это - работать с таким человеком".
- говорил владелец лейбла Dead Oceans, Фил Уолдорф.
И ставка окупилась: первые два альбома Фэя для Dead Oceans, "Life Is People" в 2012 году и "Who Is the Sender?" в 2015 году были прибыльными и побили рекорды, которые он установил сорока годами ранее первыми двумя альбомами.
Фэй все еще писал о своём недоверии к правительству и вере в добро людей. Джошуа Генри изящно придал этим песням камерную поп-элегантность. Голос Фэя уже немного дрожал и хрипел от старости, что тем не менее придавало песням шарм и мудрости.
В 2020 году вышел третий (на Dead Oceans и пятый вообще) альбом Билла Фэя под названием "Countless Branches" ("Бесчисленные ветви").
Если первые два альбома Фэя для Dead Oceans были смелым повторением его наследия, то новый альбом - это его скромное заявление о существовании. Фэй настаивает, что теперь он не менее потрясен порядком жизни в мире, чем во время войны во Вьетнаме, когда он записывал "Time of the Last Persecution". Но 10 песен из "Countless Branches" кажутся открытками из жизни, потраченной на преодоление этого отчаяния. "Я вновь наполнен чудом" - повторяет он за игристым пианино, его трескучий голос даёт уверенность в том, что однажды и вы это почувствуете.
"Countless Branches" - это успокаивающие колыбельные и вдохновляющие гимны для других - уже для наших - тяжёлых времён.
Песни Билла Фэя, новые и старые, наконец достигли широкой аудитории.
Сейчас ему 76, и за это десятилетие он сделал столько же альбомов, сколько за шесть прошедших десятилетий вместе взятых.
Джошуа Генри всё пытается уговорить Фэя пойти в студию с более молодыми музыкантами, на которых он оказал влияние, чтобы попробовать сделать что-то вместе. Но Фэй никуда не торопится..
"Лучше я буду проводить свободное время, делая то, что я всегда делал. Я очень рад, что эта сторона моей жизни продолжалась всю мою жизнь - поиск песен в углу комнаты..."
- сказал Фэй со смешком.
Вот такая вот история.. Вот такой вот он, дядюшка Билл..
Послушайте, пожалуйста, его красивые, вдохновляющие, такие чистые, такие добрые песни.. Уверены, вам понравится. Здорово будет начать с его последнего альбома (его апогея), "Countless Branches".
Приятного вам прослушивания..
Спасибо, что дочитали!
Автор: Стефан Маньковский
PS: Дайте, пожалуйста, знать, если эта статья вам понравилась. И расскажите, какая песня Билла Фэя нравится вам больше всего, если вы его слышали.
И подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего самого полезного и интересного в культуре и мире в целом. Плюс это помогает нам делать контент всё чаще и качественнее.
God bless! Go true!