Найти тему

Хрущев в рекламе Pepsi

А вы знали, что во времена холодной войны Хрущев рекламировал американский напиток PepsiCo?

Но давайте не будем голословны и разберемся, как такое могло произойти.

В рамках соглашения о культурном сотрудничестве между Штатами и Советским Союзом летом 1959 года, в московском парке культуры и отдыха "Сокольники" открылась Американская национальная выставка, посвященная промышленной продукции США. Напомним вам, что холодная война между двумя блоками государств, центром одного из которых был СССР, а другого - США, началась в 1946 г. и продолжалась вплоть до конца 1980-х гг. То есть все события, которые будут описаны далее, происходили в самый разгар этой войны.

На выставке в Москве американцы хотели показать, как они живут, работают, учатся и пользуются результатами своих трудов. Считалось, что эта выставка позволит лучше понять друг друга двум великим народам и поможет наладить сотрудничество в достижении процветания мира во всем мире.

Главными дизайнерами данной выставки являлись архитектор Ричард Бакминстер Фуллер, художник выставок Джордж Нельсон и знаменитый дуэт супругов-дизайнеров – Чарльз и Рэй Имз. Специально для этой экспозиции иностранные гости возвели круглый павильон с ажурным «скорлупчатым» куполом золотистого отлива – так называемый «Геодезический купол», дугообразную стеклянную конструкцию, специальное сооружение для показа кругорамных фильмов, а также множество киосков, искусственных водоемов, цветников и открытой площадки для показа автомобилей.

В павильонах выставки показывали фильмы производства кинокомпании Disney и картины Джексона Поллока, представляли автомобили американских марок, таких как Ford, Cadillac и Lincoln, компьютеры IBM RAMAC, различную бытовую технику, о которой среднестатистический советский человек не имел даже понятия, тюбики Coty Cosmetics, туфли на шпильке, популярные пищевые бренды, в том числе и PepsiCo. Для данной компании эта выставка, можно сказать, стала переломным моментом в развитии и продвижении своего товара.

В тот период времени компания PepsiCo терпела убытки в связи с революцией на Кубе, в результате которой потеряла доступ к своим плантациям сахарного тростника. К тому же вечный конкурент CocaCola в несколько раз опережала PepsiCo по продажам газировки. Бренду нужна была яркая и необычная реклама, чтобы прорваться в лидеры по производству напитков.

Главному представителю компании PepsiCo Дональду Кендаллу необходимо было действовать решительно и перед открытием выставки он подошел к вице-президенту США Ричарду Никсону и объяснил положение своей компании. Он попросил его любыми правдами и не правдами подвести Хрущева к стенду с пепси-колой.

Никсон согласился помочь бренду. В день открытия выставки, вице-президент США прибегнул к хитрости и предложил Никите Хрущеву попробовать два варианта напитка пепси, один из которых приготовили на советской воде, а другой — на американской. Он попросил советского лидера сравнить их вкус и оценить, какой напиток окажется лучше. Хрущев конечно же согласился и подошел к стенду компании, где газировку ему подал Дональд Кендалл.

Никита Сергеевич попробовал оба напитка и несомненно сказал, что
пепси из советской воды намного вкуснее. Хотя на самом деле газировка ничем не отличалась одна от другой. Но этот момент попал на камеры вездесущих журналистов иностранных изданий, и уже на следующее утро по всему миру разлетелись кадры с выставки где советский лидер стоит со стаканчиком пепси в руках. Эти снимки были подписаны фразой «Хрущев хочет быть общительней» и девизом PepsiCo того времени — «Будь общительней. Пепси поможет» («Be Sociable. Have a Pepsi»). Так, с помощью хитрости американского вице-президента и главного представителя бренда по производству газированных напитков, Никита Хрущев, сам того не зная, стал лицом рекламной кампании PepsiCo.

После такой неожиданной и громкой рекламы продажи газировки подскочили
в несколько раз.

Сама выставка продолжалась еще несколько недель. Всего за это время на нее пришли 2,7 миллиона гостей, которые выпили более
трех миллионов стаканчиков пепси. Один из посетителей оставил в «Книге отзывов» восторженную запись:

«Я — советский журналист, побывавший на вашей Национальной выставке, потрясен очень вашими экспонатами. Особое впечатление произвели на меня ваши автомобили, моды, картины, обувь и т. д. Очень понравился мне ваш напиток дружбы «Peps-cola». Набор джазовых инструментов — это просто шедевр. Лучшего не может быть. Да, выставка очень интересна и замечательна. Хочется выразить уверенность, что в будущем вы представите нам еще более интересные экспонаты. Желаю вам всего хорошего в вашей жизни и работе.

С приветом,
8 августа 1959 года»

Но не всем советским гражданам пришлась по вкусу импортная газировка:

«Выставка интересная. Хороши автомобили. Радиоэлектроника представлена слабо. Жигулевское пиво лучше, чем пепси-кола. Интересны подвесные лодочные моторы. Слабо представлена почему-то наука и изучение космоса, ведь мы считаем вашу страну передовой (после нашей).

А вообще кончайте с атомными испытаниями, ведь их вред вы почувствуете и на себе.
30 июля 1959 года»

В 1973 году начались первые крупные поставки пепси-колы в СССР, а спустя год в Новосибирске даже организовали отдельный завод PepsiCo. И в конце 1970-х годов в Москве появилась целая сеть белых киосков с красно-синими эмблемами. Но советские специалисты тоже не стояли на месте, а готовили ответ иностранному производителю. И к тому времени придумали свой рецепт тонизирующего напитка на зверобое, эвкалипте, солодковом корне, листе лавра, цедре лимона и пихте. Напиток этот назывался «Байкал».

Конечно, на Американской национальной выставке происходили и другие яркие, запоминающиеся события. Например, кухонные дебаты между руководителями США и СССР, которые проходили в одном из выставочных экспонатов, а именно в доме, который, по словам организаторов, мог позволить себе любой американец. Дом был заполнен всевозможной бытовой техникой, на которой Никсон сделал акцент, что и дало название дебатам. В свою очередь Хрущев отметил, что промышленность Советского Союза ориентирована не на производство предметов роскоши, а на производство действительно необходимых советскому человеку товаров. На такое обилие американской бытовой техники он ответил сарказмом: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и проталкивала?».

Интересно то, что этот на первый взгляд пустяковый эпизод подробно описан в мемуарах как Николсона, так и Хрущева.