Существует такое понятие как исполнитель одной песни. Наверное, здесь можно провести параллели с литературой и подумать об авторах одной книги. Если взять Грибоедова, то кроме произведения «Горе от ума» у него никто ничего не вспомнит. Маргарет Митчелл стойко ассоциируется с книжкой «Унесенными ветром». Маркес – «Сто лет одиночества». Экзюпери – «Маленький принц». При этом вовсе необязательно, что писатель написал лишь одно произведение. Вовсе нет. У того же Маркеса обширное наследие, но только кто его читал-то кроме горячих поклонников? А что мы знаем об Экзюпери кроме того самого принца?
Подобная же классификация применима и к Венедикту Ерофееву. Подавляющее большинство людей, читающих книги знают его исключительно как автора книги «Москва-Петушки». И, в общем-то, это главная книга в его творчестве. Всё остальное если и заслуживает внимания, то исключительно в ознакомительных целях.
Парадоксально, но мне приходилось встречать самых невероятных людей знакомых с творчеством Венедикта. Это были такие же, как и я, субтильные студенты или напротив взрослые преподаватели университетов. Ерофеев умудрился тронуть души своими словами абсолютно у разных слоев населения. При этом в самой-то книге нет какого-то захватывающего сюжета. Нет там каких-то откровений, но насколько же невероятно и поразительно это произведение.
Собственно, «Москва-Петушки» представляет тот самый пример книги, которую невозможно и главное не нужно экранизировать. Существует такой сорт литературы, которая живёт сама по себе. И перенести её со страниц на экраны не выйдет. Там важно само искусство русского языка. Его многообразие и сотни оттенков.
Иногда я задумывался, кем же был для нас этот самый Венедикт? Человек из другого поколения, но мы, подростки 90-х почему-то зачитывались его прозой. Казалось бы, что у нас общего? И культурный слой не должен совпадать. И воспитание и даже окружающая действительность, но, тем не менее, интерес он вызывал самый неподдельный. Возможно, это было связано с тем, что он писал одновременно легко и искренне. И будучи человеком, весьма образованным фактически как личность сложился среди простого народа.
Если рассматривать биографию писателя, то там будут десятки разных мест жизни. И ещё большее количество мест работы. Кем он только не трудился, при этом имея за плечами блестящее окончание школы и учёбу в главном университет страны. Впрочем, учебу он так и не закончил. В итоге не брезговал самой черной работой. Копал траншеи, ездил в какие-то экспедиции и судя по всему регулярно и настойчиво пил. Хотя даже это не точно. Ведь настоящий Венедикт и его Альтер эго в той самой книге это две разные истории. В конце концов, в его трудовой книжке имелась запись о работе сторожем в вытрезвителе. Согласитесь, что было бы весьма странно работать там же где, скорее всего он сам бы оказывался, если бы вёл точно такой же образ жизни, как и его литературный герой.
Как бы там не было вся судьба писателя состоит из каких-то бесконечных переездов, смен мест работы и ещё чего-то загадочного. Ведь литературного наследия он толком и не оставил нам никакого. Впрочем, возможно в его случае этого и не нужно. Ведь маэстро умудрился с одной книгой войти в историю нашей русской литературы. И занять там такое место, которое не удаётся занять всем тем, кто пишет десятки томов.
Удивительно, но факт. Ерофеева перевели более чем на 30 языков. При этом при жизни писатель, судя по всему, не заработал на своём творчестве абсолютно ничего. Возможно, в этом и заключается великий смысл русского писателя. Писать, потому что иначе ты жить не можешь. Писать не ради премий и изданий, а потому что в этом и заключается сама жизнь. Как бы там не было, сегодня у маэстро мог бы быть день рождения. Не исключено, что его бы сейчас считали классиком литературы и поздравляли какие-нибудь депутаты, но Венедикт избавил себя от всего этого. Он скончался в 1990 году в возрасте 51 года. Ну а нам ничто не мешает взять и перечитать его незабвенные страницы. Особенно если вы знаете названия всех этих прекрасных станций вроде «Серп и молот». Так что с днём рождения Венечка. И спи спокойно, мы тебя помним.
У меня на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.