Послевкусие после дискуссии
В рамках выставки ORELEXPO 2020, прошли ряд дискуссий, одна из которых меня заинтересовала, и я был приглашен на нее в качестве участника. Ее название – «Тренды и прогнозы использования гражданского оружия в России». Большая часть дискуссии, была посвящена новеллам в оружейном законодательстве, которые представил Азамат Дышеков, заместитель начальника управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии.
В основном, речь шла о так называемом «электронном разрешении» на оружие. Идея заключается в том, чтобы выдавать электронную карту вместо привычной РОХи. На чипе карты будут записаны все единицы оружия, имеющиеся у гражданина. Считывание с карты будет производиться по технологии NFC. Продажа и регистрация оружия будет осуществляться с помощью таких карт.
Вместе с тем, будет создан единый электронный реестр оружия, в котором будут отслеживаться не только владельцы, но и движение каждой единицы от производства/ввоза в РФ до момента утилизации.
Введение этих новшеств планируется до 2023-24 гг.
Идея прогрессивная. Вместе с тем, у оружейной общественности, есть ряд вопросов. В.М. Мазаев, аккредитованный эксперт Министерства Юстиции РФ и представитель «Право на оружие», задал ряд обоснованных вопросов.
Например, доступность интернета на отдаленных территориях, с помощью которого можно связываться с базой данных.
Еще один важный вопрос - возможность удаленного аннулирования разрешения. Тут возникает масса гипотез – от злонамеренного вмешательства неустановленных лиц до халатности оператора. Причем, все это может произойти на охоте, на стрельбище и человек, фактически, окажется без документов.
В.М. Мазаев совершенно справедливо поставил вопрос о «кулуарности» разработки и внесения новых законодательных актов, без обсуждения с общественностью. Нет ни одного опубликованного официального документа по этому поводу, кроме интервью директора РГ в «Российской газете» в марте этого года. Было предложение создать по этому поводу хотя бы общественный совет.
В.М. Мазаев указал на необоснованное обременение владельцев оружия в виде наличия гладкоствольного оружия перед приобретением нарезного.
Лично у меня тоже есть вопросы к проекту электронной базы. Как будут защищаться персональные данные владельцев оружия, ведь постоянно поступают сообщения о продаже недобросовестными служащими информации из различных баз. Например, из базы московских камер с распознаванием лиц.
А ведь такая чувствительная информация, как владение оружием, может стать очень ценной для преступников. В качестве примера, о котором сообщила правозащитница Алена Попова, приведу недавнюю историю по утечке персональных данных из одного московского каршеринга. Потерпевший Х. подвергся шантажу мошенников, которые, воспользовавшись данными Х., «повесили» на него несуществующие кредиты. Угрожая распространить о Х. информацию о том, что он, якобы, педофил, мошенники принуждали Х. платить по «кредитам».
Представляете, насколько «лакомым» для мошенников является обладатель оружия?
Вместе с «электронным слежением», которое сейчас осуществляется за гражданами с помощью видеокамер – это страшное оружие. И уж совсем абсурдна, высказываемая некоторым региональными руководителями, идея устанавливать на смартфоны охотников программы, отслеживающие их перемещение.
Есть и экономический аспект «Единого реестра оружия». Как и в случае с аналогичной системой ЕГАИС по учету спиртосодержащих жидкостей, внедрение системы потребует от предприятий внедрения специального ПО, считывающих устройств. Все это приведет к удорожанию продукции, которое оплатит конечный покупатель.
Основной вопрос, по которым высказался я – это уменьшение количества оснований для аннуляции разрешения на оружие, связанных с административными нарушениями. Данная тема была разработана в соавторстве с моим коллегой, юристом, оружейным блоггером, Кириллом Вороновым (Эсквайр К).
Разумеется, нарушения в области оборота оружия, охоты, оборота наркотиков, связанные с насилием или потреблением алкоголя, как я полагаю, по-прежнему должны являться такими основаниями. Но за последние годы, в РФ административное законодательство было дополнено огромным количеством статей. Это, на мой взгляд, относительно малозначительные нарушения, либо относящиеся совсем к иной сфере жизни – например, утеря паспорта. Главы 19 и 20 КоАП РФ содержат огромный перечень правонарушений против порядка управления, нарушение которых может стать поводом для аннулирования разрешения на оружие.
В последний год федеральное и московское административное законодательство пополнились еще статьями, связанными с нарушениями режима самоизоляции. Многие нормы явно непродуманные, а их реализация в «автоматическом» режиме, без учета презумпции невиновности, просто возмутительна.
Приведу пример с установкой приложения в Москве программы «Социальный мониторинг» больным КОВИД, которые оставались дома. Некоторым из них, включая неходячего инвалида, «прилетали» штрафы по данным от этой программы о, якобы, нарушении режима самоизоляции… несвоевременная оплата такого штрафа (о котором гражданин мог и не знать, проживая не по месту постоянной регистрации) влечет наказание по ст.20.25 КоАП РФ (та самая 20 глава). Кроме того, в КоАП есть огромное количество «экономических» статей (например, ст. 19.7 (непредставление сведений). Не говоря уже о ст. 19.10 (нарушение законодательства о наименовании географических объектов), 19.19 (нарушение законодательства о единстве измерений) … и далее по списку. Очевидно, что связать эти правонарушения с оружием… здоровому человеку в голову не придет. При этом, за управление автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения оружия не лишают.
Фактически нарушается сразу несколько принципов права: соразмерность содеянного и наказания, поскольку устанавливается дополнительное наказание, по своей санкции тяжелее санкции за основное правонарушение – ведь владелец оружия, потерявший право на его владение, вынужден его продать/подарить/сдать на утилизацию, а в случае с нарезным оружием- еще и на 5 лет лишится права на его приобретение. Разумеется, следует убрать и «непрерывность» стажа. А лучше, вообще его отменить.
Вывод: требуется снизить количество оснований для аннулирования разрешения на оружие, создав исчерпывающий список «профильных» нарушений.
Еще одно предложение связано с появлением нового класса оружия – РСС или пистолет-карабин под пистолетный/револьверный патрон, который предлагается, в связи с низкими убойными свойствами РСС приравнять к «гладкостволу». Компромиссный вариант –введения новой категории РСС с уменьшенным двух-трёхлетнем стажем/без стажа.
Тем более, что вопрос о таком оружии решен с помощью оружия со сверловкой ствола Ланкастер под патроны 345ТК и 9х22 Алтай.
От представителей «Росохотрыболовсоюза», а именно президент этой организации Татьяны Арамилевой, прозвучало, на мой взгляд, довольно странное предложение: дать право некоего «надзора» за охотниками охотколлективам.
Лично я считаю, что это бессмысленное предложение, поскольку охотник не может «наблюдаться» 24 часа в сутки 7 дней в неделю охотобществом. Узнать, что у него на душе не всегда может даже профессиональный психолог, не говоря об охотколлективе.
И уж точно не сможет охотколлектив проследить за поведением охотника на охоте в силу того, что всегда есть возможность поехать на коммерческую охоту в любой регион и почти любое охотхозяйство.
Я понимаю подоплеку предложения «Росохотрыболовсоюза» - дать охотничьим НКО правовую «дубину» для того, чтобы пополнить свои ряды и заставить платить членские взносы. Лично я против того, чтобы давать такие права НКО.
Безусловно, проблема повышения стрелковой и охотничьей культуры есть, но она решается не так, а через госэкзамены, как это принято в «великих охотничьих державах» - Германии, Скандинавии и т.п.
На встрече были затронуты также важные вопросы.
Смягчения правовых ограничений на тиры и стрельбища. Отмечалась нехватка стрельбищ, особенно, что касается больших дистанций.
Упрощение регулирования исторического и антикварного оружия.
Вопросы регулирования пневматического оружия. Снова была высказана идею о ликвидации пятилетнего стажа владения гладкостволом для мелкашки 5,6 (.22LR) – на мой взгляд, это пересекается с моим предложением относительного пистолет-карабинов (РСС) - приравнивание этого оружия к гладкостволу, либо создание специальной "облегченной" категории.
Статья коллеги Эсквайр К тут.
==============================
Другие мои ресурсы, которые могут быть интересны читателям данного канала
Сайт о гражданском оружии http://gun-test.ru/
Сайт об экипировке, вездеходах, гаджетах для туризма http://pro-outdoor.ru/
Youtube канал https://www.youtube.com/c/GunandOutdoortests
Поддержать проект
Мои тесты оружия –достаточно дорогие мероприятия, которые требуют закупки боеприпасов, аренды стрельбищ и т.п. Например, 1 патрон российского производства стоит 30 рублей. Больше ресурсов- больше тестов!