В мифологии любой культуры , как в зеркале, отражаются характер народа, его ценности, которые он превозносит и антиценности, которые он порицает. Очень интересно сравнивать между собой мифологические системы разных народов. Чем дальше мы уходим на север, тем суровее становится дух мифологии, тем более жестокими становятся боги, битвы кровопролитнее и безнадёжнее судьбы. И своего апогея это «нарастание драматизма» достигает в мифологии крайнего европейского Севера – в мифологии скандинавов.
Скандинавская мифология является ветвью германо-скандинавской мифологии. Она начала формироваться у германских племен около V века до нашей эры. Прародителями скандинавской мифологии принято считать англосаксов (предки современных англичан), данов (предки датчан), норгов (современные норвежцы), свеев (шведы), ютов, германцев и других.
Дольше всех сохраняло свои языческие верования население острова Исландия по причине более поздней его христианизации, также роль сыграло его удалённое географическое положение.
Образ мира, выработанный народами Северной Европы, во многом зависел от их образа жизни. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении суровой и слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко населяла враждебными силами. Центр их жизни – обособленный сельский двор. Соответственно и всё мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб. Подобно тому, как вокруг их усадеб находились невозделанные пустоши или скалы, так и весь мир мыслился ими состоящим из резко противопоставленных друг другу сфер. Это мы увидим позже, когда будем проходить космогонию, то есть создание мира.
Скандинавские мифы увлекательны сами по себе. Мы поражаемся фантазии древних людей, создавших красочный и впечатляющие, одновременно мудрые и наивные рассказы о богах, чудовищах и других обитателей мифологического мира.
Скандинавская мифология – это прежде всего мифология викингов, воинов. На протяжении веков она создавалась именно ими и носила в основном воинственный характер. Военные походы были одним из основных источников пополнения богатства и процветания страны. Климат не позволял в полной мере заниматься земледелием и скотоводством, поэтому боги делились на 2 категории: покровители сражений и покровители плодородия.
Основные сведения по скандинавской мифологии сохранились в записях 13 века – стихотворной «Старшей Эдде», содержащей песни о богах и героях, и прозаической «Младшей Эдде», учебнике для скальдов (поэтов), созданном Снорри Стурлусоном. Отдельные мифы реконструируются по позднейшим сагам – например, по «Саге о Вёльсунгах» или по «Саге об Инглингах».
Старшая Эдда включает в себя множество произведений, которые не связаны сюжетно друг с другом. Они очень древние, принадлежат к разным эпохам. Автор неизвестен, предположительно несколько исландских поэтов приложили руку к написанию Эдды.Читать её непросто из-за особых метафор, или кеннингов, характерных для скальдической поэзии. Они могут состоять из двух существительных («Слёзы неба – дождь»), иногда встречаются многосоставные кеннинги. Именно поэтому песни Старшей Эдды нужно читать вдумчиво, не спеша.
Сурт едет с юга,
С губящим ветви.
(Сурт – подземный великан, правящий огнём. Губящий ветви-огонь.)
Младшая Эдда написана прозой. Она состоит из двух частей – «Видения Гюльви» и «Языка поэзии». (Бывает,что делят на 3, на 4 части).
В первой собраны основные мифы скандинавов, вторая же представляет из себя советы молодым скальдам. В 1000г Исландия приняла крещение, соответственно Снорри Стурлусон был христианином. Это повлияло на произведение. В прологе он пишет, что скандинавские боги, оказывается были людьми, троянскими воинами. Они покинули Трою и поселились в Северной Европе, местное население восприняло их, как богов.
Также Стурлусону приписывают создание ещё одного произведения под названием «Круг земной» - сборника скандинавских саг.
В этом произведении он упоминает языческий Храм в Уппсале (Шведский город). Также о нём рассказывает Адам Бременский в сочинении «Деяния архиепископов Гамбургской церкви». В этом храме проводились жертвоприношения, каждые девять лет на девять дней туда прибывали короли и народы, привозя богатые дары. От участия в торжестве не освобождался никто, даже христиане. Но них была возможность откупиться, послав дары.
В этом храме находились 3 статуи самых почитаемых богов – Локи, Одина и Фрейра, о них подробно мы поговорим позже. К богам были приставлены жрецы, которые от имени людей приносили им жертвы. Если грозил голод – жертвы приносили Тору, если война – Одину, если в скором времени будут свадебные торжества – Фрейру. Храм был окружён множеством деревьев, которые служили для принесения жертв, которые на них развешивались. Считалось, что благодаря этому деревья становились священными и обладали божественной силой.
В 1080 г. святилище было уничтожено, так как шло постепенное вытеснение языческой веры христианскими правителями.
В 12-13 веках, времени записи Старшей и Младшей Эдды, вся образованная Европа писала на латыни, исландская же письменность основывалась на родном, «народном» языке, что также сыграло немаловажную роль в сохранении почти в «первозданной чистоте» мифологического богатства.
Двадцатый век стал эпохой возрождения скандинавской мифологии. Неоязычество захлестнуло Европу и Северную Америку, а писатели стали всё чаще опираться на скандинавские сюжеты в своих произведениях. Появляется отдельное направление – «Нордическое фэнтези».
Актуальность мифов не исчезла, наоборот, она усилилась.
Спасибо за внимание :)