Найти в Дзене

Легендарный DKW RT 125. Рассказываю, как и почему его все копировали ‐ от СССР до США

Оглавление

DKW RT 125 Был действительно культовым, легендарным мотоциклом своего времени, однако путь к этим званиям лежал непростой. Народный, простой, надёжный и очень дешёвый мотоцикл сразу обрёл популярность, которая со временем только нарастала и в один момент сыграла абсолютно решающую роль. Но модели с точно такой же идеей выпускались многими производителями того времени, - так почему же родоначальником и популяризатором этого класса мотоциклов, особенно в СССР, стал именно он? Эту интересную историю, которую должен знать любой любитель ретромототехники, я вам сегодня и расскажу.

Давайте для начала разберёмся с историей виновника сегодняшнего торжества.

Логотип компании DKW. Везде он встречается в разных вариациях, но что интересно – на многих вариантах знакомые нам 4 кольца auto union. Ничего не напоминает?
Логотип компании DKW. Везде он встречается в разных вариациях, но что интересно – на многих вариантах знакомые нам 4 кольца auto union. Ничего не напоминает?

DKW - компания, занимавшаяся производством автомобилей и мотоциклов.

Её основал датский инженер Йорген Расмуссен. В 1916 году он начал проект по созданию автомобиля с паровым двигателем, который финансировался за счёт немецких военных властей. После Первой мировой войны интерес к паровым двигателям угас, и в 1921 году проект был прекращён. Единственное, что осталось от него, были три буквы DKW (Dampf Kraft Wagen. Дословно - "Силовая паровая тележка", "Паровой автомобиль"), запатентованные Расмуссеном как товарный знак. Завод располагался в славном городке Чóпау.

Живописный и очень красивый город.
Живописный и очень красивый город.

Модель RT 125 увидела свет в 1939 году, после долгих мотоциклетных экспериментов компании. К тому времени DKW успел представить немало мотоциклов, а сегодня большинству известен только этот маленький зверёк.

Вот он – герой нашей статьи и прародитель всех "осьмушек" середины-конца 20-го века.
Вот он – герой нашей статьи и прародитель всех "осьмушек" середины-конца 20-го века.

К слову, различные производители выпускали эту модель и её модификации вплоть до 1965 года. А советская мотопромышленность так вообще выросла практически именно из этого немецкого мотоцикла. Но обо всём по порядку...

Немного ТТХ: Одноцилиндровый двигатель, воздушное, само собой, охлаждение, 125 "кубов" и 4,75-6,5 л.с в зависимости от модели. Чугунный цилиндр с алюминиевой головкой, расход 2,5 литров на 100 километров. Весил мотоцикл всего 70 килограмм, и развивал скорость в 75-90 км/ч. Между прочим, вполне солидные показатели для того времени.

Очень несправедливо считать этот мотоцикл слишком примитивным.

Он имел революционную по тем временам технологию двухканальной возвратной продувки, разработанную немецким инженером Адольфом Шнюрле. DKW приобрела лицензию и, соответственно, эксклюзивное право на применение этой технологии, которая позволила отказаться от использования дефлектора на поршне, повысить эффективность сгорания топлива и мощность двигателя. Это и определило развитие мотопромышленности во всём мире на многие года. Впервые она была использована DKW аж в 1930 году ещё на модели RT 100, на базе которой и появился RT 125.

RT 100 (1936) в исполнении De Luxe. Выглядит куда архаичнее чем RT 125.
RT 100 (1936) в исполнении De Luxe. Выглядит куда архаичнее чем RT 125.

Итак, в 1941 году DKW RT 125, к тому времени уже абсолютный народный любимец в германии (кстати,«RT» означает «Reichstyp» - «национальная модель») встал на вооружение вермахта и поставляется армии в очень больших количествах. Госзаказ - это серьёзно, и в данном случае он длился вплоть до самого конца войны.

Завод DKW в Чóпау.
Завод DKW в Чóпау.

RT 125 - вероятно, наиболее скопированный мотоцикл всех времён. Почему?

Страны-победители получили особенное право на воспроизведение. В число этих стран входит СССР, США, и Великобритания. СССР, например, принял чертежи, инструменты и даже несколько десятков сотрудников в качестве военных репараций. Таким образом, чертежи этого мотоцикла были переданы на московский мотоциклетный завод - ММЗ (позже производство переехало в Минск на ММВЗ)

ММЗ М1А "Москва". Практически полная копия мотоцикла DKW и один из первых советских послевоенных мотоциклов.
ММЗ М1А "Москва". Практически полная копия мотоцикла DKW и один из первых советских послевоенных мотоциклов.

А также на Ковровский мотоциклетный завод - ЗиД.

"Ковровец" К-125, ранняя модель. Найти такой сегодня даже на фото очень сложно. А возможность купить – просто бесценна.
"Ковровец" К-125, ранняя модель. Найти такой сегодня даже на фото очень сложно. А возможность купить – просто бесценна.

Таким образом, было положено начало к производству мототехники на этих двух заводах. Но дальше - больше: оба завода начали дорабатывать модель DKW, развиваясь и уходя в собственную, оригинальную конструкцию, не зацикливаясь на производстве точной копии немецкого мотоцикла. И вполне справедливо заключить, что все последующие модели этих заводов были не копией, а логичным продолжением, качественной эволюцией от DKW RT 125. Ведь именно он положил начало к развитию этих двух марок. Подробнее об этих марках, их конкуренции и эволюции от немецкого прародителя я обязательно расскажу в следующей статье.

Но, как я уже сказал, далеко не только в СССР было организованно производство этой модели. в США, например, копия DKW выпускалась на заводе Harley-Davidson под именем "Hummer".

Сложно поверить что это "Харлей"! Такой милый малокубатурный мотоцикл никак не вяжется с современным образом брутальной и крутой компании. Хотя даже здесь прослеживается некоторые преемственные черты: каплевидный бак, элегантное переднее крыло, довольно широкая сидушка... в общем – американец.
Сложно поверить что это "Харлей"! Такой милый малокубатурный мотоцикл никак не вяжется с современным образом брутальной и крутой компании. Хотя даже здесь прослеживается некоторые преемственные черты: каплевидный бак, элегантное переднее крыло, довольно широкая сидушка... в общем – американец.

Великобритания скопировала RT 100 и RT 125 ещё во время войны, но корневые чертежи получила только после неё. Копии этих двух моделей выпускала компания Royal Enfield.

Royal Enfield RE 125. Сразу чувствуется британец: уж больно аккуратный и утомлённый внешний вид. Пожалуй, эта модель технически имеет меньше всего общего с прародителем.
Royal Enfield RE 125. Сразу чувствуется британец: уж больно аккуратный и утомлённый внешний вид. Пожалуй, эта модель технически имеет меньше всего общего с прародителем.

Чертежи RT 125 стали основой мотоцикла Bantam (D1) от Британской компании BSA. Он представлял собой доработанную зеркальную копию RT 125: цепь задней передачи и генератор находилась не справа, а слева, а КПП и кикстартер перекочевали, наоборот, на правую сторону.

Опять британец, и на этот раз – BSA Bantam (D1). Ещё более элегантный и утонченный. Внешне, конечно, просто шикарен.
Опять британец, и на этот раз – BSA Bantam (D1). Ещё более элегантный и утонченный. Внешне, конечно, просто шикарен.

Помимо всех указанных сегодня мотоциклов, клоны DKW выпускались так же в ГДР, Италии, Венгрии, Польше, и даже Японии. О самых интересных и редких клонах этого мотоцикла я обязательно расскажу в отдельной статье - тема интересная и вполне заслуживает самостоятельной статьи.

В целом, помимо просто полученных в качестве репараций чертежей и документов массовый выпуск DKW можно объяснить его простотой, дешевизной, надёжностью, крайне удачной конструкцией и экономичностью. И всё это в итоге привело к тому что конструкция разошлась по всему миру. Этот легендарный мотоцикл достоин того, чтобы ему стоял памятник - ведь именно он вдохнул жизнь в мотопромышленность многих стран мира в очень сложное послевоенное время.

Я как всегда благодарю вас за внимание и проявленный интерес. Подписывайтесь на мой блог и делитесь своим мнением в комментариях - я с удовольствием вступлю с вами с обсуждение. До встречи в новых статьях!