Найти тему

Вопросы к Указам Мэра Москвы об «удаленной работе»

01 октября Мэром Москвы был опубликован пост (в личном блоге) о введение обязательной удаленной работы и принятием в связи с этим Указа № 96-УМ «О внесении изменений в указы Мэра Москвы от 4 апреля 2020 г. № 40-УМ и от 8 июня 2020 г. № 68-УМ».

06 октября был опубликован еще один Указ № 97-УМ «О внесении изменений в указы Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ и от 8 июня 2020 г. № 68-УМ».

Хотелось бы прокомментировать (задать риторические вопросы) некоторые пункты, названных в Указах, а также услышать мнение возможных читателей.

Во-первых, отмечу, что применяемое должностными лицами понятие «удаленная работа» отсутствует в российском законодательстве. При этом применяемое понятие «дистанционный режим работы» также в трудовом законодательстве не поименовано. В Трудовом кодексе РФ имеется понятие «дистанционная работа».

Во-вторых, возникает вопрос о возможности изменений условий труда без предварительного уведомления работников, а место исполнения трудовых функций к таковым и относится. Возникает вопрос о возможности перевода работников на дистанционную работу без его согласия на основании Указа Мэра, но это в данный момент никого, к сожалению, никого не волнует.

В-третьих, дистанционная работа подразумевает наличие ЭЦП у работника, а также возмещение работодателем всех расходов на организацию рабочего места и возникших при исполнении трудовой функции. Многим возмещают? ;)

В-четвертых, возникает вопрос о возможности подготовки большего количества документов и ознакомления с ними работников, которые переводятся на дистанционную работу за один рабочий день. Советую ознакомить работников хотя бы по телекоммуникационным видам связи, а в дополнительных соглашениях к трудовым договорам прописать возможность подписания документа электронной подписью (простой) с последующим предоставлением оригинала (когда получится ;)

В-пятых, возникает вопрос о возможности применения комбинированного режима, например, 2 через 2, то есть работники менялись бы в офисе. На мой взгляд, данный подход более чем разумен и позволял бы работникам не отрываться от деятельности компании и выполнять свои обязанности более качественнее и быстрее. Но с принятием сегодня (06/10/2020) нового Указа с обязанностью работодателей еженедельно сообщать о подлежащих переводу работников, сводит на «нет» такую возможность. Работаем по графику неделя / неделя 

Дополнительно отмечу, слово «подлежащих» переводу, а не переведенных. Понимаю, что про буквальное толкование актов наших властей лучше забыть.

В-шестых, непонятно, если переводят работника 65 + на удаленную работу, то входит ли он в число 30 процентов или нет, учитывая, что о них сказано в разных подпунктах. И если он возьмет в последующем листок нетрудоспособности, то исключаем ли мы его из списка «подлежащих переводу» или нет?

В-седьмых, для чего предоставление сведений о телефоне работников, номер его машин и транспортных карт. Тут мы все сможет предположить для чего. С учетом, что данные предоставляются без ФИО, то эти данные персональными не являются, но возникает один вопрос. За неполное или недостоверное предоставление информации работодатель несет ответственность, а если работник не сообщил ему все верные данные? Или у меня имеется два автомобиля, один я укажу, а второй нет?

В-восьмых, самый главный вопрос, где этот список оперштаба об отраслях, являющихся исключением? И может ли высшее должностное лицо субъекта делегировать оперативному штабу (по факту «отделу» в мэрии) полномочия принимать такие решения, не лучше было бы указать весь список отраслей сразу.

Вот такие вопросы возникли при изучении названных актов, хотелось бы, уважаемые читатели, услышать советы или вопросы, которым можно было бы посвятить отдельную статью.

Все изложенное выше является мнением, ненаправленное на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (статья 39 Конституции РФ).