Хон Сонён. Отсюда и в вечность
На стенах тёмного зала, чуть подсвеченные порталы. Пурпурный, коралловый, лазурный, лаймовый, шафрановый – самые причудливые цвета дрожат в бескомпромиссной черноте. Лепестки. Капли туши. Капли крови. Рассыпанные тени на запястье. Они следят за тобой, эти неоновые хищные цветы, поворачиваются на звук шагов. Они ждут, как бессоновская глубина – задержи дыхание, нырни, отпусти канат. Куда? – в обещанное безвременье кротовых/кроличьих дыр? в первобытные заросли подсознания? Шагнуть бы вглубь, но взрослых не пускают в Зазеркалье, ребристый пластик это вам не камин. В шумную пустоту цифрового кода? Прописанные колонки цифр скручиваются в вихри, ползут лианами, клубятся беременной туманностью. «Здесь бы музыку потяжелее», - замечают из темноты. Но провалы молчат. Никто не собирается пугать – или приманивать. Бездна – не Даная в ожидании гостя, цветёт для себя. Хочешь – смотри, но тогда уж смотри в глаза, в омут, в лепестковую голодную пасть, в черное неотражающее зеркало. Только не думай, человек, что этого достаточно для рождения звезды.
Будущее, которого не будет
Марина Федорова. Cosmodreams
Женщина и космос – тема разработанная. Спасшая кота Сьюзан Сарандон, выжившая Сандра Буллок, опаздавшая, но всё же Энн Хэттуэй, Дженифер Лоуренс, опустившая раскаленный рычаг – не говоря об Алисе Селезнёвой, названной прототипом картинных героинь – все справились и покорили. Однако в известных (мне) героинях-космонавтках выставлены на обозрение решительность, ум, смелость, верность долгу и прочие добродетели современной женщины, включая физподготовку. Героини картин Марины Федоровой предельно иные: хрупкие, восторженные, нежные, губы подкрашены и никаких царапин. Они витают в облаках – буквально. Да и самый космос выглядит декорацией из фотостудии, такой он уютный. Выкачали бездонность, а туманности собрали в палетки. Cosmo в названии, конечно, Сosmopolitan, а не то, что на 1500 километров выше. Нет перегрузок и дефицита кальция. В этом мире ногти никогда не ломаются, а волосы не лезут в глаза. Можно пить кофе с видом на Юпитер, не волнуясь о столкновениях в поясе астероидов. В этих мечтах думать вообще не нужно, сиди и смотри. Или сбегай за хлебом, подкрасив губки. Почему-то я разучилась проникать в такие миры, если бы вдруг хотелось.
Механическая нирвана
Андреас Ваннештедт. Анимация
Катятся шары, качаются маятники, поднимаются и опадают волны стержней, скользят по трубкам колечки, укладываются спирали мармелада. Ни скрипа, ни звона, ни шуршания. Отлажено и освещено. Цвета леденцов – яблочный, вишневый, клубника со сливками. Мир наконец-то правильный и неопасный: никаких столкновений и падений, кнопки не заедают, ветер не раскачивает нити, кошка не угоняет шарик поиграть. Мир работает. Осталось стоять и смотреть на карамельную идиллию. Раз, два, три, четыре. Леска отсекает ровные кусочки поролона. Кусочки падают за край экрана – в никуда. Что-то постоянно исчезает из вида, заменяясь другим – неотличимым. Включаются вдруг затасканные, но не исчерпанные идеи человеческого муравейника, винтика, беговой дорожки, массы. И становится вдруг неуютно, словно тебя тоже уже посчитали. Хоть и не просто объяснить, чем плохо: за тебя подумали и предусмотрели, не врежешься в стенку, не сорвешься со штыря. А маятники раскачиваются, им некогда откликаться на мысли. Идеально работающий мир – как шагающая многоножка многоножка, ему нельзя задавать вопросы.
Видео о выставке "Анимация" можно посмотреть на странице музея Erarta в ВК: https://vk.com/videos-19191317?z=video-19191317_456239632%2Fclub19191317%2Fpl_-19191317_-2
Вы видели эти выставки или хотите их посетить? Какие мысли родились после знакомства с произведениями? На Ваш взгляд, искусство - это красивые мечты и возможность отдохнуть от надоевшей реальности или способ изменения мира? Давайте обсудим в комментариях или в групповом чате! https://yandex.ru/chat/#/join/bf0b0c0d-8ca7-430b-a2e4-aa30fc9a1bbe