Найти тему
Makedonski_

"Немецкая тройка" в годы Второй Мировой. Часть вторая. BMW

Этот, пожалуй, один из самых именитых производителей автомобилей и мотоциклов в мире, начинал свою деятельность в 1916 году в Мюнхене, изначально занимаясь самолетными двигателями. Образовалась компания в результате слияния двух мелких производителей авиадвигателей — Rapp-Flugmotoren Werke и Otto-Werke. Род ее деятельности запечатлен в логотипе — вращающийся самолетный пропеллер на фоне голубого неба.

При этом логотип великолепно сочетается с разделенным на белые и голубые ромбы флагом земли Бавария, где компания находится (Мюнхен — столица Баварии) и в честь которой получила свое название — Баварский моторный завод. Тут нужно сделать краткое отступление. Дело в том, что расшифровка логотипа давно уже вызывает домыслы и споры. Для одних это исключительно пропеллер, другие считают, что все дело в флаге. Но есть и третья сторона, считающая, что логотип BMW — это очень удачное сочетание и того и другого. Причем есть все основания полагать, что основой послужил именно отзеркаленный флаг Баварии. Сама BMW о происхождении своего логотипа скромно умалчивает.

В первые же годы своего существования BMW показала на что способна — самолет, использовавший ее двигатель, установил мировой рекорд, достигнув высоты почти в 10000 метров. В годы Первой мировой войны именно BMW была основным поставщиком двигателей для германских самолетов.

Henkel he-51b
Henkel he-51b

Во Вторую Мировую войну основной продукцией BMW становятся самолетные двигатели и мотоциклы.

Большое распространение в армии Вермахта получил мотоцикл BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище «Сахара» из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля. Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный оппозитный двигатель объёмом в 745 см3 и мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на «Сахаре» среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места. Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen. BMW R75 мог буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм или прицеп с 81-миллиметровым миномётом или с противотанковым ружьём. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. Мотоцикл использовался в разведподразделениях, в мотоциклетно-стрелковых частях и стал одним из символов фашистской агрессии.

BMW R75
BMW R75

Истребители Фокке-Вульф Fw. 190

Готовясь к войне, немцы возлагали большие надежды на истребители Мессершмитт Bf. 109, которые строились большой серией. В других странах на вооружении ВВС, как правило, находились два-три типа истребителей. Они имели разную конструкцию, располагали теми или иными возможностями. И хотя военное ведомство Геринга считало, что истребителю Мессершмитта нет равных в мире, оно тем не менее было заинтересовано в разработке еще одной машины, отличающейся от Bf 109.

В 1937 году группа конструкторов фирмы Фокке-Вульф под руководством Курта Танка приступила к созданию такого самолета. В качестве силовой установки для новой машины был выбран 12-цилиндровый 1550-сильный двигатель воздушного охлаждения BMW-139 (отметим, что BMW производило исключительно двигатель, прочие узлы и агрегаты разрабатывались и собирались без участия нашей компании). Хотя он имел большую площадь поперечного сечения по сравнению с двигателем водяного охлаждения DB-601, установленного на Bf. 109, зато был почти в полтора раза мощнее. Естественно, что это не могло не сказаться на летно-технических характеристиках новой машины.

1 июня 1939 года летчик-испытатель фирмы капитан Ганс Зандер поднял в воздух первый опытный экземпляр самолета, получивший обозначение Focke Wulf Fw. 190. Он показал скорость 595 км/ч — почти на 30 км/ч больше, чем у серийных Bf 109E того же года выпуска. Но это был еще не предел. Немецкие моторостроители наращивали мощность двигателя с каждой новой модификацией. Одним из самых производительных поршневых агрегатов баварских мотористов стал BMW 801D-2, мощностью 2100 л.с. Силовой установкой оснастили многие самолеты, в том числе самую совершенную серийную машину Курта Танка Fw.190-A8. С таким двигателем эти истребители стали летать еще быстрее.

Focke Wulf Fw 190A8 5.JG300 Red 1 Klaus Bretschneider M499 Germany 1944.
Focke Wulf Fw 190A8 5.JG300 Red 1 Klaus Bretschneider M499 Germany 1944.

Кроме поршневых двигателей, BMW успело достойно выступить в гонке за освоение реактивной тяги, став одним из пионеров турбо-реактивных двигателей со своим детищем BMW-003. Данный агрегат ставился на один из самых ранних реактивных самолётов, "народный" Heinkel He 162 Volksjäger (или Salamander), обладавший инновационной системой катапультирования. "Народным" самолет назвали из-за планировавшейся дешевизны и темпов производства. Из-за низких лётных характеристик, сложностей в управлении и низкого качества лётного состава под конец войны, самолёт представлял большую угрозу для своего пилота, чем для самолётов противника.

Боевая карьера He 162 завершилась 8 мая 1945 г., когда английские танки заняли аэродром Лекк, на котором базировались уцелевшие истребители.

Heinkel He 162 Volksjäger
Heinkel He 162 Volksjäger

Помимо этого, BMW имели все шансы использования своего двигателя на легендарном Me 262 Schwalbe. Пригодные для установки на самолете двигатели BMW-003 поступили на завод фирмы «Messerschmitt» ноябре 1941 года, первый полет с ними был совершен 25 марта 1942 г. Однако, в полете оба двигателя отказали, и катастрофа не произошла только потому, что летчику удалось включить поршневой двигатель фирмы Jumo, предусмотрительно не демонтированный с самолета. По иронии судьбы, именно турбореактивные двигатели Jumo-004 и вытеснили баварцев вследствие крайне низкой надежности и недостаточной тяги BMW-003 для этого самолёта.

Предсерийный образец Me 262 V.1 с реактивными двигателями BMW-003 под крыльями и поршневым Jumo 210G в носу
Предсерийный образец Me 262 V.1 с реактивными двигателями BMW-003 под крыльями и поршневым Jumo 210G в носу

Редкое видео для пилотов РККА о FW-190 A4, в котором можно наблюдать данный самолёт в полёте:

Авто
5,66 млн интересуются